Теперь можно приступать к анализу результатов тестирования.




Определение типа темперамента учащихся

Общие указания к выполнению теста:

Предлагаемый тест преследует цель помочь каждому человеку лучше узнать самого себя. Чтобы эта цель была достигнута, необходимо при тестировании выполнить следующие рекомендации:

1. Будьте правдивы с самим собой, не пытайтесь играть чью-то роль. Говорите правду – никто не узнает, как вы ответили на отдельные вопросы, так как в ход идут суммарные результаты.

2. Вопрос обычно состоит из двух, иногда из трех вариантов. В квадратных скобках указано число, которое соответствует каждому варианту ответа. Например, за первый вариант ответа – 9, за второй – 1, или наоборот: есть три варианта: цифры 9, 5, 1. Может случиться, что, имея два варианта ответа, вы не можете отдать предпочтение ни одному из них. В этом случае укажите промежуточное число, однако не злоупотребляйте этим, а лучше подольше подумайте над вопросом. Также не следует думать, что проставлять 9, а не 1 – лучше: эти цифры в разных вопросах означают разное. Человек, проставивший одни «единицы» или «девятки», – чрезвычайно странная, неправдоподобная личность. Возможно преобладание тех или иных цифр – не смущайтесь этим.

3. По поводу некоторых вопросов могут возникнуть сомнения: могу поступить и так и так, в зависимости от обстоятельств. Конечно, жизненные ситуации бывают экстремальными, но здесь речь должна идти о том, как вы обычно склонны поступать в нормальных каждодневных условиях.

4. Указанные вопросы составлялись долго и тщательно, каждый из них имеет глубокий смысл, поэтому не торопитесь с ответом. На все вопросы отвечайте самостоятельно, не советуясь ни с кем, не обмениваясь репликами. Нормальное время тестирования – около 30 минут.

5. Постройте таблицу из 12 строк и 4 столбцов по образцу.

№ вопроса № строки Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3
I      
II      
III      
IV      
V      
VI      
VII      
VIII      
IX      
X      
XI (сумма)      
XII Э А В

Вопросы сгруппированы по три. Всего вопросов – 30, следовательно, ответив на все вопросы, вы заполните 10 строк. Далее, просуммируйте все баллы в столбце (всего 10 цифр) и запишите результат в 11-й строке. Вы получите три цифры. В 12-й строке стоит буква, условно обозначающая полученный результат. Его смысл вы узнаете из дальнейшем.

Строка I

Вопрос 1. Принимаете ли вы близко к сердцу мелочи, не имеющие большого значения? Случается ли сильно волноваться из-за пустяков [9] или волнуют только серьезные события [1]?

Вопрос 2. Настолько активно вы проводите свободное время? Вы учитесь в вечернее время, занимаетесь общественной деятельностью, изготавливаете различные поделки, работаете с книгами – вообще любите всякую работу, которую никто не заставляет делать [9] или пользуетесь свободным временем, чтобы доставить удовольствие, ни в чем себе не отказываете [5], или подолгу ничего не делаете, мечтаете, а то и просто развлекаетесь (телевизор, радио) [1]?

Вопрос 3. Часто ли вами руководит идея отдаленного будущего – думаете ли об отдаленных последствиях своих поступков [9]; или вас интересует, главным образом, скорый, непосредственный результат [1]?

Строка II

Вопрос 1. Вы легко возмущаетесь или воодушевляетесь [9] или спокойно принимаете вещи такими, какие они есть [1]?

Вопрос 2. Нужно ли вам сделать большое усилие над собой, чтобы перейти от идеи к действию [1] или вы немедленно и без затруднения осуществляете то, что задумали [9]?

Вопрос 3. Тщательно ли вы готовитесь к делу, рассматриваете различные варианты (возможность несчастных случаев, неудач, изучение маршрутов, продуманная экипировка) [9]; или полагаетесь на вдохновение момента [1]?

Строка III

Вопрос 1. Обидчивы ли вы? Может ли вас глубоко задеть критика, насмешливое замечание [9] или критика и замечания вас не интересуют [1]?

Вопрос 2. Легко ли вас обескураживают трудности или задачи, которые оказываются слишком сложными [1] или трудности стимулируют к деятельности и возбуждают идеи, если для их осуществления нужно приложить усилия [9]?

Вопрос 3. Есть ли у вас строгие принципы, которыми вы стараетесь руководствоваться [9] или предпочитаете гибко приспосабливаться к обстоятельствам [1]?

Строка IV

Вопрос 1. Легко ли вас может взволновать неожиданное событие? Вздрагиваете ли вы, когда вас внезапно окликают? Легко ли вы краснеете [9] или вас трудно взволновать, вывести из равновесия [1]?

Вопрос 2. Любите ли вы мечтать о прошлом или будущем или о чем-то воображаемом [1] или предпочитаете действовать, по крайней мере, составлять точные планы, которые реально осуществимы [9]?

Вопрос 3. Постоянны ли вы в ваших замыслах, всегда ли заканчиваете то, что начали [9] или часто бросаете дело, не закончив его [1]?

Строка V

Вопрос 1. Горячитесь ли вы, когда говорите? Повышаете ли голос во время беседы, испытываете ли потребность к очень выразительным словам [9] или говорите не спеша, спокойно, уравновешенно [1]?

Вопрос 2. Делаете ли вы то, что необходимо сделать, тотчас, без всяких затруднений (написать письмо, уладить дело) [9] или вы склонны откладывать «на потом» [1]?

Вопрос 3. Постоянны ли вы в своих симпатиях (продолжаете знакомства детства, регулярно посещаете одних и тех же людей) [9] или часто меняете друзей и приятелей, перестаете без особых причин навещать людей, которых посещали раньше [1]?

Строка VI

Вопрос 1. Приводит ли вас в уныние новая задача или изменение, которое в перспективе должно произойти с вами [9] или вы подходите к этой ситуации со спокойствием [1]?

Вопрос 2. Принимаете ли вы решение немедленно, даже в трудных случаях [9] или вы нерешительны и долго колеблетесь [1]?

Вопрос 3. После приступа гнева (а если не гневаетесь, то после того, как вам нанесли обиду) сразу ли примиряетесь и больше об этом не думаете [1] или вы некоторое время остаетесь в плохом настроении [5], или затаиваете обиду [9]?

Строка VII

Вопрос 1. Бывает ли так, что вы переходите от возбужденного состояния к удрученному, от радости к грусти и наоборот – из-за пустяков или даже без видимых причин [9] или у вас всегда ровное настроение [1]?

Вопрос 2. Подвижны ли вы, непоседливы, жестикулируете при разговоре, ходите взад-вперед даже при отсутствии сильных эмоций [9] или вас не тревожат эмоции и вы чаще неподвижны [1]?

Вопрос 3. Есть ли у вас строгие привычки, которыми вы сильно дорожите? Может быть, вы привязаны к регулярному повторению некоторых своих поступков [9] или вам внушает отвращение все, что «обычно» и предвидимо заранее; сюрприз является для вас существенным удовольствием [1]?

Строка VIII

Вопрос 1. Часто ли вас одолевают сомнения по поводу поступков, не имеющих значения? Часто ли вы сохраняете в голове совершенно бесполезную мысль, которая не дает покоя [9] или такое тягостное состояние бывает лишь в исключительных случаях [1]?

Вопрос 2. Верно ли, что вы без колебания производите изменение, даже если вы знаете, что оно требует от вас больших усилий [9] или отступаете перед работой, которую для этого надо сделать, и предпочитаете довольствоваться существующим положением вещей [1]?

Вопрос 3. Любите ли вы порядок, симметрию, регулярность [9] или раз и навсегда установленный порядок кажется вам скучным, вы испытываете потребность всюду находить разнообразие и проявлять фантазию [1]?

Строка IX

Вопрос 1. Случается ли вам быть взволнованным до такой степени, что это мешает сделать то, что необходимо [9] или вы всегда можете справиться с волнением [1]?

Вопрос 2. Заинтересованы ли вы в выполнении поручения, которое вы даете вашему товарищу-однокласснику? Отдав распоряжение, вы чувствуете, что уже избавились от заботы [1] или вы следите за его исполнением, проверяя, все ли делается так, как надо, и делается к нужному ли сроку [9]?

Вопрос 3. Способны ли вы правильно распределить свои силы, любите ли составлять планы, расписания, программы действий [9] или начинаете действовать без заранее установленного плана [1]?

Строка X

Вопрос 1. Часто ли вы чувствуете себя несчастным [9] или обычно довольны судьбой и, даже если дела идут не так, как хочется, думаете больше о необходимых действиях, а не о чувствах [1]?

Вопрос 2. Что вам больше нравится: наблюдать за действиями других, например игрой, в которую сами не играете [1] или предпочитаете действовать, а не смотреть, поскольку простое созерцание наскучивает [9]?

Вопрос 3. Когда вы составили какое-то мнение, упорно ли вы за него держитесь [9] или вас нетрудно переубедить и соблазнить новой идеей [1]?

Анализ тестирования

Указания к анализу тестирования:

 

После того как вы просуммировали баллы по вертикали и записали сумму в строке XI, в строке XII около каждой буквы (Э, А, В) поставьте знак «+», если сумма баллов больше 54, и знак «–», если сумма баллов меньше 46, например: Э+ или А–.

 

Теперь можно приступать к анализу результатов тестирования.

 

Темперамент      
Страстный Э + А + В +
Холерик Э + А + В -
Сентиментальный Э + А - В +
Флегматик Э - А + В +
Нервный Э + А - В -
Сангвиник Э - А + В -
Апатик (меланхолик) Э - А - В +
Аморфик Э - А - В -

 

 

Сумма баллов первой графы (столбик «Вопрос 1»), обозначенная «Э», определяет эмоциональность. Просмотрев еще раз первые вопросы анкеты, вы поймете, как определена эта характеристика. Люди, у которых Э+, принимают близко к сердцу мелочи, легко возмущаются, обижаются, горячатся, часто приходят в возбужденное состояние, которое не обязательно проявляется внешне. Однако их часто выдает бледность, напряженное молчание, дрожание рук.

Буква «А» определяет активность. Это характеристика скорее моторной, физической активности, умения мобилизоваться, собираться, а не мечтать. Активность типа А+ характерна для людей, которые сами действуют, а не наблюдают за действием других.

«В» – качество, определяемое как «вторичность». Те, у кого В+, склонны постоянно соотносить свои теперешние действия с прошлым опытом, как бы переживая его вторично, прежде чем действовать в настоящем. Они постоянны в своих симпатиях, доводят до конца замыслы, «аккумулируют» настроение и долго не могут «разрядиться». «Первичные» (или В–) действуют адекватно (соответственно) ситуации, не очень оглядываясь на свой прежний опыт. Они живут в настоящем – «здесь и теперь». Интуитивы скорее определяют себя по характеристике как В+, а сенсорики– как В–.

Всевозможные комбинации Э, А и В с «+» и «–» приводят к восьми типам темперамента. Темперамент, определяемый таким образом, является глубинной характеристикой психики, поскольку Э, А и В – врожденные свойства человека.

Страстный человек очень эмоционален (Э+) и активен (А+), но вторичность (В+) не дает ему выйти «из берегов», направляет его активность в одну сторону, не дает разбрасываться. Однако накопленная и не реализованная энергия может привести к нервным переутомлениям.

Холерики не очень-то беспокоятся о последствиях своих поступков (В–), поэтому отличаются решительностью, оптимистичностью и свободой (А+). Очень часто бывают сердечными людьми (Э+), но не всегда обладают чувством меры.

Сентиментальные (меланхолики) в большей мере чувствительны и мечтательны (Э+). Вторичность (В+) приводит их к осторожности, к умению и стремлению предвидеть последствия поступков. Но низкая активность (А–), неумение мобилизоваться в трудной ситуации делают их робкими и пугливыми.

Флегматик – один из самых устойчивых типов. Он активен (А+), хорошо рассчитывает наперед свои действия (В+), инициативен, но при этом не склонен тратить время на ненужные, с его точки зрения, переживания (Э–). Убедить флегматика можно только доводами.

Нервный – по малейшему поводу переживает (Э+), но ничего не предпринимает, чтобы преодолеть трудную ситуацию (А–), которую ему всегда удается спрогнозировать из-за своей первичности (В–).

Сангвиник хорошо адаптирован: он спокоен (Э–), к конфликтам относится скорее как к игре, стремясь их преодолеть (А+). Первичность (В–) делает его открытым для решения любых проблем.

Апатик способен выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка.

Аморфик готов отложить любую работу на завтра. В его поступках нет элементарной пунктуальности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: