ЛЕКЦИЯ 3
Структура бизнес-плана
В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.
Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.
Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:
Резюме.
Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.
Резюме должно содержать:
· цель проекта;
· краткое описание компании;
· краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
· объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
· основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
· предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
· номера и даты получения патентов и сертификатов;
· факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.
Идея проекта должна быть изложена четко и убедительно, чтобы по одному предложению можно было понять, что предлагает инициатор. В общей сложности резюме занимает 1 – 2 страницы печатного текста.
Готовые экономические показатели:
Среди основных финансово-экономических показателей, которые необходимо сначала рассчитать и обосновать в бизнес-плане, а затем вынести главной строкой в резюме, следует обозначить:
1. Объем производства товаров (услуг) по полугодиям и году;
2. Плановый (ожидаемый) объем продаж;
3. Планируемый уровень рентабельности производства;
4. Показатель использования основных производственных фондов;
5. Объемы собственного и привлеченного финансирования;
6. Размер отчислений в бюджет и внебюджетные фонды (ПФ, ФОМС, ФСС);
7. Численность работников по плану (по сезонам, если работа носит сезонный характер);
8. Срок окупаемости проекта.
Примечательно, что в бизнес-плане необходимо рассмотреть три варианта развития бизнеса: пессимистический, наиболее вероятный (оптимальный) и оптимистический.
В резюме следует обозначить показатели, ожидаемые при наиболее вероятном развитии событий.
Описание предприятия и отрасли
В этом разделе рассматриваются структура управления организацией (оргстурктура).
Во-первых, должна быть описана форма собственности (товарищество, акционерное общество и т.д.). Если предприятие является корпорацией, то важно включить сведения о выпущенных акциях, имена, адреса и послужные списки директоров и основных сотрудников компании.
Этот раздел можно представить в приведенном ниже порядке.
· основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);
· стадия развития данного бизнеса;
· цели предприятия и его организационно-правовая форма;
· что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
· основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
· нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
· показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
· отличия данного предприятия от других компаний.
Описание продукции (услуг)
В качестве характеристик продукции указывают:
· функциональное назначение продукции;
· примеры использования продукции;
· соответствие продукции принятым стандартам;
· технологичность, универсальность;
· стадия разработанности продукции в текущее время;
· требования к контролю качества продукции;
· требования к подготовленности пользователей (потребителей);
· требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию и поддержке пользователей (потребителей);
· условия хранения и транспортировки продукции;
· возможности дальнейшего развития (доработки) продукции.
Кроме характеристик самой продукции при его описании целесообразно раскрыть:
1. возможные технологии (способы) производства продукта;
2. себестоимость единицы продукта в зависимости от объемов и способа производства;
3. требования по лицензированию и сертификации производства продукта;
4. особенности патентно-лицензионной защиты продукта;
5. требования к исследованиям по разработке и совершенствованию продукта;
6. анализ продукции конкурентов;
7. конкурентные преимущества и недостатки продукции по сравнению с продукцией конкурентов.
В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества услуг, их содержание, если необходимо — форму. На этом этапе целесообразно прикинуть цену услуг и те затраты, которые необходимо будет осуществить при их предоставлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу.