Созидающие сердце привычки




Бог пригласил нас в Свое присутствие. Он сказал, что пребывает с нами и внутри нас, что ожидает услышать нас и что может и хочет отвечать. А еще Он сказал нам, какие нужно развивать привычки, чтобы получить большинство Его благословений.

Некоторое время тому назад я помогал своему другу справиться с болью, связанной с потерей отца. Во время нашей беседы он сказал: «Неизбежно испытываешь шок, когда твой отец умирает в столь раннем возрасте».

«И да, и нет, — ответил я. — В то утро, когда мой брат позвонил и сообщил мне, что наш отец скончался от сер­дечного приступа, я испытал шок. Но тот факт, что он умер молодым, не шокировал меня».

Смерть моего отца не была неожиданной, поскольку в его роду очень многие умирали от сердечных болезней. Кроме того, у него были вредные для здоровья привычки. Он часто говорил: «Я ем только то, что было приготовлено на тяжелом машинном масле!» Он не занимался спортом. Не соблюдал режим сна. И всю свою жизнь он проработал на напряженной, нервной работе.

Из-за избранного им образа жизни отец страдал от про­блем с пищеварением, изжоги и высокого артериального давления. У него было двадцать фунтов лишнего веса, он не мог быстро ходить и часто испытывал слабость. К концу жизни он даже не мог справляться с парусами своей люби­мой лодки. Его привычки не только привели его к ранней смерти, но и сделали жизнь дискомфортной.

 

Задача для волшебной палочки

 

Нашему духу, как и телу, требуются для здоровья и роста определенные вещи. Некоторые из нас не желают платить цену за развитие полезных духовных привычек. К сожа­лению, в таком случае приходится платить гораздо более высокую цену за духовные болезни и даже смерть.

В прошлом году ко мне подошел мужчина. Он был в от­чаянии. «Я потерял работу, — сказал он мне. — И вот уже несколько месяцев мне не удается найти новую». Отсут­ствие работы было не самой серьезной его проблемой. Он продолжал: «Я чувствую себя таким одиноким в окруже­нии своих проблем. Никого в церкви это не заботит. Иног­да мне кажется, что и Богу все равно. Я чувствую полную безнадежность и беспомощность».

Я попросил мужчину рассказать о его духовных привыч­ках. Насколько ответственно он подходит к поддержанию своей веры? Как часто он молится — обращается к Богу и слушает, что Он ответит? Регулярно ли он посещает цер­ковные собрания? Поддерживает ли он дружбу с верующи­ми людьми? Участвует ли он в оказании помощи другим?

Человек ответил отрицательно. Ничего из перечислен­ного он не делает. «У меня просто нет времени на это», — объяснил он. Я деликатно напомнил ему, что, будучи не­женатым и безработным, он вполне может найти свободное время. Он посмотрел на меня взглядом, говорящим: «Эй, у меня же проблемы. Когда мне так не везет, меньше всего мне нужны нравоучения пастора».

Человек хотел, чтобы кто-то взмахнул волшебной па­лочкой и придал ему смелости. Он сказал, что хотел бы иметь Божье присутствие в своей жизни, но отказывал­ся развивать способствующие духовному здоровью при­вычки.

 

Жесткая дисциплина

 

Когда молитва становится нашей привычкой, мы посто­янно настроены на Божье присутствие и открыты для Его благословений. Каким образом молитва становится при­вычкой? Иисус заложил для этого несколько принципов. Но прежде чем обсудить их, я хочу высказать два предуп­реждения.

Первое предупреждение предназначено для тех, кто лю­бит все фиксировать и облекать в формулы. Вы делаете за­метки во время разговора и подчеркиваете определенные места в книгах во время чтения, и вы уже поддерживае­те строгий порядок духовного режима. Но перед тем как расширить список своих духовных нужд, остановитесь. Возможно, вам нужны другие или более эффективные привычки? Возможно, вам нужно сложить с себя груз или принести его к Иисусу?

Я опасаюсь того, что для огромного числа верующих ду­ховная дисциплина превращается в подобие смирительной рубашки, которая сжимает в тиски их жизнь, спонтан­ность и увлекательность веры. Для таких людей Христос не приносит свободу. Вера становится для них тяжелым бременем. Большинство людей не способны так жить в те­чение продолжительного времени. Некоторые особо упор­ные вырабатывают в себе настолько самоправедные при­вычки, что окружающие желают им падения.

В Послании к Галатам (5:1) содержится предупрежде­ние любителям молитвенной писанины: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

 

Необсуждаемое решение

 

Мое следующее предупреждение относится к людям, до­пускающим прямо противоположную ошибку. Вы думаете так: «Я играю по обстоятельствам, мне не требуется ни­какая структура или строгий порядок для духовного рос­та. Я двигаюсь с течением Духа, позволяя делать Богу все, что Он хочет, и просто наблюдаю за происходящим».

Это типичное для американцев отношение является по меньшей мере наивным, а в худшем случае обманчи­вым. Мы не можем возрастать при отсутствии структуры, обеспечивающей наш духовный рост, без определенного стремления в нашей духовной жизни, точно так же, как мы не можем сбросить лишний вес, развить мускулатуру или увеличить свое состояние просто сидя на одном месте и наблюдая за происходящим.

Если цель для меня важна, то я дисциплинирую себя, чтобы достичь ее. Я заранее принимаю решение о том, что необходимость практических шагов для ее достижения даже не обсуждается. В противном случае произойдет оче­видное — в последний момент я сдамся. Например, одной из моих основных целей является поддержание собствен­ного здоровья и жизни. Я осознаю, что с моей наследствен­ностью просто необходимо ежедневно выполнять физиче­ские упражнения. Поэтому я принял решение: я буду бе­гать трусцой, и это даже не обсуждается.

Я не ожидаю того момента, когда мне захочется побе­гать. Давайте будем честными — как часто мне действи­тельно хочется отправиться на пробежку? Сегодня? Толь­ко не сегодня, мне нужно задержаться на работе. Завтра? Мои биоритмы не в порядке. На улице прохладно. За ок­ном дождь. Или слишком жарко. Обувь жмет. Колени бо­лят. На диване так удобно. Список этот бесконечен.

Когда мы действительно собираемся научиться молить­ся, нам необходимо принять решение: «Я понимаю, что дисциплина необходима для моей молитвенной жизни, и я буду придерживаться установленного порядка постоянно и неукоснительно».

Необходимость следования добрым молитвенным при­вычкам даже не обсуждается. Я осознаю, что дисциплина сама по себе никогда не создаст близких отношений между мной и Богом. Но в то же время я понимаю, что без дис­циплины мне не развить насыщенную, приносящую удов­летворение молитвенную жизнь.

 

Спросите эксперта

 

Как же мы сможем выработать созидающую сердце при­вычку молиться, выработать порядок, который расширит нашу свободу и даст нам духовные крылья? Как утверж­дает одна хорошо известная деловая аксиома: «Если вы хо­тите что-либо узнать, спросите эксперта». Если вы хотите узнать что-то о баскетболе, спросите Майкла Джордана. Если вы хотите знать, как брать интервью, спросите Кэйти Коурик. Если вы интересуетесь компьютерами, спросите Билла Гейтса.

Если вы хотите выработать привычку молиться, спро­сите у эксперта номер один — у Иисуса Христа.

Никто в истории не понимал предмет молитвы лучше, чем Иисус. Никто так не верил в силу молитвы и никто так не молился, как Он. Ученики знали, что Он эксперт в этом вопросе. Однажды они с удивлением наблюдали за тем, как Иисус молился (см. Лук. 11:1). Серьезность и сила, с которыми он молился, произвели такое впечатление на учеников, что один из них застенчиво попросил: «Научи нас молиться». Они знали, что в сравнении с Учителем они были новичками в молитвенной школе.

 

Молитвенные принципы Иисуса

 

Иисус не отверг их просьбу. Напротив, он использовал эту возможность, чтобы научить их молиться. Вот что Он сказал:

«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затво­рив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втай­не; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услыша­ны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да свя­тится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в иску­шение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Цар­ство и сила и слава во веки. Аминь» (Мат. 6:5-13).

Ни одно другое место Писания не говорит нам столь прямо о том, как молиться, и совет, данный Иисусом уче­никам, применим для всех и сегодня.

Молитесь регулярно. Иисус сказал «когда молишься», а не «если молишься».

Молитесь в уединении. Бога не впечатляет публичное проявление набожности.

Молитесь искренне. Бога не интересуют догматы. Он хочет услышать то, что наполняет наше сердце.

Молитесь особым образом. Возьмите молитву «Отче наш» за образец.

В следующей главе мы последовательно рассмотрим мо­литвенные принципы Иисуса. Мы также уделим внима­ние некоторым созидающим сердце привычкам — дисцип­лине, порядку, методам, которые помогут нам применить означенные принципы к молитвенной жизни.

 

Глав 5

Молясь, как Иисус

 

Когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, Иисус ответил: «Когда молишься...» (Мат. 6:5). Он подра­зумевал, что ученики должны регулярно отводить время молитве.

Это относится и к нынешним ученикам Христа. Боль­шинство из нас утверждают, что не имеют времени для ежедневной молитвы. Но хотим ли мы, чтобы молитва стала важной частью нашей жизни? Если мы хотим до­биться успехов в какой-либо области — игре на пианино, баскетболе, фитнесе — мы упражняемся в этом регуляр­но. Команда Новой Зеландии, выигравшая Кубок Амери­ки по парусному спорту, интенсивно тренировалась в те­чение двух лет, по шесть раз в неделю, по восемь часов в день, и она достигла небывалого мастерства хождения под парусом. Если человек относится к чему-либо серьезно, он обязательно найдет для этого время.

Очень важно найти постоянное время для молитвы, по­тому что без этого молитва не станет доброй привычкой. Если мы хотим жить в Божьем присутствии, то нам необ­ходимо отгородиться от мира и раз в день, ежедневно на­страиваться на Бога. Нам необходимо на это время отло жить прочие заботы и сфокусировать внимание на Боге, смотреть на Него, говорить с Ним, слушать Его, пребывать в молчании перед Ним.

 

Избавьтесь от того, что вас отвлекает

 

Важно не только выбрать постоянное время для молитвы, но и найти соответствующее место. Некоторые молятся в люд­ных местах, на собраниях или во время приема пищи, что­бы другие их видели, слышали и считали религиозными. Но молитва, говорил Иисус, не спектакль. Мы молимся не для того, чтобы выставить напоказ свою духовность. Иисус советовал никогда не делать этого. Когда молитесь, войдите в свою комнату и заприте дверь. Или найдите уединенное место, пустую комнату или что-то еще и побудьте наедине с Богом. Так вы сможете молиться наиболее эффективно.

Почему уединенность так важна? Почему нужно запи­рать за собой дверь? Прежде всего, этому есть вполне оче­видная практическая причина. В уединенном месте ничто не отвлекает. Большинство людей считает, что внешние раздражители губительно влияют на общение с Богом. Всякий шум — голоса, музыка, телефонные звонки, дети, собаки, птицы — мешают мне сконцентрироваться на мо­литве. Даже тиканье часов может захватить меня своим ритмом так, что я начинаю притопывать ногой и петь пес­ню в унисон с ними. Иисус знает, что нам трудно сосре­доточиться, и поэтому советует: «Не пытайтесь бороться с внешними раздражителями. Найдите место, где вас ничто не отвлекает».

Практическая сторона уединенности важна, но, мне кажется, есть и более глубокая мудрость в совете Иисуса найти уединенное место. Когда вы определяете такое мес­то и начинаете там молиться, его наполняет определенная атмосфера. Ваша молитвенная комната, даже если это хо­зяйственное помещение, становится для вас Гефсиманским садом — святым местом, где вы встречаетесь с Богом.

 

Создайте особую атмосферу

 

У некоторых семейных пар есть свой любимый ресторан, куда они отправляются поужинать по особым случаям. Им нравится атмосфера заведения. Им просто вести беседу в такой обстановке, и они ожидают следующего случая, что­бы снова посидеть там вместе. Это особое место в их взаи­моотношениях.

Некоторые семьи имеют излюбленное место, где прово­дят свой отпуск или выходные. Это место становится поч­ти вторым домом для них. Там произошли важные семей­ные события, которые навевают приятные воспоминания. Семьи с нетерпением ждут следующих выходных, чтобы вновь побывать там.

Точно так же вы создаете тайное молитвенное место и ожидаете момента, чтобы снова отправиться туда. Вы на­чинаете ценить привычное окружение, виды и запахи. Вам начинает нравиться атмосфера места, где вы свободно общаетесь с Богом.

Я создал такое молитвенное место в углу моего прежне­го офиса. Там я поместил всегда раскрытую Библию, таб­личку с надписью «Бог может», терновый венец, напоми­нающий о страданиях Спасителя, и посох пастыря, кото­рый я часто держал, принося Богу прошения.

Этот угол офиса стал для меня святым местом. Я прихо­дил туда примерно в шесть утра, когда никого на работе еще не было и телефон не звонил, и общался с Богом. Я изливал Ему свое сердце, поклонялся, молился за членов нашей об­щины и получал замечательные ответы на молитвы.

Теперь у меня новый офис и новый молитвенный угол. Но у меня остались теплые воспоминания о прежнем мес­те. Не потому что в самом углу было что-то святое, но по причине происходившего там. Каждое утро на протяже­нии ряда лет я встречался там с Богом, и Он с верностью отвечал мне. Мысли о том молитвенном месте подобны мыслям о доме.

Если вы хотите научиться молиться, найдите тихое мес­то, где вас ничто не отвлекает. Вовсе не обязательно идти в церковь. Это может быть хозяйственная комната, кладовая, сарай, офис или кабина грузовика — все равно. Главное, чтобы место было привычным и уединенным. Идите туда в наилучшее для вас время — утром, если вы «жаворонок», поздно вечером, если вы «сова», или в момент необходимо­сти. Встречайтесь с Богом регулярно, каждый день.

 

 

Будьте искренними

 

Иисус учил последователей не только молиться в тайне, но и быть искренними в молитве. «Не занимайтесь болтов­ней», — говорил Он. Не используйте клише. Не привыкай­те к бессмысленным повторениям фраз.

Как легко использовать в молитве «священный» жар­гон! Некоторые фразы звучат столь уместно, столь духовно и набожно, что многие научились выстраивать их в опре­деленную последовательность и называют это молитвой. Многие даже не задумываются о смысле сказанного.

К примеру, мне приходилось слышать, как зрелый хрис­тианин искренне молился: «Дорогой Господь, пожалуйста, будь со мной на собеседовании по устройству на работу». Или: «Пожалуйста, пребудь со мной в этой поездке». На первый взгляд прошение выглядит не лишенным святос­ти. Но, к сожалению, в этом нет никакого смысла. Часто мне хочется прервать молящегося и спросить: «Зачем вы просите Бога сделать то, что Он и так уже делает?»

В Евангелии от Матфея (28:20) Иисус говорит: «Я с вами во все дни до скончания века». В Послании к Евре­ям (13:5) Бог говорит: «Не оставлю тебя и не покину тебя». Иисус обращается к ученикам с такими словами: «Не ос­тавлю вас сиротами; приду к вам» (Иоан. 14:18). Одно из имен Иисуса — Эммануил, что значит «Бог с нами». Нам не нужно просить Бога быть с нами, если мы члены Его се­мьи. Нам, скорее, стоит молиться о том, чтобы осознавать Его присутствие, чтобы быть уверенными в этом. Просить Бога быть с нами, когда Он и так с нами, — один из приме­ров «болтовни».

Другой тип пустого многословия можно услышать за обеденным столом. Человек садится за стол, а перед ним блюдо нездоровой пищи. Бурлящий жир, блестящая соль, в стакане напиток с сахаром, которым будет залита вся эта дрянь. «Дорогой Господь, — молится человек, — бла­гослови эту пищу для наших тел и даруй нам питатель­ную силу от нее, чтобы мы могли исполнять Твою волю». Может быть, Божья воля для этого человека заключена в том, чтобы сказать «аминь», убрать тарелку со стола и от­дать ее содержимое собаке (если только Богу нет дела до этой собаки!).

Апостол Павел говорит нам о Божьей воле в Первом послании к Коринфянам (6:20): «Прославляйте Бога и в телах ваших». Это означает питать тело правильной пи­щей. Не просите Бога благословить нездоровую пищу и превратить ее чудесным образом в питательную и ценную. Не уподобляйтесь тем самым пятикласснику, который, написав контрольную по географии, молится: «Бог, пусть Детройт станет столицей Мичигана». Бог не действует по­добным образом.

 

Молитесь от сердца

 

Бог не ожидает услышать от нас множество впечатляю­щих фраз. Он не желает, чтобы мы употребляли слова без размышления об их смысле. Он хочет, чтобы мы просто разговаривали с Ним, как с другом или отцом — искрен­не, уважительно, лично, честно.

Однажды совершенно неожиданно для себя я услышал, как человек молился подобным образом.

Я принимал участие в конференции, где собрались, в частности, некоторые очень известные христианские ли­деры. Спор между участниками оказался жарким, и я, что было сил, старался сконцентрироваться на обсуждаемых теологических и философских вопросах. Наступило время обеда, и мы все отправились в близлежащий ресторан. Од­ного профессора семинарии попросили произнести молит­ву. Когда все склонили головы, я подумал: «Эта молитва будет похожа на урок теологии».

Профессор начал молиться: «Отец, — произнес он, — я рад, что жив сегодня. Я рад быть с братьями в этом ресто­ране, обедать и говорить с ними о Царстве. Я знаю, что Ты с нами за столом, и я радуюсь этому. Я хочу сказать Тебе перед лицом братьев, что люблю Тебя и сделаю все, что Ты захочешь».

Он говорил так еще минуту или две. Затем он сказал: «аминь», а я подумал: «Мне есть куда расти». Его искрен­няя молитва показала мне, как часто я молился на авто­пилоте. Его не интересует наш запас фраз. В Псалме (62:8) говорится: «Изливайте пред Ним сердце ваше». Разговари­вайте с Ним. Скажите: «Господь, вот что я чувствую сегод­ня. Об этом я думал недавно. А это меня угнетает. Я бес­покоюсь о том-то. Мне нравится то-то». Разговаривайте с Отцом искренне.

 

Молитесь определенным образом

 

Иисус учил последователей молиться не только уединенно и искренне, но и особым образом. Он показал, что имел в виду, дав образец молитвы, называемой нами «Отче наш».

Молитва Иисуса начинается со слов «Отче наш». Ни­когда не забывайте о том, что если вы дитя Божье через Иисуса Христа, то вы молитесь Отцу, который любит вас бесконечно.

Следующая фраза «сущий на небесах» напоминает, что Бог — суверенный Царь, величественный и всемогущий. Для Него нет ничего сложного. Он передвигает горы; Он больше любой проблемы, возникающей на вашем пути. Взирайте на Его способность, а не на свои достоинства.

«Да святится имя Твое». Не превращайте свои молит­вы в чтение списка пожеланий для Деда Мороза. Покло­няйтесь и прославляйте Бога в молитве.

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Подчиняйтесь Божьей воле. Поставь­те Его волю на первое место в своей жизни — в браке, в семье, на работе, в служении, в деньгах, в своем теле, в от­ношениях, в церкви.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Апостол Павел писал: «Всегда в молитве и прошении с благодаре­нием открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6). Расскажите Ему обо всех своих малых или значительных заботах. Если вы нуждаетесь в чуде, просите об этом без колебания.

«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должни­кам нашим». Вы не являетесь закрытыми для Бога, не сомневайтесь в этом. Исповедуйте Ему свои грехи, прими­те прощение и продолжайте возрастать. Храните дух про­щения к другим в своем сердце.

«Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Молитесь о защите от зла и победе над искушениями.

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки». Завер­шите молитву поклонением. Осознайте, что все на земле и на небе принадлежит Богу. Благодарите Бога за заботу о себе, за возможность говорить с Ним в молитве.

«Аминь». Да будет так.

Молитвы почитания Бога — вовсе не список того, что нужно купить в магазине. Это больше, чем взывание о по­мощи, силе, милости и чудесах. Подлинная молитва должна включать поклонение: «Отче наш, сущий на небесах! да свя­тится имя Твое» (Мат. 6:9), подчинение Его воле: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (ст. 10). Просьбы, вне сом­нения, уместны: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (ст. 11). Равно как и исповедание грехов: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (ст. 12).

Молитва Господа — великолепный образец молитвы, но она никогда не была магическим заклинанием, способным привлечь Божье внимание. Иисус дал нам эту молитву не для повторения. Он предостерегал нас от бессмысленного многословия. Вместо этого Он дал нам образец, показыва­ющий различные составные части, которые должны содер­жаться в молитве.

 

Анализируйте время, проведенное с Богом

 

Опасность магических формул состоит в их бессмыслен­ности. Часто мы идем по жизни, не задумываясь о том, что делаем и что это значит. Если мы подходим к молитве с не­брежностью, то не дождемся впечатляющих результатов.

Я работал капелланом в команде «Чикагские медведи» (Chicago Bears). По понедельникам в течение всего спор­тивного сезона я проводил библейские уроки в Халлас-холле. Часто я приходил немного раньше и наблюдал за работой тренеров. Я был поражен тем, как Майк Дитка и другие тренеры разбирали действия каждого игрока в пре­дыдущем матче. Перед началом подготовки к предстоящей игре команда анализировала, как она сыграла в предыду­щем матче.

В то время я читал книги некоторых христианских ав­торов, утверждавших, что причина отсутствия роста пос­ледователей Христа состоит в отсутствии привычки ана­лизировать свою жизнь. Те авторы в точности описывали меня. Я шел по жизни стремительно, всегда находился в движении, но никогда не заглядывал глубоко внутрь себя. Я никогда не размышлял над прожитым, а это необходи­мо для духовного роста. И мне приходилось платить за это дорогую цену — я снова и снова совершал глупые грехи, оставаясь с тем же тяжелым грузом вины.

Я принял непростое для себя решение. Я решил еже­дневно оценивать состояние своей души. Я стал загляды­вать вглубь себя и записывать свои ощущения. С неловкостью и смущением взяв в руки блокнот, я начал писать. «Бог, в моей жизни есть разочарование. Оно не покидает меня. Похоже, мне стоит обратить на это внимание». Или: «Меня беспокоят эти отношения. Они не так хороши, как мне бы хотелось, и я не знаю, как их можно улучшить». Или: «А вот благословения, которые Ты излил на мою жизнь». Составив пару абзацев, я размышлял над напи­санным.

 

Прежде всего молитесь!

 

В течение вот уже пятнадцати лет я оставляю в дневнике записи о прожитом дне. Вскоре я стал целиком записывать свои молитвы и прочитывал их снова перед Богом. Внеся в свою жизнь такой порядок, я ощутил много разных благо­словений. Это помогает мне сконцентрироваться. Раньше, стоило мне произнести: «Дорогой Господь», — я в мыслях уже уходил к тому, с кем мне предстоит встретиться за обе­дом, или к собранию членов совета, или к тому, что мы с се­мьей будем делать после ужина. Когда я записываю свои мо­литвы, мне гораздо легче сфокусировать внимание. Запись помогает мне также молиться о конкретных вещах, посколь­ку расплывчатые фразы не так хорошо выглядят на бумаге. Кроме того, это помогает мне увидеть Божьи ответы.

В конце каждого месяца я прочитываю свой молитвен­ный журнал и смотрю, когда Бог посылал чудесные отве­ты. Если моя вера слабеет, я обращаюсь к журналу и взи­раю на доказательства того, что Бог отвечает на молитвы. Если в январе Бог ответил на несколько моих молитв, то я подготовлен к тому, чтобы доверять Ему в феврале.

Каждый день я записываю свои молитвы. Иначе в моем случае я не смог бы вырасти в молитве. Поэксперименти­руйте сами и увидите, что подходит больше лично вам. Попробуйте записывать свои молитвы для начала раз в неделю. Если вам это помогает, то делайте записи чаще. Если это противоречит вашему молитвенному стилю или заставляет вас чувствовать себя неуютно, то найдите для себя другой, более приемлемый способ.

Используйте способ, который помогает вам дисцип­линировать молитвенную жизнь, и молитесь по образцу Иисуса. Пусть ваши молитвы станут регулярными, лич­ными, искренними и конкретными.

Помните, что Божья превозмогающая любые проблемы сила высвобождается через молитву. Он заинтересован в вас и ваших молитвах. Он способен восполнить любую нужду, и Он пригласил вас молиться. Его Сын Иисус знает о молитве все, и Он объяснил нам, как нужно молиться.

Чтобы чудеса молитвы проявились и в вашей жизни, вам необходимо сделать лишь одно: начать молиться. Я могу писать о молитве, а вы можете читать о ней. Вы мо­жете даже одолжить книгу другу. Но рано или поздно нам нужно начать молиться. Тогда и только тогда мы станем проводить время в Божьем присутствии.

 

Глава 6

Пример молитвы

 

Когда вам необходимо привести себя в хорошую физи­ческую форму, вы начинаете искать тренажерный зал. Пе­реступив порог тренажерного зала, вы встречаетесь с тре­нером, который проводит вас по комплексу, демонстрируя спортивное оборудование. В завершение вам предложат специальную программу тренировок.

В этот момент вам, возможно, захочется ретироваться. Потому что поиграть с тренажерами — это одно, а следо­вать установленному порядку занятий — совсем другое. Заметив ваше замешательство, тренер попытается дать объяснение: «Вам нужна специальная программа, чтобы должным образом развить все группы мышц, чтобы отсле­живать соответствие количества выполненных упражне­ний определенному весу, составить диаграмму требуемых результатов и избежать диспропорций».

Осмотревшись в фитнесс-центре, вы замечаете приме­ры серьезных диспропорций. Вот из зала со штангами вы­ходит бегемот с выпяченными дельтовидными мышцами. На нем все еще надет поясной ремень, он спотыкается, пару раз пытается позаниматься на беговой дорожке, а за­тем с радостью возвращается на привычную территорию. Затем вы замечаете непринужденно скользящего вокруг дорожки парня. Возможно, он пробежал уже миль семь, но по его внешнему виду вы догадываетесь, что в его семье открывать консервные банки и носить дрова для камина приходится жене.

Тренеры в фитнесс-центре знают, что без тщательно разработанного плана тренировок у вас будут диспропор­ции в развитии. Все это потому, что мы делаем то, что нам нравится, и пренебрегаем трудным, невкусным и неиспы­танным.

 

Пример молитвы

 

Развитие молитвенной жизни сходно с совершенствовани­ем физической формы: нам необходим пример, чтобы из­бежать дисбаланса. Без четкого плана мы, скорее всего, попадем в ловушку вроде «Бог, пожа­луйста, дай мне. Бог, пожалуйста, помоги мне. Бог, пожа­луйста, защити меня. Бог, пожалуйста, устрой это».

Да, иногда мы возносим к небу пару благодарственных слов, если замечаем, что Бог сделал для нас нечто благое. А если через некоторое время мы совершаем нечто непри­стойное, то исповедуем свою минутную слабость. В обоих случаях, если мы считаем себя действительно духовными, мы даже можем привнести немного поклонения в такие молитвы... Но только в том случае, если Дух ведет нас.

Если мои слова звучат саркастически, то только пото­му, что я знаю о несбалансированных молитвах все. Я на­стоящий эксперт в этом вопросе. И на собственном опыте я могу точно сказать вам, куда вас приведут несбаланси­рованные молитвы. Ощущая некоторую небрежность и однобокость наших молитв, мы почувствуем вину за свои молитвы. Вина приведет к подавленности, а последняя, в свою очередь, к прекращению молитвенной жизни. Если мы ощущаем вину за свои молитвы, то вскоре мы вовсе пе­рестаем молиться.

Если подобное случилось с вами, то сейчас для вас са­мое время разработать молитвенный план.

Я дам вам образец. Это не единственный и не самый со­вершенный образец, но он достаточно хорош и уже много лет используется христианами. Он сбалансирован и прост в использовании. Вам нужно просто запомнить аббревиа­туру ПИБХ, составленную из первых букв слов поклоне­ние, исповедание, благодарение, ходатайство.

 

Поклонение: входя в святое место

 

На мой взгляд, очень важно начинать молитву с поклоне­ния.

Поклонение задает тон всей молитве. Оно напомина­ет нам, к кому мы обращаемся, в чье присутствие входим, чьего внимания удостаиваемся. Сколь часто наши трудно­сти, испытания и нужды настолько тяжелы, что мы сво­дим молитву до списка пожеланий! Но если мы решаем на­чинать каждую молитву с поклонения, мы замедляем шаг и концентрируем свое внимание на Боге.

Переступая порог некоторых церквей, мы чувствуем, как у нас захватывает дух. Мы говорим себе: «Это святое место. Мне нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на про­исходящем здесь». Такое отношение придает дополнитель­ный смысл богослужению. Точно так же, начиная молитву с поклонения, мы задаем тон всей нашей встрече с Богом.

Поклонение напоминает нам о Божественной сущно­сти и Его предпочтениях. Когда мы проговариваем Его, называем Божественные атрибуты, возносим величие Его личности, мы освежаем наше понимание Его сущности.

Часто я начинаю свои молитвы со слов: «Я поклоняюсь, ибо Ты всемогущий». Так я напоминаю себе, что Бог спосо­бен помочь, какой бы трудной ни казалась проблема.

Я поклоняюсь Ему за Его всеведение. От Бога ничего не скрыто. Ему не приходится чесать в затылке, слушая мою речь.

Я поклоняюсь Богу за Его вездесущность. Где бы я ни молился — на борту самолета, в машине или на удаленном острове — я знаю, что Бог со мной.

Я прославляю Бога за верность, праведность, справед­ливость, милость, благодать, желание заботиться, за Его участие и неизменность. Вспоминая в духе поклонения Его Божественные атрибуты, мы вскоре произносим от всего сердца: «Я поклоняюсь великому Богу!» И это сти­мулирует нас продолжать молитву.

Поклонение очищает молящегося. После нескольких минут, проведенных в поклонении Богу, наш дух смягча­ется, а настрой изменяется. Не терпящие отлагательства вопросы, которые мы спешили принести Богу, кажутся уже не такими серьезными. Чувство отчаяния отступает в тот момент, когда мы сосредотачиваемся на Божьем вели­чии. Мы искренне произносим: «Бог, я наслаждаюсь обще­нием с Тобой; благо душе моей». Поклонение очищает наш дух и подготавливает к слушанию Бога.

Бог достоин поклонения. Трудно произнести в молитве слова «Отец наш» и не застыть на мгновение в благоговей­ном трепете от такого чуда. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан. 3:1). Всемогущий, всезнающий, вездесущий Бог любит нас, наблюдает за нами, дает нам благие дары. Это удивительно! Наш Небесный Отец достоин поклонения. Так давайте начнем молитву с поклонения Ему.

 

Как поклоняться Богу

 

Как мы поклоняемся Богу? Что может быть лучше, неже­ли перечисление Его Божественных атрибутов? Иногда я задумываюсь над смыслом каждого Его атрибута. Иногда я заостряю внимание на одном атрибуте, особо важном для меня в настоящий момент. Принимая важные решения, я концентрируюсь на Его водительстве. Страдая от чувства вины или несоответствия Его требованиям, я благодарю Его за милость. В нужде я поклоняюсь Богу за Его прови­дение или силу.

Возьмите хвалебный псалом и прочитайте или произне­сите его перед Богом. Вот наиболее подходящие Псалмы: 7, 18, 22, 45, 94, 99, 148. Перелистайте всю книгу Псалмов и посмотрите, что в ней можно найти. Еще два великолеп­ных хвалебных псалма можно найти в Евангелии от Луки (1:46-55, гимн) и (1:68-79, песня Захарии). И если вы нахо­дитесь в закрытой комнате с хорошей звукоизоляцией, то почему бы не спеть Богу песню?

Поклонение непривычно- для большинства американ­цев, и вы, возможно, поначалу почувствуете неловкость. Ведь чем бы вы ни занимались — теннисом, компьютер­ным программированием или иной работой, — вам необ­ходимо дисциплинировать себя, собраться и работать над собой, чтобы добиться результатов. Только спустя некото­рое время вы ощутите прогресс как в профессиональных навыках, так и в своей уверенности. Поклонению также надо учиться. Поклонение — необходимая часть молит­венной жизни. Вам без нее не обойтись.

Исповедание: называя свои ошибки

Исповеданием, возможно, чаще всего пренебрегают сегод­ня в личных молитвах. Часто можно услышать, как люди молятся публично: «Бог, прости нам грехи наши многие». Многие из нас привносят такое же отношение и в личные молитвы. Мы, не глядя, бросаем все наши грехи в кучу и говорим: «Бог, покрой эту грязную кучу».

Такое отношение к исповеданию, к сожалению, просто трусливая попытка избежать неприятностей. Если собрать все грехи вместе и исповедать их общей массой, то это не так болезненно и обескураживающе. Но если брать один грех за другим и называть их по имени, то это совсем другое дело.

Я принял решение, что буду разбираться с каждым гре­хом конкретно. Я говорю: «Я сказал тому-то и тому-то, что на парковке было девятьсот машин, тогда как там было только шестьсот. Это была ложь, и я, поэтому, лжец. Про­сти меня за ложь».

Или вместо того, чтобы просто допускать мысль о том, что я был не самым лучшим супругом, я говорю: «Сегодня я сознательно проявил эгоизм, невнимательность и бесчувс­твие. Я повел себя так специально. Я вошел в дверь, думая, что не буду помогать семье сегодня, что я устал и хочу, что­бы все было по-моему. Прости меня за грех эгоизма».

 

Кто же грешник?

 

Много лет назад у меня состоялся интересный разговор с одним человеком — назовем его Гарри, — который регу­лярно посещал богослужения в нашей церкви. В тот день я проповедовал о нашей греховности и нужде в Спасителе. Гарри зашел в мой кабинет и произнес: «Все эти разговоры о грехе заставляют меня чувствовать себя поистине плохо. Я, например, не считаю себя грешником».

Гарри был человеком, с которым можно было говорить прямо, поэтому я ответил: «Возможно, ты и не грешник. Позволь мне задать тебе пару вопросов. Ты состоишь в бра­ке двадцать пять лет. Был ли ты все это время полностью, на все сто процентов, верен своей жене?»

Он остолбенел и сказал: «Ну, ты же знаешь, я занима­юсь продажами. Мне приходилось часто бывать в поезд­ках...» Мы оба знали, что Гарри имел в виду.

«Хорошо, — продолжал я, — когда ты заполнял свои отчеты по расходованию средств, не добавлял ли ты хоть раз необязательные траты?»

«Все делают так», — ответил он.

«А продавая свой товар, разве ты ни разу не допускал преувеличений? Не говорил ли, что у него есть качества, которых в действительности не было? Не обещал ли ты выслать товар завтра, хотя знал, что он не будет отгружен раньше следующего вторника?»

«Это стандарт нашего бизнеса», — сказал Гарри.

Я посмотрел прямо в его глаза и сказал: «Ты только что признался в прелюбодеянии, жульничестве и лжи. Повто­ри это за мной: я прелюбодей, жулик и лжец».

Он посмотрел на меня глазами, готовыми выскочить из орбит. «Не говори таких ужасных слов! — произнес он. — Я сказал только, что имел немного связей на стороне, не­много делал то и немного это...»

«Нет, — ответил я. — Назови все это своими именами. Ты прел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: