Психология в России (начало Х1Х века)




Психология в России в ХУ111 веке

 

Социальную базу науки в ХУ111 веке составлял крепостной строй. В России широко развернулось просветительское движение. Оно имело ярко выраженную антикрепостническую направленность, вело борьбу идеализмом и теологией в официальной науке, выдвинуло в центр проблему человека.

 

Основы материалистической русской психологии заложил М.В.Ломоносов (1711-1765) – великий ученый, физик, химик, историк философ, поэт, писатель, ученый-энциклопедист, организатор науки и просвещения в ХУ111 веке.

Психологические воззрения развивает в связи с научным исследованием природы, русского языка и других областей.

Материалистически объясняет ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств, считает одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества, подчеркивает роль мозга в различении раздражителей.

1757 г. «Слово о происхождении света». Выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения (сетчатка имеет три типа рецепторов, которые воспринимают красный, зеленый, фиолетовый цвет, белый цвет – результат равномерного возбуждения всех трех типов рецепторов). В начале Х1Х века Т.Юнг и Г.Гелмгольц детально разработали ее, истории она известна как теория Юнга-Гельмгольца.

1744 г. «Краткое руководство к риторике». Поднимает вопросы психологии речи, воображения, о представлениях и страстях.

 

Идеи Ломоносова развивал А.Н.Радищев (1749-1802).

 

1792-1796 гг. «О человеке, его смертности и бессмертии».

Отрицал существование души как самостоятельной субстанции, утверждал, что психика является функцией нервов и мозга и без них невозможна. Полемизируя с дуализмом Декарта, придерживается принципа материалистического монизма (Спиноза). «В видимом нами мире живет вещество одинакородное, различными свойствами одаренное».

Радищев отвергал противопоставление психического и физического по признаку протяженности, царившее в психологии со времен Декарта. Радищев утверждал, что мысленность имеет протяженность, т.к. в основе ее образ, а образ имеет протяженность. Мозг имеет протяженность, а поэтому и все содержащееся в нем.

Проблема развития психики.

Проблема способностей. Разделяет позицию Дидро. Из различий в темпераментах и потребностях, различий в нервном строении и раздражительности неминуемо вытекает то, что и умственные силы должны различаться в каждом человеке.

Сравнение психики человека и животных. Положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, а преобразует ее, обладает речью, прямой походкой, особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются с наличием у него знаний, занятий искусством, что расширяет возможности органов чувств «до беспредельности».

Социальная психология

Плеханов считае, что Радищев развивает некоторые идеи социальной психологии, а точнее общественной, т.е. психология людей в условиях общественной жизни, психология больших групп людей.

По возможностям совершенствования любой народ равен другому. Но, как Дидро Радищев считает, что законы, нравы, правительства являются главными причинами различий между народами, т.е. от внешних условий зависит содержание психических процессов, свойственное сознанию целого народа.

Человек – существо подражательное, подражание происходит «машинально». Склонность человека к подражательным действиям в основе управления толпой.

 

В.Н.Татищев

Развивает идею зависимости умственного развития от просвещения и обучения. Источник индивидуального ума – это опыт других людей, усваеваемый через язык и письменность.

 

Н.И.Новиков

В своих философских работах освещал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности и бессмертии и т.д.

Как крупный книгоиздатель способствовал публикациям научных трудов в области психологии.

1796 г. И.Михайлов «Наука о душе». Первая русская книга, специально посвещенная вопросам психологии, в которой дано системное изложение психологических знаний с позиции эмпирической психологии (на основе учения Д.Локка). Описаны психические явления – ощущения, мышление, воля.

Психология в России (начало Х1Х века)

 

Кризис феодализма, отмена крепостного права (1861), буржуазные реформы, утверждение капитализма.

Русская психологическая мысль в Х1Х веке развивалась в связи

- с общественной мыслью

20-30 гг – консервативное движение (С.С.Уваров, М.П.Погодин, С.П.Шевырев), защищавшее идеологию «официальной народности». В ее основе идея единения царя и народа, самобытность России, которая крепка самодержавием, православием, народностью.

30-40 гг сложилось два направления – либерально-буржуазное западничество (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, В.П.Боткин и др.) и либерально-дворянское славянофильство (А.С.Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы и др.). Спор о путях развития России.

В это время разворачивается и революционно-демократическое движение (А.И.Герцен, Н.Г.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский и др.).

 

- с успехами в естествознании

К.Ф.Рулье (1814-1858) – курс публичных лекций «Об образе жизни животных»

К.М.Бэр (1792-1876) – работа «История развития животных», заложены основы эмбриологии.

И.И.Мечников (1845-1916) – микробиолог, лауреат Нобелевской премии: «Этюды о природе человека», «Этюды о природе оптимизма».

 

- под влиянием мировой философии и психологии.

 

А.И.Герцен (1812-1870)

Вопросы о природе психики и задачах психологии. Психика – это особая функция мозга, отличная от функций других органов, например, печени.

Задачи психологии. Психология должна основываться не только на физиологии, но и на социальных науках (социологии, истории), т.е. она должна изучать не только организм. К данным истории обращаться необходимо, т.к. человек существо общественное.

Пытается преодолеть механицизм в понимании психики, отстаивая идею качественного своеобразия психики человека в отличие от психики животных, причина – историческое развитие человека.

Проблема личности. Личность – не пассивный продукт среды. Идея «деяния», как существенного фактора психического развития.

Свобода воли. Указывает на социально-историческую обусловленность воли. «Человек – это нарвственное существо, общественное и обладающее свободой располагать своими действиями в границах своего сознания».

Т.о., расматривая человека как существо общественное, Герцен подошел к решению проблемы о социально-исторической природе человека.

 

Н.А.Добролюбов (1836-1861)

Выступил с критикой дуализма. Человек – единое целостное существо.

Разоблачал френологию (Галль). Критиковал теорию врожденных способностей. Ставил проблему о развитии и формировании сознания в онтогенезе, под влиянием внешних условий.

 

Н.Г.Чершнышевский (1828-1889)

Сторонник антропологического направления, т.е. основной вопрос – о месте человека в природе.

Психика – одна из форм жизнедеятельности, следовательно, она доступна объективному изучению, как и другие явления природы. Для того чтобы объяснить психические явления, необходимо выйти за пределы сознания, искать их причины. Т.о., отстаивает причинный подход в психологии: «В психологии всюду нужно искать причины».

Различал характер и темперамент.

Темперамент – обусловлен природными факторами, но незначительно подвержен влиянию социальных условий.

Считал, что природное (темперамент) нельзя понять, не учитывая социальных условий. Различные условия жизни накладывают на природное свой отпечаток. Холерик русский и холерик немец различны.

Характер – определяется условиями жизни, воспитанием, поступками человека.

Разрабатывает пониятие «народный характер» - совокупность умственных, нравственных качеств различных народов. В то же время изучение психологии народов Западной Европы показывает, что национальные различия стираются в условиях классовых и профессиональных разделений общества. «Земледельческий класс всей Европы представляет как будто единое целое».

 

Психология в России развивается в тесной связи с педагогикой, внутри педагогики.

Н.И.Пирогов «вопросы жизни» указывает на примат воспитания личности перед обучением. Передовая педагогическая мысль опиралась на идею формирования всесторонне развитой, высоко нравственной личности как цели воспитания.

Н.Х.Вессель, П.Д.Юркевич указывали на первостепенное значение психологии для педагогики.

К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания» соединены педагогические и психологические идеи. Признается важная роль деятельности в духовном развитии, в формировании характера и нравственных качеств. Один из родоначальников отечественной педагогической психологии.

П.Ф.Каптерев «Педагогическая психология» (1877). Эпиграф книги: «Я хочу свести все обучение на психологическую почву».

Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области.

По Е.А.Будиловой, в рамках Русского географического общества в конце 40-х гг была создана программа по изучению психологии народов России (Н.И.Надеждин, К.М.Бэр, К.Д.Кавелин). Эти исследования положили начало новой отрасли – этнопсихологии в России. (На Западе – М.Лацарус, Г.Штейнталь).

 

Еще один источник психологического знания – языкознание.

А.А.Потебня (Харьков) – лингвист. В его работах вопросы языка, взаимосвязи языка, чувственного познания и мышления, единства сознания и языка. Через эти вопросы раскрывается проблема исторического развития человеческого сознания, его социальная природа. Язык – важнейшее условие развития самосознания в процессе жизни.

 

 

Сеченов И.М. (1829-1905)

 

1863 – «Рефлексы головного мозга». Сформулировал рефлекторную теорию психического в связи с изучением произвольных и непроизвольных движений. Задача: «…доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Решение – рефлекторная теория психического.

 

1873 – «Кому и как разрабатывать психологию». Излагает общую программу построения психологии, взгляды на её предмет, задачи и методы. И.М.Сеченов исходил из того, что понимание природы психического возможно на основе понимания физиологического. Считал, что все психические способности складываются в опыте индивида по типу рефлекса. Не сведение психического к рефлексу, а аналогия в строении – рефлекторное. Т.е., схема психического процесса та же, что и схема рефлекса:

Внешнее воздействие à Центральные отделы мозга à Ответная деятельность.

Важно, что психический процесс начинается и завершается при взаимодействии индивида с внешним миром. Это касается и сложных процессов тоже.

Задача психологии: изучить происхождение психики. Объяснить происхождение, значит показать, как психический акт протекает. Сеченов не сводит психическое к физиологическому, оставляя ему качественное своеобразие.

Метод. Идея генетического подхода. Основной метод – изучение развития человека, его способностей.

 

 

Сеченов И.М.: «Психология – это учение о рефлексообразных психических актах».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: