Национальное законодательство




Введение

С каждым годом экологическая ситуация ставит перед человеком множество вопросов, в том числе и правовой. С одной стороны право должно защищать человека, существующую экосистему, обеспечивать разумное природопользование и поддерживать баланс интересов человека и живого мира, с другой стороны законодательно защищать сохранять видовое многообразие форм биологической жизни на земле.

В одних обществах это удается, в других право выступает как набор неких правил позволяющих устранять конкурентов и держать монополию на тот или иной вид деятельности.

В настоящее время, правовым статусом сейчас наделяют отдельные биологические виды и соединения, начиная от тканей-доноров, заканчивая «искусственным интеллектом». Однако, мы делаем акцент на создание человеком экологической ситуации при которой экосистема и какая либо иная форма биологического вида прекращает существовать.

 

· Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

· Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Если вы обратите внимание в обоих терминах системы отношений и категории зависят от восприятия человека или степени развития человеческого общества. Иными словами, что общество установило нормой в своих отношениях, то и стало правом и ограничением. Поскольку человеческое общество крайне неоднородно это и является проблемой в установлении норм в отношениях между собой и Природой в частности. Существуют разные правовые школы, системы многие из которых берут начало в религиозных институтах, что соответствующим образом отражается на национальных законодательных актах.

 

Международное право

Международное право в области охраны окружающей среды осуществляется по двум направлениям: 1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты; 2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учётом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктиду и почву.

Основная нормативная база сложилась с начала ХХ века. Первым международно-правовым актом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвящённая охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.

Однако, основная деятельность международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году[1], хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны ещё до этой конференции. После Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.

Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений[2].

Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду.

Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в своём докладе «Наше общее будущее» 1987 года впервые сформулировала концепцию устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой.

В 1991 году под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Европейская Экономическая Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).

Это незначительный перечень международно-правового сотрудничества в данной области.

Обращу внимание лишь на то, что когда возникли крупные экологические проблемы связанные как с межтерриториальным водами или смежными областями природопользования, вся нормативно правовая система оказалась не пригодной, так например годами не могут согласовать что делать с гигантскими мусорным островам в Тихом, Индийском, Атлантическом океане, или определить стандарты по использованию переработке пластиковой или иной упаковки. Про исчезновение целых биологических видов животных и птиц могу сказать, что это основная деятельность в основном общественных организаций, частных инициатив и редких государственных программ отдельных стран. В остальном это происходит чаще всего на бумаге, как констатация факта.

Результативность международного сотрудничества мы можем видеть по тому, что основные показатели загрязнения воды, атмосферы, почвы растут, а международные институты не в состоянии что либо изменить, но и ограничить основных эконарушителей.

 

Национальное законодательство

В России экологическая общественная тематика как самостоятельное явление в широком смысле появилась с конца 80-х годов. Основными факторами появления экологических и природоохранных движений были в первую очередь Чернобыльская катастрофа, защита озера Байкал, сибирских рек и исчезновения Аральского моря. Эти вопросы послужили консолидацией экологических настроений и формированию отдельных правовых норм в законодательстве СССР и затем в РФ.

В настоящее время основной нормативно-правовой базой регулирующей природоохранное законодательство, является, - Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации..

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности.

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.

4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).

7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения и обеспечения безопасности в этой области.

1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от

21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).

2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.

4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Группа законопроектов по природным ресурсам и природопользованию.

1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.

2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.

3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).

4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).

5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.

7. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.

8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).

10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продук- ции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.

12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лече- бно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных тер- риториях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.

14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, тер- риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.

16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Россий- ской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).

17. Федеральный закон «О территориях традиционного природо- пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений. Ряд статей подробно описывают уголовно-наказуемые составы преступлений. Например, в связи с последними событиями крайне актуальна статья экоцид (УК РФ Статья 358. Экоцид,- Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, -наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.), однако, эта норма так и осталась в теории правовой науки, хотя ее правоприменение крайне необходимо для сложившейся ситуации во многих регионах России.

Также, все реже и реже по обычным экологическим статьям,

  • Статья 250. Загрязнение вод
  • Статья 251. Загрязнение атмосферы
  • Статья 252. Загрязнение морской среды
  • Статья 254. Порча земли
  • Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр
  • Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
  • Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
  • Статья 258. Незаконная охота
  • Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений.

заводят уголовные дела, чаще используют административный кодекс, где также есть большой перечень статей посвященный экологии, поскольку там в качестве санкций в основном выступают материальные наказания – штрафы, то это наиболее распространено и актуально.

Поэтому не стоит удивляться тому, что по статистике идет явное снижение экологических преступлений с 2009 по 2016 число преступлений сократилось с 46 до 23 тысяч, хотя в действительности все наоборот должно быть.

Отдельно замечу, что тема экологического рэкета эта очень распространённая возможность «отъема» денег у хозяйствующих субъектов, где под видом экологической защиты через подставную экологическую экспертизу государство и иные «экозащитники» взыскивают значительные денежные средства.

В конце хочу обратить внимание, что несмотря на критическую экологическую ситуацию законодательная база в полном объеме позволяет сохранить экологическое равновесие, и на уровне правоприменения начинаются проблемы, начиная с лесных пожаров, заканчивая с утилизацией и переработкой отходов, мы видим, что нормы не работают и вопросы природоохраны остаются ничейными.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: