Вклад американской социологии в изучение социального неравенства




Вопрос 1. Первые эмпирические исследования социальной стратификации американского общества (Р. Линд, Л. Уорнер и др.)

Роберт Линд – книга «Мидлтаун» (1930 г.) – анализируется типичная американская общность, с точки зрения влияния экономической власти на политические, социальные, образовательные, религиозные институты. Автор одновременно опирается на изучения социального неравенства: марксистскую и веберовскую методологии.

Ллойд Уорнер «Янки сити» - результаты массовых американских исследований социальной стратификации в США (изучалась северо-восточная общность). Использовался Веберовский подход относительно статусных групп. Автор предпринял попытку разработать стандартный индекс статусных характеристик, основываясь на значимых для американцев признаков социального статуса (образование, место жительства, доход, происхождение).

Л. Уорнер опирался на «субъективные» критерии стратификации – то, как оценивают члены сообщества друг друга. Классы объединяют индивидов с одинаковым престижным рангом.

Впервые выделены 6 классов, а не 2-3 класса, как это было принято раньше.

ОЛ. Уорнер и его соавтор П. Лант представили общее описание среднего класса американского общества:

· Значительный уровень дохода и объем имущества

· Относительная личная автономия, инициативность и высокая экономическая активность

· Наследуемый культурный каптал, связанный с получением хорошего образования

· Высокая оценка семьи как ценности

Уорнер и Лант показали, что средний класс неоднороден и состоит из высшего и низшего слоев (СК):

Высший слой СК – состоит из профессионалов, менеджеров, служащих высокого ранга с высокими доходами, они ориентированы на карьеру, принимают участие в общественной жизни, имеют возможность устраивать детей в элитные колледжи или университеты, живут в престижных городских районах.

Низший слой СК – состоит из чиновников среднего и низшего звена, квалифицированных служащих, мелких предпринимателей, торговцев, фермеров, работников нефизического звена, они имеют среднее образование и специфическую систему ценностей (договороспособность, уважение, почет, усиленный труд, экономность и порядочность в отношениях).

Л. Райсман заявляет о том, что Америка – страна, в которой преобладает средний класс.

В. Пэкард – констатирует, что американское общество является бесклассовым и открытым (отличие от классового общества в Великобритании)

Результаты первого этапа эмпирических исследований:

· Широкое использование американскими социологами субъективных критериев социальной стратификации.

· Вывод об отсутствии в американском обществе существенных противоречий между социальными слоями (заложены основы для разработки функционального подхода к изучению неравенства).

Использование субъективных критериев социальной стратификации способствовала формированию психологического подхода к изучению социального неравенства.

Ричард Сентерс определяет класс как психологическую группу, изучает чувство групповой принадлежности, класс – это «часть человеческого эго, его чувство…, идентификация с чем-то большим, чем он сам».

Однако в целом в американской социологии преобладают непсихологические концепции, трактовки классов.

Также на первом этапе эмпирических исследований (1930-1940 гг.) отчетливо проявилось особое направление изучения стратификации, в котором в основе классовых различий рассматривались профессии.

Э.М. Эдвардс выделил следующие классы:

1. Получившие специальное образование (профессионалы)

2. Собственники, управляющие и чиновники

3. Клерки, подобные им работники обслуживания

4. Квалифицированные рабочие и мастера

5. Полуквалифицированные рабочие

6. Неквалифицированные рабочие

Значительную роль в американской социологии имел многокритериальный подход, который наиболее представлен в работах Милтона Гордона.

Для определения статусных различий автор предлагает использовать 5 переменных: экономическая власть, социальный статус, политическая власть, культурные атрибуты, групповая жизнь. Первые три – базовые переменные (аналог веберовского подхода). Они являются результатом социальной иерархии. Последние – ассоциированные переменные, определяющие поведенческие характеристик классовых группировок и являющиеся результатом действий первых трех.

Автор подчеркивает важность экономических факторов, но говорит о необходимости эмпирических исследований взаимовлияния всех критериев социальной стратификации.

Вывод: в американской социологии неравенства преобладает эмпирическая направленность исследований. В основе социальной стратификации рассматриваются как объективные (уровень дохода, образование, профессия), так и субъективные (самооценка себя и других). Однако, на первом этапе исследований преобладает метод оценки репутации. Используется как одномерный (например, профессия), так и многомерный подход.

Вопрос 2. Разработка функционалистского подхода (Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур)

Т. Парсонс – разработал ряд основополагающих положений, на основе которых строится функциональный подход.

Сущность стратификации в любом обществе определяется: системой ценностей, с позиций которой осуществляется различие между социальными субъектами

Определил и классифицировал условия, в соответствии с которыми тот или иной вид деятельности или те или иные человеческие качества оцениваются выше, чем другие.

При рассмотрении социальной стратификации акцент делал на сплоченности и интеграции в обществе, что способствует равновесию общества как системы.

Кингсли Дэвис и Уилберт Мур в 1945 году детально разработали функциональный подход к изучению неравенства, согласно которому социальное неравенство необходимо и неизбежно в любом обществе

Объяснение этого тезиса:

1) ОРТ требует не только размещения индивидов по разным уровням социальной структуры, но и стимулирование их выполнять обязанности, связанные с этим местом

2) Для системы, основанной на конкуренции, большое значение имеет мотивация достижения определенного положения. Для системы, в которой отсутствует конкуренция, существенное значение имеет мотивация выполнения обязанностей данного положения, т.е. для всех систем необходима мотивация субъектов деятельности

3) Для всех обществ некоторые позиции в социальной структуре по своей природе более приятны, чем другие, а также некоторые из них требуют особых талантов или специального обучения, некоторые виды деятельности функционально более важны, чем другие. Поэтому общество неизбежно должно располагать какими-то видами выгод, которые будут использоваться в качестве стимула для выполнения этих видов деятельности. Кроме этого, должны быть способы неравномерного распределения этих выгод.

4) В распоряжении общества имеются предметы, обеспечивающие существование и комфорт, средства для удовлетворения различных склонностей и развлечения, а также средства для укрепления чувства собственного достоинства и авторитета, самовыражения. Все они используются как различные виды вознаграждений и должны распределяться дифференцированно в соответствии с занимаемой позицией.

5) Поскольку права, присущие определённым социальным позициям и сопутствующие им блага, должны быть неравномерны, то и общества, как следствие этого, должны быть стратифицированным

6) Таким образом, социальное неравенство является тем неосознанно развиваемым средством, при помощи которого общество обеспечивает выдвижение на важные позиции наиболее компетентных лиц.

Основные положения теории:

· Некоторые позиции в обществе функционально более важны, чем другие

· Только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции

· Чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к дефицитным и необходимым благам

· Этот неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением

· Престиж и уважение + права и преимущества создают институциализированное неравенство

Теория Дэвиса и Мура имеет мощную поддержку в рамках американского культурного контекста. Она является обоснованием меритократической идеологии: привилегии – плата за таланты, усилия, заслуги.

Критике были подвергнуты:

1) Идея функциональной важности видов деятельности

2) Равные стартовые возможности

3) Опора только на инструментальный тип мотивации

В. Веселовский считает, что теория внеисторична, т.к. исходит из представления об устойчивости человеческой натуры и универсальности.

Вопрос 3. Построение стратификационных иерархий на основе классификации профессий

Среди американских социологов 20 века много тех, кто изучает стратификацию в разрезе профессиональной дифференциации. Представители одной и той же профессиональной группы имеют сходные позиции в уровне образования и дохода, а также демонстрируют сходное социальное поведение и одинаковый образ жизни.

 

 

15.03.2019

Лекция

Социология неравенства в России

До революции 1917 года тема проблематика классов, социального расслоения, социального неравенства была очень популярной. В советский период до 60-х годов социальная структура не изучалась, так как была полем острой идеологической борьбы, только с возрождением социологии в 60-е началось социологическое её изучение под строгим контролем.

В этот период исследователи постепенное расшатывали официозные каноны, постепенно советская социология приближалась к стандартам мировой социологии.

Вопрос 1. Исторические факторы формирования советского и постсоветского общества и стратификационной системы современной России (изучить по Шкаратану 7 главу)

Вопрос 2. Исследования социальной структуры в СССР в 60-80-х годах 20 века

Помимо рабочего класса проводится анализ структуры и границ интеллигенции – социальной группы, слоя, состоящее из лиц, профессионально занимающихся высококвалифицированным умственным трудом, требующим специального, среднего образования или высшего.

Изучение процесса социальной мобильности (обследования 1963-1696 гг. трудоустройства и выбора профессии молодёжью под руководством Шубкина)

В 1960-е годы фактически происходит становление отрасли социологического знания – социологии социальной структуры.

Исследователи начинают широко использовать государственную статистику. Широко используются и социологические опросы, особенно рабочего класса, в состав рабочих включаются работники нефизического труда – техническая интеллигенция.

Предлагается включить интеллигенцию, связанную с колхозным производством, в колхозное крестьянство.

В социологической литературе утвердился тезис о сложной внутриклассовой и внутригрупповой дифференциации.

Рассмотрение проблемы внутриклассовых различий противоречило положениям партийных съездов.

Наиболее сферой была разработка инструментария исследования, в рамках которого система критериев межклассовых и внутриклассовых различий переводилась в соответствующие показатели и индикаторы.

Исследования, проведенные в начале 80-х годов в ряде регионов РСФСР, выявили заметные различия между основными слоями рабочего класса, а крупномасштабные обследования интеллигенции позволили уточнить границы неоднородного слоя «специалистов». Существенную роль в рассматриваемой области сыграло всесоюзное исследование, осуществленное ИСИ АН СССР совместно с другими специальными центрами страны, под названием «Показатели социального развития советского общества».

Тенденции:

До начала 80-х годов имела места высокая динамика социально-структурных изменений, но позже общество утрачивает динамизм, сторнирует, преобладают воспроизводственные процессы.

Обнаружены деформации воспроизводства социальной структуры.

А) рост численности бюрократии и нетрудовых элементов

Б) деятели теневой экономики превращаются в фактор латентной структуры

В) высококвалифицированные рабочие и специалисты зачастую выполняют работу ниже уровня своего образования и квалификации («ножницы» в среднем по стране составляют от 10 до 50% по различным социальным слоям).

В условиях централизованного хозяйства с административно-директивными методами управления сложилась так называемая статусная система оплаты труда при абсолютном доминировании производства.

Система начала формироваться уже в период формированной индустриализации с акцентом на развитие тяжелой и оборонной промышленности. Максимальная мобилизация ресурсов для этих целей обусловила принципы оплаты труда, преимущественно предполагающие поддержание элементарного прожиточного минимума. Этим определялись и принципы дифференциации заработков и оплаты труда по отраслям общества, где имели большее значение различия по отраслям, нежели различия в эффективности труда работника.

В советском обществе в 70-80 гг все отчетливее оформляется слой бюрократии, получивший у разных авторов различное название: номенклатура, партократия, новый класс, контркласс. Этот слой обладал исключительными и натуральными правами, льготами, привилегиями, доступными на отдельных ступенях иерархии, носителям определённых статусов, зарезервированных для них номенклатурным механизмом распределения функций и соответствующих им благ. Но для эмпирических социологических исследований эта специфическая социальная группа была недоступна.

Особое место в это время занимают сравнительные исследования, проводимые совместно с социологами стран Юго-Восточной и Центральной Европы.

В 1947 году была создана проблемная комиссия по социологии «Эволюция социальной структуры. Социальное планирование и прогнозирование».

В 1976-1982 гг было проведено международное эмпирическое сравнительное исследование динамики социальных изменений рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции в условиях замедления темпов развития социалистических стран Европы, стагнации социальной сферы и господства иллюзорных концепций «социальной однородности».

Исследование выявило области, где внутриклассовые различи становятся более существенными, чем межклассовые, т.е. обнаружило новый тип социальной дифференциации в континууме умственно-физического труда.

Убедительно показало, что механизмы интеграции и механизмы дифференциации с разной степенью интенсивности действует в различных странах.

Вопрос 3. Становление стратификационных теорий в период распада советской системы

В 90-е годы в российском обществе начинают развиваться трансформационные процессы: экономическая реформа, плюрализация форм собственности, емократизация, что повлекло за собой возникновение новых социальных общностей, изенение положения традиционных классово-групопвых общностей, их границ, количественных и качественных характеристик, возникновение маргинальных и пограничных слоев.

ПЕРЕХОД от советского к более демократическому обществу рассматривается как …

В начале 90-х большинство исследований социальной структуры отказывается от марксистской концепции и переходят к классическим теориям изучения социальной стратификации, неравенства и тд. Основными критериями стратификации рассматриваются экономическая, политическая и тд власть. Специфичный критерий – степень адаптации к трансформационным процеес.

Читать статьи Голенкову (Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов), Работы Заславской

Проанализировать тематику исследований этого периода

1) Назовите основные признаки, по которому Уорнер выделяет классы?

2) Назовите сходства и различия описанной классовой системы с кастовой системой Индии

3) Почему члены высшего и высшего среднего классов не хотели принадлежать к тайным обществам в отличие от низшего среднего и низшего классов.

4) Какой из классов сильнее всего поддерживает социальную дистанцию и какие механизмы для этого использует?

Этот класс имеет больше механизмов для выражения социальной дистанции, что часто осуществляется через поддержание географической и пространственной дистанции. Частные школы, большие участки земли, няни для детей, огромные дома и редкое использование общественного транспорта географически отражают социальную дистанцию и содействуют ее поддержанию между членами этой группы и теми, кто стремится сократить эту дистанцию и приблизиться к ним.

5) Кого можно считать семьями-покровителями

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: