Бог пригласил нас в Свое присутствие. Он сказал, что пребывает с нами и внутри нас, что ожидает услышать нас и что может и хочет отвечать. А еще Он сказал нам, какие нужно развивать привычки, чтобы получить большинство Его благословений.
Некоторое время тому назад я помогал своему другу справиться с болью, связанной с потерей отца. Во время нашей беседы он сказал: «Неизбежно испытываешь шок, когда твой отец умирает в столь раннем возрасте».
«И да, и нет, — ответил я. — В то утро, когда мой брат позвонил и сообщил мне, что наш отец скончался от сердечного приступа, я испытал шок. Но тот факт, что он умер молодым, не шокировал меня».
Смерть моего отца не была неожиданной, поскольку в его роду очень многие умирали от сердечных болезней. Кроме того, у него были вредные для здоровья привычки. Он часто говорил: «Я ем только то, что было приготовлено на тяжелом машинном масле!» Он не занимался спортом. Не соблюдал режим сна. И всю свою жизнь он проработал на напряженной, нервной работе.
Из-за избранного им образа жизни отец страдал от проблем с пищеварением, изжоги и высокого артериального давления. У него было двадцать фунтов лишнего веса, он не мог быстро ходить и часто испытывал слабость. К концу жизни он даже не мог справляться с парусами своей любимой лодки. Его привычки не только привели его к ранней смерти, но и сделали жизнь дискомфортной.
Задача для волшебной палочки
Нашему духу, как и телу, требуются для здоровья и роста определенные вещи. Некоторые из нас не желают платить цену за развитие полезных духовных привычек. К сожалению, в таком случае приходится платить гораздо более высокую цену за духовные болезни и даже смерть.
|
В прошлом году ко мне подошел мужчина. Он был в отчаянии. «Я потерял работу, — сказал он мне. — И вот уже несколько месяцев мне не удается найти новую». Отсутствие работы было не самой серьезной его проблемой. Он продолжал: «Я чувствую себя таким одиноким в окружении своих проблем. Никого в церкви это не заботит. Иногда мне кажется, что и Богу все равно. Я чувствую полную безнадежность и беспомощность».
Я попросил мужчину рассказать о его духовных привычках. Насколько ответственно он подходит к поддержанию своей веры? Как часто он молится — обращается к Богу и слушает, что Он ответит? Регулярно ли он посещает церковные собрания? Поддерживает ли он дружбу с верующими людьми? Участвует ли он в оказании помощи другим?
Человек ответил отрицательно. Ничего из перечисленного он не делает. «У меня просто нет времени на это», — объяснил он. Я деликатно напомнил ему, что, будучи неженатым и безработным, он вполне может найти свободное время. Он посмотрел на меня взглядом, говорящим: «Эй, у меня же проблемы. Когда мне так не везет, меньше всего мне нужны нравоучения пастора».
Человек хотел, чтобы кто-то взмахнул волшебной палочкой и придал ему смелости. Он сказал, что хотел бы иметь Божье присутствие в своей жизни, но отказывался развивать способствующие духовному здоровью привычки.
Жесткая дисциплина
Когда молитва становится нашей привычкой, мы постоянно настроены на Божье присутствие и открыты для Его благословений. Каким образом молитва становится привычкой? Иисус заложил для этого несколько принципов. Но прежде чем обсудить их, я хочу высказать два предупреждения.
|
Первое предупреждение предназначено для тех, кто любит все фиксировать и облекать в формулы. Вы делаете заметки во время разговора и подчеркиваете определенные места в книгах во время чтения, и вы уже поддерживаете строгий порядок духовного режима. Но перед тем как расширить список своих духовных нужд, остановитесь. Возможно, вам нужны другие или более эффективные привычки? Возможно, вам нужно сложить с себя груз или принести его к Иисусу?
Я опасаюсь того, что для огромного числа верующих духовная дисциплина превращается в подобие смирительной рубашки, которая сжимает в тиски их жизнь, спонтанность и увлекательность веры. Для таких людей Христос не приносит свободу. Вера становится для них тяжелым бременем. Большинство людей не способны так жить в течение продолжительного времени. Некоторые особо упорные вырабатывают в себе настолько самоправедные привычки, что окружающие желают им падения.
В Послании к Галатам (5:1) содержится предупреждение любителям молитвенной писанины: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».
Необсуждаемое решение
Мое следующее предупреждение относится к людям, допускающим прямо противоположную ошибку. Вы думаете так: «Я играю по обстоятельствам, мне не требуется никакая структура или строгий порядок для духовного роста. Я двигаюсь с течением Духа, позволяя делать Богу все, что Он хочет, и просто наблюдаю за происходящим».
Это типичное для американцев отношение является по меньшей мере наивным, а в худшем случае обманчивым. Мы не можем возрастать при отсутствии структуры, обеспечивающей наш духовный рост, без определенного стремления в нашей духовной жизни, точно так же, как мы не можем сбросить лишний вес, развить мускулатуру или увеличить свое состояние просто сидя на одном месте и наблюдая за происходящим.
|
Если цель для меня важна, то я дисциплинирую себя, чтобы достичь ее. Я заранее принимаю решение о том, что необходимость практических шагов для ее достижения даже не обсуждается. В противном случае произойдет очевидное — в последний момент я сдамся. Например, одной из моих основных целей является поддержание собственного здоровья и жизни. Я осознаю, что с моей наследственностью просто необходимо ежедневно выполнять физические упражнения. Поэтому я принял решение: я буду бегать трусцой, и это даже не обсуждается.
Я не ожидаю того момента, когда мне захочется побегать. Давайте будем честными — как часто мне действительно хочется отправиться на пробежку? Сегодня? Только не сегодня, мне нужно задержаться на работе. Завтра? Мои биоритмы не в порядке. На улице прохладно. За окном дождь. Или слишком жарко. Обувь жмет. Колени болят. На диване так удобно. Список этот бесконечен.
Когда мы действительно собираемся научиться молиться, нам необходимо принять решение: «Я понимаю, что дисциплина необходима для моей молитвенной жизни, и я буду придерживаться установленного порядка постоянно и неукоснительно».
Необходимость следования добрым молитвенным привычкам даже не обсуждается. Я осознаю, что дисциплина сама по себе никогда не создаст близких отношений между мной и Богом. Но в то же время я понимаю, что без дисциплины мне не развить насыщенную, приносящую удовлетворение молитвенную жизнь.
Спросите эксперта
Как же мы сможем выработать созидающую сердце привычку молиться, выработать порядок, который расширит нашу свободу и даст нам духовные крылья? Как утверждает одна хорошо известная деловая аксиома: «Если вы хотите что-либо узнать, спросите эксперта». Если вы хотите узнать что-то о баскетболе, спросите Майкла Джордана. Если вы хотите знать, как брать интервью, спросите Кэйти Коурик. Если вы интересуетесь компьютерами, спросите Билла Гейтса.
Если вы хотите выработать привычку молиться, спросите у эксперта номер один — у Иисуса Христа.
Никто в истории не понимал предмет молитвы лучше, чем Иисус. Никто так не верил в силу молитвы и никто так не молился, как Он. Ученики знали, что Он эксперт в этом вопросе. Однажды они с удивлением наблюдали за тем, как Иисус молился (см. Лук. 11:1). Серьезность и сила, с которыми он молился, произвели такое впечатление на учеников, что один из них застенчиво попросил: «Научи нас молиться». Они знали, что в сравнении с Учителем они были новичками в молитвенной школе.
Молитвенные принципы Иисуса
Иисус не отверг их просьбу. Напротив, он использовал эту возможность, чтобы научить их молиться. Вот что Он сказал:
«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мат. 6:5-13).
Ни одно другое место Писания не говорит нам столь прямо о том, как молиться, и совет, данный Иисусом ученикам, применим для всех и сегодня.
Молитесь регулярно. Иисус сказал «когда молишься», а не «если молишься».
Молитесь в уединении. Бога не впечатляет публичное проявление набожности.
Молитесь искренне. Бога не интересуют догматы. Он хочет услышать то, что наполняет наше сердце.
Молитесь особым образом. Возьмите молитву «Отче наш» за образец.
В следующей главе мы последовательно рассмотрим молитвенные принципы Иисуса. Мы также уделим внимание некоторым созидающим сердце привычкам — дисциплине, порядку, методам, которые помогут нам применить означенные принципы к молитвенной жизни.
Глав 5
Молясь, как Иисус
Когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, Иисус ответил: «Когда молишься...» (Мат. 6:5). Он подразумевал, что ученики должны регулярно отводить время молитве.
Это относится и к нынешним ученикам Христа. Большинство из нас утверждают, что не имеют времени для ежедневной молитвы. Но хотим ли мы, чтобы молитва стала важной частью нашей жизни? Если мы хотим добиться успехов в какой-либо области — игре на пианино, баскетболе, фитнесе — мы упражняемся в этом регулярно. Команда Новой Зеландии, выигравшая Кубок Америки по парусному спорту, интенсивно тренировалась в течение двух лет, по шесть раз в неделю, по восемь часов в день, и она достигла небывалого мастерства хождения под парусом. Если человек относится к чему-либо серьезно, он обязательно найдет для этого время.
Очень важно найти постоянное время для молитвы, потому что без этого молитва не станет доброй привычкой. Если мы хотим жить в Божьем присутствии, то нам необходимо отгородиться от мира и раз в день, ежедневно настраиваться на Бога. Нам необходимо на это время отло жить прочие заботы и сфокусировать внимание на Боге, смотреть на Него, говорить с Ним, слушать Его, пребывать в молчании перед Ним.
Избавьтесь от того, что вас отвлекает
Важно не только выбрать постоянное время для молитвы, но и найти соответствующее место. Некоторые молятся в людных местах, на собраниях или во время приема пищи, чтобы другие их видели, слышали и считали религиозными. Но молитва, говорил Иисус, не спектакль. Мы молимся не для того, чтобы выставить напоказ свою духовность. Иисус советовал никогда не делать этого. Когда молитесь, войдите в свою комнату и заприте дверь. Или найдите уединенное место, пустую комнату или что-то еще и побудьте наедине с Богом. Так вы сможете молиться наиболее эффективно.
Почему уединенность так важна? Почему нужно запирать за собой дверь? Прежде всего, этому есть вполне очевидная практическая причина. В уединенном месте ничто не отвлекает. Большинство людей считает, что внешние раздражители губительно влияют на общение с Богом. Всякий шум — голоса, музыка, телефонные звонки, дети, собаки, птицы — мешают мне сконцентрироваться на молитве. Даже тиканье часов может захватить меня своим ритмом так, что я начинаю притопывать ногой и петь песню в унисон с ними. Иисус знает, что нам трудно сосредоточиться, и поэтому советует: «Не пытайтесь бороться с внешними раздражителями. Найдите место, где вас ничто не отвлекает».
Практическая сторона уединенности важна, но, мне кажется, есть и более глубокая мудрость в совете Иисуса найти уединенное место. Когда вы определяете такое место и начинаете там молиться, его наполняет определенная атмосфера. Ваша молитвенная комната, даже если это хозяйственное помещение, становится для вас Гефсиманским садом — святым местом, где вы встречаетесь с Богом.
Создайте особую атмосферу
У некоторых семейных пар есть свой любимый ресторан, куда они отправляются поужинать по особым случаям. Им нравится атмосфера заведения. Им просто вести беседу в такой обстановке, и они ожидают следующего случая, чтобы снова посидеть там вместе. Это особое место в их взаимоотношениях.
Некоторые семьи имеют излюбленное место, где проводят свой отпуск или выходные. Это место становится почти вторым домом для них. Там произошли важные семейные события, которые навевают приятные воспоминания. Семьи с нетерпением ждут следующих выходных, чтобы вновь побывать там.
Точно так же вы создаете тайное молитвенное место и ожидаете момента, чтобы снова отправиться туда. Вы начинаете ценить привычное окружение, виды и запахи. Вам начинает нравиться атмосфера места, где вы свободно общаетесь с Богом.
Я создал такое молитвенное место в углу моего прежнего офиса. Там я поместил всегда раскрытую Библию, табличку с надписью «Бог может», терновый венец, напоминающий о страданиях Спасителя, и посох пастыря, который я часто держал, принося Богу прошения.
Этот угол офиса стал для меня святым местом. Я приходил туда примерно в шесть утра, когда никого на работе еще не было и телефон не звонил, и общался с Богом. Я изливал Ему свое сердце, поклонялся, молился за членов нашей общины и получал замечательные ответы на молитвы.
Теперь у меня новый офис и новый молитвенный угол. Но у меня остались теплые воспоминания о прежнем месте. Не потому что в самом углу было что-то святое, но по причине происходившего там. Каждое утро на протяжении ряда лет я встречался там с Богом, и Он с верностью отвечал мне. Мысли о том молитвенном месте подобны мыслям о доме.
Если вы хотите научиться молиться, найдите тихое место, где вас ничто не отвлекает. Вовсе не обязательно идти в церковь. Это может быть хозяйственная комната, кладовая, сарай, офис или кабина грузовика — все равно. Главное, чтобы место было привычным и уединенным. Идите туда в наилучшее для вас время — утром, если вы «жаворонок», поздно вечером, если вы «сова», или в момент необходимости. Встречайтесь с Богом регулярно, каждый день.
Будьте искренними
Иисус учил последователей не только молиться в тайне, но и быть искренними в молитве. «Не занимайтесь болтовней», — говорил Он. Не используйте клише. Не привыкайте к бессмысленным повторениям фраз.
Как легко использовать в молитве «священный» жаргон! Некоторые фразы звучат столь уместно, столь духовно и набожно, что многие научились выстраивать их в определенную последовательность и называют это молитвой. Многие даже не задумываются о смысле сказанного.
К примеру, мне приходилось слышать, как зрелый христианин искренне молился: «Дорогой Господь, пожалуйста, будь со мной на собеседовании по устройству на работу». Или: «Пожалуйста, пребудь со мной в этой поездке». На первый взгляд прошение выглядит не лишенным святости. Но, к сожалению, в этом нет никакого смысла. Часто мне хочется прервать молящегося и спросить: «Зачем вы просите Бога сделать то, что Он и так уже делает?»
В Евангелии от Матфея (28:20) Иисус говорит: «Я с вами во все дни до скончания века». В Послании к Евреям (13:5) Бог говорит: «Не оставлю тебя и не покину тебя». Иисус обращается к ученикам с такими словами: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоан. 14:18). Одно из имен Иисуса — Эммануил, что значит «Бог с нами». Нам не нужно просить Бога быть с нами, если мы члены Его семьи. Нам, скорее, стоит молиться о том, чтобы осознавать Его присутствие, чтобы быть уверенными в этом. Просить Бога быть с нами, когда Он и так с нами, — один из примеров «болтовни».
Другой тип пустого многословия можно услышать за обеденным столом. Человек садится за стол, а перед ним блюдо нездоровой пищи. Бурлящий жир, блестящая соль, в стакане напиток с сахаром, которым будет залита вся эта дрянь. «Дорогой Господь, — молится человек, — благослови эту пищу для наших тел и даруй нам питательную силу от нее, чтобы мы могли исполнять Твою волю». Может быть, Божья воля для этого человека заключена в том, чтобы сказать «аминь», убрать тарелку со стола и отдать ее содержимое собаке (если только Богу нет дела до этой собаки!).
Апостол Павел говорит нам о Божьей воле в Первом послании к Коринфянам (6:20): «Прославляйте Бога и в телах ваших». Это означает питать тело правильной пищей. Не просите Бога благословить нездоровую пищу и превратить ее чудесным образом в питательную и ценную. Не уподобляйтесь тем самым пятикласснику, который, написав контрольную по географии, молится: «Бог, пусть Детройт станет столицей Мичигана». Бог не действует подобным образом.
Молитесь от сердца
Бог не ожидает услышать от нас множество впечатляющих фраз. Он не желает, чтобы мы употребляли слова без размышления об их смысле. Он хочет, чтобы мы просто разговаривали с Ним, как с другом или отцом — искренне, уважительно, лично, честно.
Однажды совершенно неожиданно для себя я услышал, как человек молился подобным образом.
Я принимал участие в конференции, где собрались, в частности, некоторые очень известные христианские лидеры. Спор между участниками оказался жарким, и я, что было сил, старался сконцентрироваться на обсуждаемых теологических и философских вопросах. Наступило время обеда, и мы все отправились в близлежащий ресторан. Одного профессора семинарии попросили произнести молитву. Когда все склонили головы, я подумал: «Эта молитва будет похожа на урок теологии».
Профессор начал молиться: «Отец, — произнес он, — я рад, что жив сегодня. Я рад быть с братьями в этом ресторане, обедать и говорить с ними о Царстве. Я знаю, что Ты с нами за столом, и я радуюсь этому. Я хочу сказать Тебе перед лицом братьев, что люблю Тебя и сделаю все, что Ты захочешь».
Он говорил так еще минуту или две. Затем он сказал: «аминь», а я подумал: «Мне есть куда расти». Его искренняя молитва показала мне, как часто я молился на автопилоте. Его не интересует наш запас фраз. В Псалме (62:8) говорится: «Изливайте пред Ним сердце ваше». Разговаривайте с Ним. Скажите: «Господь, вот что я чувствую сегодня. Об этом я думал недавно. А это меня угнетает. Я беспокоюсь о том-то. Мне нравится то-то». Разговаривайте с Отцом искренне.
Молитесь определенным образом
Иисус учил последователей молиться не только уединенно и искренне, но и особым образом. Он показал, что имел в виду, дав образец молитвы, называемой нами «Отче наш».
Молитва Иисуса начинается со слов «Отче наш». Никогда не забывайте о том, что если вы дитя Божье через Иисуса Христа, то вы молитесь Отцу, который любит вас бесконечно.
Следующая фраза «сущий на небесах» напоминает, что Бог — суверенный Царь, величественный и всемогущий. Для Него нет ничего сложного. Он передвигает горы; Он больше любой проблемы, возникающей на вашем пути. Взирайте на Его способность, а не на свои достоинства.
«Да святится имя Твое». Не превращайте свои молитвы в чтение списка пожеланий для Деда Мороза. Поклоняйтесь и прославляйте Бога в молитве.
«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Подчиняйтесь Божьей воле. Поставьте Его волю на первое место в своей жизни — в браке, в семье, на работе, в служении, в деньгах, в своем теле, в отношениях, в церкви.
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Апостол Павел писал: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6). Расскажите Ему обо всех своих малых или значительных заботах. Если вы нуждаетесь в чуде, просите об этом без колебания.
«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Вы не являетесь закрытыми для Бога, не сомневайтесь в этом. Исповедуйте Ему свои грехи, примите прощение и продолжайте возрастать. Храните дух прощения к другим в своем сердце.
«Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Молитесь о защите от зла и победе над искушениями.
«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки». Завершите молитву поклонением. Осознайте, что все на земле и на небе принадлежит Богу. Благодарите Бога за заботу о себе, за возможность говорить с Ним в молитве.
«Аминь». Да будет так.
Молитвы почитания Бога — вовсе не список того, что нужно купить в магазине. Это больше, чем взывание о помощи, силе, милости и чудесах. Подлинная молитва должна включать поклонение: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Мат. 6:9), подчинение Его воле: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (ст. 10). Просьбы, вне сомнения, уместны: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (ст. 11). Равно как и исповедание грехов: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (ст. 12).
Молитва Господа — великолепный образец молитвы, но она никогда не была магическим заклинанием, способным привлечь Божье внимание. Иисус дал нам эту молитву не для повторения. Он предостерегал нас от бессмысленного многословия. Вместо этого Он дал нам образец, показывающий различные составные части, которые должны содержаться в молитве.
Анализируйте время, проведенное с Богом
Опасность магических формул состоит в их бессмысленности. Часто мы идем по жизни, не задумываясь о том, что делаем и что это значит. Если мы подходим к молитве с небрежностью, то не дождемся впечатляющих результатов.
Я работал капелланом в команде «Чикагские медведи» (Chicago Bears). По понедельникам в течение всего спортивного сезона я проводил библейские уроки в Халлас-холле. Часто я приходил немного раньше и наблюдал за работой тренеров. Я был поражен тем, как Майк Дитка и другие тренеры разбирали действия каждого игрока в предыдущем матче. Перед началом подготовки к предстоящей игре команда анализировала, как она сыграла в предыдущем матче.
В то время я читал книги некоторых христианских авторов, утверждавших, что причина отсутствия роста последователей Христа состоит в отсутствии привычки анализировать свою жизнь. Те авторы в точности описывали меня. Я шел по жизни стремительно, всегда находился в движении, но никогда не заглядывал глубоко внутрь себя. Я никогда не размышлял над прожитым, а это необходимо для духовного роста. И мне приходилось платить за это дорогую цену — я снова и снова совершал глупые грехи, оставаясь с тем же тяжелым грузом вины.
Я принял непростое для себя решение. Я решил ежедневно оценивать состояние своей души. Я стал заглядывать вглубь себя и записывать свои ощущения. С неловкостью и смущением взяв в руки блокнот, я начал писать. «Бог, в моей жизни есть разочарование. Оно не покидает меня. Похоже, мне стоит обратить на это внимание». Или: «Меня беспокоят эти отношения. Они не так хороши, как мне бы хотелось, и я не знаю, как их можно улучшить». Или: «А вот благословения, которые Ты излил на мою жизнь». Составив пару абзацев, я размышлял над написанным.
Прежде всего молитесь!
В течение вот уже пятнадцати лет я оставляю в дневнике записи о прожитом дне. Вскоре я стал целиком записывать свои молитвы и прочитывал их снова перед Богом. Внеся в свою жизнь такой порядок, я ощутил много разных благословений. Это помогает мне сконцентрироваться. Раньше, стоило мне произнести: «Дорогой Господь», — я в мыслях уже уходил к тому, с кем мне предстоит встретиться за обедом, или к собранию членов совета, или к тому, что мы с семьей будем делать после ужина. Когда я записываю свои молитвы, мне гораздо легче сфокусировать внимание. Запись помогает мне также молиться о конкретных вещах, поскольку расплывчатые фразы не так хорошо выглядят на бумаге. Кроме того, это помогает мне увидеть Божьи ответы.
В конце каждого месяца я прочитываю свой молитвенный журнал и смотрю, когда Бог посылал чудесные ответы. Если моя вера слабеет, я обращаюсь к журналу и взираю на доказательства того, что Бог отвечает на молитвы. Если в январе Бог ответил на несколько моих молитв, то я подготовлен к тому, чтобы доверять Ему в феврале.
Каждый день я записываю свои молитвы. Иначе в моем случае я не смог бы вырасти в молитве. Поэкспериментируйте сами и увидите, что подходит больше лично вам. Попробуйте записывать свои молитвы для начала раз в неделю. Если вам это помогает, то делайте записи чаще. Если это противоречит вашему молитвенному стилю или заставляет вас чувствовать себя неуютно, то найдите для себя другой, более приемлемый способ.
Используйте способ, который помогает вам дисциплинировать молитвенную жизнь, и молитесь по образцу Иисуса. Пусть ваши молитвы станут регулярными, личными, искренними и конкретными.
Помните, что Божья превозмогающая любые проблемы сила высвобождается через молитву. Он заинтересован в вас и ваших молитвах. Он способен восполнить любую нужду, и Он пригласил вас молиться. Его Сын Иисус знает о молитве все, и Он объяснил нам, как нужно молиться.
Чтобы чудеса молитвы проявились и в вашей жизни, вам необходимо сделать лишь одно: начать молиться. Я могу писать о молитве, а вы можете читать о ней. Вы можете даже одолжить книгу другу. Но рано или поздно нам нужно начать молиться. Тогда и только тогда мы станем проводить время в Божьем присутствии.
Глава 6
Пример молитвы
Когда вам необходимо привести себя в хорошую физическую форму, вы начинаете искать тренажерный зал. Переступив порог тренажерного зала, вы встречаетесь с тренером, который проводит вас по комплексу, демонстрируя спортивное оборудование. В завершение вам предложат специальную программу тренировок.
В этот момент вам, возможно, захочется ретироваться. Потому что поиграть с тренажерами — это одно, а следовать установленному порядку занятий — совсем другое. Заметив ваше замешательство, тренер попытается дать объяснение: «Вам нужна специальная программа, чтобы должным образом развить все группы мышц, чтобы отслеживать соответствие количества выполненных упражнений определенному весу, составить диаграмму требуемых результатов и избежать диспропорций».
Осмотревшись в фитнесс-центре, вы замечаете примеры серьезных диспропорций. Вот из зала со штангами выходит бегемот с выпяченными дельтовидными мышцами. На нем все еще надет поясной ремень, он спотыкается, пару раз пытается позаниматься на беговой дорожке, а затем с радостью возвращается на привычную территорию. Затем вы замечаете непринужденно скользящего вокруг дорожки парня. Возможно, он пробежал уже миль семь, но по его внешнему виду вы догадываетесь, что в его семье открывать консервные банки и носить дрова для камина приходится жене.
Тренеры в фитнесс-центре знают, что без тщательно разработанного плана тренировок у вас будут диспропорции в развитии. Все это потому, что мы делаем то, что нам нравится, и пренебрегаем трудным, невкусным и неиспытанным.
Пример молитвы
Развитие молитвенной жизни сходно с совершенствованием физической формы: нам необходим пример, чтобы избежать дисбаланса. Без четкого плана мы, скорее всего, попадем в ловушку вроде «Бог, пожалуйста, дай мне. Бог, пожалуйста, помоги мне. Бог, пожалуйста, защити меня. Бог, пожалуйста, устрой это».
Да, иногда мы возносим к небу пару благодарственных слов, если замечаем, что Бог сделал для нас нечто благое. А если через некоторое время мы совершаем нечто непристойное, то исповедуем свою минутную слабость. В обоих случаях, если мы считаем себя действительно духовными, мы даже можем привнести немного поклонения в такие молитвы... Но только в том случае, если Дух ведет нас.
Если мои слова звучат саркастически, то только потому, что я знаю о несбалансированных молитвах все. Я настоящий эксперт в этом вопросе. И на собственном опыте я могу точно сказать вам, куда вас приведут несбалансированные молитвы. Ощущая некоторую небрежность и однобокость наших молитв, мы почувствуем вину за свои молитвы. Вина приведет к подавленности, а последняя, в свою очередь, к прекращению молитвенной жизни. Если мы ощущаем вину за свои молитвы, то вскоре мы вовсе перестаем молиться.
Если подобное случилось с вами, то сейчас для вас самое время разработать молитвенный план.
Я дам вам образец. Это не единственный и не самый совершенный образец, но он достаточно хорош и уже много лет используется христианами. Он сбалансирован и прост в использовании. Вам нужно просто запомнить аббревиатуру ПИБХ, составленную из первых букв слов поклонение, исповедание, благодарение, ходатайство.
Поклонение: входя в святое место
На мой взгляд, очень важно начинать молитву с поклонения.
Поклонение задает тон всей молитве. Оно напоминает нам, к кому мы обращаемся, в чье присутствие входим, чьего внимания удостаиваемся. Сколь часто наши трудности, испытания и нужды настолько тяжелы, что мы сводим молитву до списка пожеланий! Но если мы решаем начинать каждую молитву с поклонения, мы замедляем шаг и концентрируем свое внимание на Боге.
Переступая порог некоторых церквей, мы чувствуем, как у нас захватывает дух. Мы говорим себе: «Это святое место. Мне нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на происходящем здесь». Такое отношение придает дополнительный смысл богослужению. Точно так же, начиная молитву с поклонения, мы задаем тон всей нашей встрече с Богом.
Поклонение напоминает нам о Божественной сущности и Его предпочтениях. Когда мы проговариваем Его, называем Божественные атрибуты, возносим величие Его личности, мы освежаем наше понимание Его сущности.
Часто я начинаю свои молитвы со слов: «Я поклоняюсь, ибо Ты всемогущий». Так я напоминаю себе, что Бог способен помочь, какой бы трудной ни казалась проблема.
Я поклоняюсь Ему за Его всеведение. От Бога ничего не скрыто. Ему не приходится чесать в затылке, слушая мою речь.
Я поклоняюсь Богу за Его вездесущность. Где бы я ни молился — на борту самолета, в машине или на удаленном острове — я знаю, что Бог со мной.
Я прославляю Бога за верность, праведность, справедливость, милость, благодать, желание заботиться, за Его участие и неизменность. Вспоминая в духе поклонения Его Божественные атрибуты, мы вскоре произносим от всего сердца: «Я поклоняюсь великому Богу!» И это стимулирует нас продолжать молитву.
Поклонение очищает молящегося. После нескольких минут, проведенных в поклонении Богу, наш дух смягчается, а настрой изменяется. Не терпящие отлагательства вопросы, которые мы спешили принести Богу, кажутся уже не такими серьезными. Чувство отчаяния отступает в тот момент, когда мы сосредотачиваемся на Божьем величии. Мы искренне произносим: «Бог, я наслаждаюсь общением с Тобой; благо душе моей». Поклонение очищает наш дух и подготавливает к слушанию Бога.
Бог достоин поклонения. Трудно произнести в молитве слова «Отец наш» и не застыть на мгновение в благоговейном трепете от такого чуда. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан. 3:1). Всемогущий, всезнающий, вездесущий Бог любит нас, наблюдает за нами, дает нам благие дары. Это удивительно! Наш Небесный Отец достоин поклонения. Так давайте начнем молитву с поклонения Ему.
Как поклоняться Богу
Как мы поклоняемся Богу? Что может быть лучше, нежели перечисление Его Божественных атрибутов? Иногда я задумываюсь над смыслом каждого Его атрибута. Иногда я заостряю внимание на одном атрибуте, особо важном для меня в настоящий момент. Принимая важные решения, я концентрируюсь на Его водительстве. Страдая от чувства вины или несоответствия Его требованиям, я благодарю Его за милость. В нужде я поклоняюсь Богу за Его провидение или силу.
Возьмите хвалебный псалом и прочитайте или произнесите его перед Богом. Вот наиболее подходящие Псалмы: 7, 18, 22, 45, 94, 99, 148. Перелистайте всю книгу Псалмов и посмотрите, что в ней можно найти. Еще два великолепных хвалебных псалма можно найти в Евангелии от Луки (1:46-55, гимн) и (1:68-79, песня Захарии). И если вы находитесь в закрытой комнате с хорошей звукоизоляцией, то почему бы не спеть Богу песню?
Поклонение непривычно- для большинства американцев, и вы, возможно, поначалу почувствуете неловкость. Ведь чем бы вы ни занимались — теннисом, компьютерным программированием или иной работой, — вам необходимо дисциплинировать себя, собраться и работать над собой, чтобы добиться результатов. Только спустя некоторое время вы ощутите прогресс как в профессиональных навыках, так и в своей уверенности. Поклонению также надо учиться. Поклонение — необходимая часть молитвенной жизни. Вам без нее не обойтись.
Исповедание: называя свои ошибки
Исповеданием, возможно, чаще всего пренебрегают сегодня в личных молитвах. Часто можно услышать, как люди молятся публично: «Бог, прости нам грехи наши многие». Многие из нас привносят такое же отношение и в личные молитвы. Мы, не глядя, бросаем все наши грехи в кучу и говорим: «Бог, покрой эту грязную кучу».
Такое отношение к исповеданию, к сожалению, просто трусливая попытка избежать неприятностей. Если собрать все грехи вместе и исповедать их общей массой, то это не так болезненно и обескураживающе. Но если брать один грех за другим и называть их по имени, то это совсем другое дело.
Я принял решение, что буду разбираться с каждым грехом конкретно. Я говорю: «Я сказал тому-то и тому-то, что на парковке было девятьсот машин, тогда как там было только шестьсот. Это была ложь, и я, поэтому, лжец. Прости меня за ложь».
Или вместо того, чтобы просто допускать мысль о том, что я был не самым лучшим супругом, я говорю: «Сегодня я сознательно проявил эгоизм, невнимательность и бесчувствие. Я повел себя так специально. Я вошел в дверь, думая, что не буду помогать семье сегодня, что я устал и хочу, чтобы все было по-моему. Прости меня за грех эгоизма».
Кто же грешник?
Много лет назад у меня состоялся интересный разговор с одним человеком — назовем его Гарри, — который регулярно посещал богослужения в нашей церкви. В тот день я проповедовал о нашей греховности и нужде в Спасителе. Гарри зашел в мой кабинет и произнес: «Все эти разговоры о грехе заставляют меня чувствовать себя поистине плохо. Я, например, не считаю себя грешником».
Гарри был человеком, с которым можно было говорить прямо, поэтому я ответил: «Возможно, ты и не грешник. Позволь мне задать тебе пару вопросов. Ты состоишь в браке двадцать пять лет. Был ли ты все это время полностью, на все сто процентов, верен своей жене?»
Он остолбенел и сказал: «Ну, ты же знаешь, я занимаюсь продажами. Мне приходилось часто бывать в поездках...» Мы оба знали, что Гарри имел в виду.
«Хорошо, — продолжал я, — когда ты заполнял свои отчеты по расходованию средств, не добавлял ли ты хоть раз необязательные траты?»
«Все делают так», — ответил он.
«А продавая свой товар, разве ты ни разу не допускал преувеличений? Не говорил ли, что у него есть качества, которых в действительности не было? Не обещал ли ты выслать товар завтра, хотя знал, что он не будет отгружен раньше следующего вторника?»
«Это стандарт нашего бизнеса», — сказал Гарри.
Я посмотрел прямо в его глаза и сказал: «Ты только что признался в прелюбодеянии, жульничестве и лжи. Повтори это за мной: я прелюбодей, жулик и лжец».
Он посмотрел на меня глазами, готовыми выскочить из орбит. «Не говори таких ужасных слов! — произнес он. — Я сказал только, что имел немного связей на стороне, немного делал то и немного это...»