Вопрос. Общая характеристика непрямых налогов, их виды и особенности взимания.




Раздел 2. Непрямое налогообложение.

Тема 2.1.

Непрямые (косвенные) налоги и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Лекция 8.

Общая характеристика непрямых налогов, их виды и особенности взимания. Влияние косвенных налогов на процесс ценообразования.

План.

1. Общая характеристика непрямых налогов, их виды и особенности взимания.

2. Влияние косвенных налогов на процесс ценообразования.

3. Преимущества и недостатки косвенного налогообложения.

вопрос. Общая характеристика непрямых налогов, их виды и особенности взимания.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Косвенное налогообложение - это механизм налогообложения, при котором база обложения исчисляется исходя из оборота по реализации товара. При этом величина налога по заранее установленной ставке включается плательщиком в цену товара. Конечным плательщиком, таким образом, является потребитель, который платит налог незаметно для себя. Экспортируемые товары в мировой практике, как правило, освобождаются от косвенных налогов. Если товар экспортируется не предприятием-производителем, а другим предприятием, то уплаченные косвенные налоги возвращаются производителю. Освобождение, однако, не распространяется на топливно-энергетические товары. Эти товары облагаются акцизами независимо от того, реализуются они внутри страны или за рубежом. Импортируемые товары, как правило, облагаются помимо таможенных пошлин также косвенными налогами, применяемыми в стране.

 

 

При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становиться продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком. Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.

 

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления - при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение из ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления. А также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

Вопросы косвенного налогообложения обсуждались ещё несколько веков тому назад. Английские экономисты в 18 веке писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: