Ассимиляция по способу образования




Любая ассимиляция происходит в сочетании согласных звуков, сходных по артикуляции. Напомним, что по способу образования в русском языке выделяются четыре группы согласных звуков: смычно-взрывные, щелевые, аффрикаты и дрожащие. Очевидно, что способ образования дрожащих согласных звуков уникален, поэтому в сочетании с дрожащими согласными ассимиляция по способу образования в принципе не возможна. Остальные три группы согласных звуков представлены следующими комбинациями:

1) смычно-взрывной [т] + щелевой [с] ® [ц:]: де тс тво, учи тс я, университе тс кий;

2) смычно-взрывной [т] + аффриката; поскольку аффрикат в русском языке две, то данный тип сочетания представлен двумя группами согласных звуков: [т] + [ц] ® [ц:]: о тц а, моло дц ы; [т] + [ч’] ® [ч’:]: о тч ество, докла дч ик, ле тч ик;

3) щелевой [c] + аффриката [ч’] ®: [ш’:]: сч итать, ра сч еска, зака зч ик.

Рассмотрим механизм ассимиляции в каждом сочетании отдельно.

6.1. Механизм ассимиляция по способу образования в сочетании «смычно-взрывной [т] или [д] + щелевой [с]» связан со особенностями артикуляции аффрикаты [ц]. Напомним, что в начальной и основной фазах артикуляции образуется смычка, как у звука [т], которая в конечной фазе переходит в щель, как у звука [с]. Поэтому в случае объединения артикуляции двух разных звуков в одну и получается аффриката [ц]. Поскольку аффриката образуется на месте двух звуков, то результатом ассимиляции в этом сочетании согласных звуков становится долгая аффриката, но перед согласным звуком она может быть и краткой; так, в словах смее тс я, смея тьс я, занимае тс я, занима тьс я ― только [ц:], а в словах благоро дс тво, сре дс тво, бра тс тво допустима краткая аффриката [ц]. Если смычно-взрывной согласный звонкий, то одновременно происходит ассимиляция по глухости, например: бе дс твие.

Особое внимание следует обратить на возвратные глаголы в форме инфинитива, например: улыба тьс я, гна тьс я, крести тьс я. Буква «ь» в этих формах не обозначает на письме мягкость согласного звука, а выполняет другую функцию ― грамматическую, а именно указывает на неопределенную форму глагола. Поэтому недопустимо произносить такие слова с сочетанием согласных [т’с’].

Иначе говоря, в разных формах возвратных глаголов: как в формах настоящего/будущего времени 3-го лица ед. /мн. числа типа улыбается, улыбаются, так и в форме инфинитива типа улыбаться ― имеется сочетание согласных звуков смычно-взрывной [т] + щелевой [с], в котором происходит ассимиляция по способу образования, в результате которой произносится долгая аффриката [ц:]: [у$лы$бá ·ц: α], [у$лы$бá · jу% ц: α], [у$лы$бá ц: α].

При характеристике ассимиляции по мягкости уже обращалось внимание на то, что одна морфемная граница ― между приставкой и корнем ― не способствует уподоблению согласных звуков. Эта же граница значима и для ассимиляции по способу образования в сочетании «смычно-взрывной [т] + щелевой [с]»: если в других частях слова ассимиляция полная, то на границе приставки и корня она, во-первых, частичная, во-вторых, факультативная. В результате частичной ассимиляции меняется артикуляция только первого согласного звука, т. е. произносится [цс]; факультативный же характер ассимиляции означает, что ее может не быть. Таким образом, слова типа о т-с ыпать, по д-с лушать, по д-с ветка произносятся либо без ассимиляции по способу образования (в полном стиле произнесения), т. е. [α тс ы@път’], [пα тс лýшът’], [пα тс в’ · эèткα], либо с частичной ассимиляцией (в неполном стиле произнесения): [α цс ы@път’], [пα цс лýшът’], [пα цс в’ · эèткα].

Внутри же фонетического слова, содержащего клитику, в этом сочетании согласных звуков ассимиляция по способу образования недопустима, например: о т с орока [αт Ìсърαкá], по д с осной [път Ìсαснó · j].

На границе разных фонетических слова, входящих в одну синтагму, ассимиляция по способу образования не допустима, например: Горо д с тал чище [гóрът стáл ч’и@ш’:э$] ([ч’и@ш’:и$]).

6.2. Механизм ассимиляции по способу образования в сочетании «смычно-взрывной [т] или [д] + аффриката [ц] или [ч’]» также связан со спецификой артикуляции аффрикат. Поскольку первые две фазы артикуляции смычно-взрывного согласного [т] и аффрикат [ц] и [ч’] совпадают (при произношении [ч’] они совпадают с мягким смычно-взрывным согласным [т’]), то в результате уподобления этих согласных звуков не происходит разрыва смычки, в результате чего и образуется долгая аффриката ― соответственно [ц:] или [ч’:]. Если первый согласный звонкий, то одновременно происходит ассимиляция по глухости. В данном сочетании согласных звуков ассимиляция полная в любом месте фонетического слов, в том числе на границе приставки и корня, а также на границе клитики и ударной части; например, не на границе приставки и корня: о тц ы, о тц овский, моло дц ы; о тч ество, докла дч ик, ле тч ик; на границе приставки и корня: о т-ц вести, о т-ц епить, по д-ц епить; по д-ч еркнуть, о т-ч итать, о т-ч асти; на границе служебного и знаменательного слова в одном фонетическом слове: о т ц ели, о т ц ирка, по д ц еллофаном; по д ч асами, о т ч ахотки, о т ч увства ― соответственно с аффрикатой [ц:] или [ч’:].

На границе разных фонетических слов ассимиляция по способу образования не происходит, например: Это т ц веток распустился [э@тъ т цв’и$тóк ръспу$с’т’иèлс’æ]; Наш горо д ч истый [нáш гóръ т ч’и@стъ j] ([нáж гóрът ч’и@стъj]).

6.3. Ассимиляция по способу образования в сочетании «щелевой [с] или [з] + аффриката [ч’]» имеет более сложный характер, поскольку происходит взаимовлияние согласных звуков.

Поскольку общим элементом артикуляции щелевого согласного звука и аффрикаты является щель, то в результате полной ассимиляции образуется щелевой согласный звук, т. е. аффриката уподобляется щелевому согласному звуку по способу образования. В то же время щелевой уподобляется аффрикате по мягкости и по количеству преград (по месту образования). Если первый согласный звонкий, то одновременно происходит ассимиляция по глухости. Результатом полной ассимиляции становится двухфокусный мягкий щелевой согласный звук [ш’:], например: сч итать, ра сч еска, зака зч ик. Одновременно поскольку одновременно с регрессивной ассимиляцией по способу образования происходит прогрессивная ассимиляция по месту образования и регрессивная ассимиляция по мягкости.

Из трех разновидностей ассимиляции по способу образования результат ассимиляции в сочетании [с] + [ч’] имеет наибольшее число вариантов в зависимости от места взаимодействующих согласных звуков в слове.

Полная ассимиляция, т. е. [с] или [з] + [ч’] ® [ш’:], происходит внутри корня, на границе корня и суффикса, а также на границе приставки и корня в высокочастотных словах: счит-ать, зака-чик, рас-ческа.

На границе приставки и корня в большинстве слов возможны два варианта произношения ― с полной или частичной ассимиляцией: первый вариант характерен для разговорного стиля речи и, соответственно, неполного стиля произнесения. В результате частичной ассимиляции второй согласный звук остается без изменений, т. е. произносится [ш’ч’], например: расчистить [рα ш’: и@с’т’ът’] (полная ассимиляция) и [рα ш’ч’ и@с’т’ът’] (частичная ассимиляция).

Только частичная ассимиляция происходит внутри фонетического слова на границе предлога и знаменательной части речи, например: бе з ч асов [б’ьш’ Ìч’и$сóф], с ч есноком [ш’ Ìч’ьснαкóм], и з ч емодана [и$ш’ Ìч’ьмαдáнα]. Произношение [ш’:] в этой позиции, не соответствует нормам русского литературного произношения.

На границе разных знаменательных слов, входящих в одну синтагму, рекомендуется произношение без ассимиляции, например: принес часы [пр’и$н’ · óс ч’и$сы@].

Обобщение сведений о характере ассимиляции по способу образования в трех типах сочетаний согласных звуков в зависимости от места согласных в слове представлена в таблице 7.

Таблица 2 ― Ассимиляция по способу образования

Тип сочетания Внутри корня, на границе корня и суффикса На границе приставки и корня На границе служебного и знаменательного слов
[т] + [с] полная [ц:] частичная факультативная [цс] или [тс] не происходит
[т] + [ц] [т] + [ч’] полная [ц:], [ч’:] полная [ц:], [ч’:] полная [ц:], [ч’:]
[c] + [ч’] полная [ш’:] полная или частичная [ш’:] или [ш’ч’] частичная [ш’ч’]


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: