Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать
применяя в этом методе оборудование и различные технологии:
· качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
· гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
· качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
· доски-балансиры, надувные балансиры;
· фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
· дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
· горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
· батуты;
· тоннели, маты, под которыми можно проползти;
· групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).
Для развития тактильного восприятия можно использовать:
· бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
· баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
· тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
· тактильные мешочки и дорожки;
· сенсорные коробки - контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
· крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
· материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
· природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
· сортеры с различными наполнителями.
Развиваем зрительное восприятие при помощи волшебных предметов:
- приветствие в кругу «задуй свечу» (имитации свечек на батарейке с выключателем);
- белые и цветные декоративные гирлянды), сказки с их использованием;
- цветной фон для выделения предмета на нем (например, фетр или естественные и цветные крупы, окрашенные пищевыми красителями);
- цветные элементы определенного цвета
- зеркала;
- калейдоскоп;
- цветные «стеклышки» для разглядывания мира вокруг (можно использовать пластиковые папки, бутылочки из яркого пластика и т.п. небьющиеся аналоги);
- цветные светильники, светящиеся шары;
- театр теней;
- игра с песком на подсвеченном столе или нейтральным, создавая универсальный фон для игры).
- фибероптические модули;
- сухой бассейн с подсветкой
Сенсорная интеграция для детей с ТМНР
Проект «Шаг на встречу»
Нарушения сенсорной интеграции приводят к тяжёлым последствиям и способствуют формированию вторичных нарушений, таких как: нарушения поведения, нарушения понимания обращённой речи, гиперчувствительность к акустическим и оптическим стимулам, тяжёлые проявления аутоагрессии. Все перечисленные состояния в значительной степени усугубляют состояние здоровья детей, препятствуют формированию навыков общения и социализации в целом, а зачастую, как в случае аутоагрессии, несут угрозу не только здоровью, но и жизни ребёнка.
Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем. Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, ходьба, речь.Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.
Создать оптимальную развивающую среду, сформировать действительно полезную игровую активность ребенка педагогу поможет понимание механизмов функционирования детского организма в естественных условиях.
И умение моделировать их в условиях игрового занятия.
Цель игры с элементами сенсорной интеграции:
· развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
· развитие высших психических функций;
· совершенствование моторики;
· стимуляция познавательной активности;
· формирование и развитие всех компонентов речи;
· коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
· совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
· помощь в адаптации ребенка к новым условиям.
Мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.
Таким образом, включая в игру элементы сенсорной интеграции, создавая на их основе ежедневную игровую деятельность, мы формируем базу, которая в дельнейшем позволит улучшить качество речи, саморегуляцию и поведения ребёнка с ТМНР– основы способности к обучению.