В Египте относительно долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена несмотря на ее достаточно высокое положение в семье утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить
и муж, и жена.
Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:
· посягательства на государственный и общественный строй - - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи;
· преступления религиозного характера - - убийство священных животных, чародейство;
· преступления против личности - - убийство, членовредительство;
· имущественные преступления - - кража; обвешивание, обсчет покупателя;
· преступления против чести и достоинства - - прелюбодеяние, изнасилование.
В числе преступлений упоминаются: восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограбление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности, и др. В начальный этап Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность (рис. 4).
Рис. 4. |
Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник. Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался телесному наказанию (200 ударов палками и 5 ран). Рамзес I издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до положения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».
|
Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Кто содеет подобное, да сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погребальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем - - не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах (рис. 5).
Целью наказанийбыло устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в 2- -3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.
|
Общий вид великих пирамид в Гизе (недалеко от Каира). На заднем плане - пирамида Хуфу, в середине - Хафра, на переднем плане - Менкаура и меньших размеров гробницы вельмож. Рис. 5. |
Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.
Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство носило письменный характер.
Глава 3. Древняя Вавилония. Вавилонское царство
Общественный строй. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные.
|
Рабы подразделялись на:
· царских;
· храмовых;
· частновладельческих.
Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить, сдать в аренду и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: с разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.
Всё свободное население Древнего Вавилона делилось на:
· полноправных (авилум);
· неполноправных (мушкенум).
Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - - авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности и т.п. Полноправные граждане отнюдь не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники со временем становились более самостоятельными, а наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.
Таблица 2. |
Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины - - мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую были собственные рабы. Распределение земель в Вавилоне показано в табл. 2).
Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:
· первое место занимали придворные служащие - - царские телохранители и высшее жречество;
· далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум - - различного рода военнослужащие;
· в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители;
· высокое положение в обществе занимало чиновничество;
· низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.
Государственный строй. По своему государственному строю Древневавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.
Царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение ими родовой знати. Особо ценились писцы.
Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, также занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились: визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть (сх. 4.).
Схема 4.
В вавилонском государстве до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органоввыступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные судысостояли из членов совета старейшин; руководство ими осуществляли рабианумы.
Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии (сх. 5).
Схема 5.
В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.
В Вавилонии имелась регулярная армия.
Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из имущественного оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.
В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.
Законы Хаммурапи. Первая компиляция законов Вавилонии, предположительно относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи. Его обнаружили французские археологи в 1901 г. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи.
Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу - - богу Солнца и Правосудия (рис. 6).
По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные, К тому времени язык древних шумеров вышел из употребления, его мало кто знал, кроме жрецов и писателей. Им пользовались, как в средние века латинским - - официальным языком католического духовенства.
Верхняя часть столба Хаммурапи Рис. 6. |
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он состоит из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Известные нам Законы Хаммурапи были созданы предположительно в конце этого правления (табл. 3).
Сборник законов был выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - - покровителем суда. Изложение законов произведено в казуистической форме: тексты не содержат общих принципов, практически не имеют религиозного и морализирующего элементов.
Таблица 3.
Ученые выделили в своде законов 282 параграфа | |
Преступления | За убийство, кражу, грабеж, укрывательство беглого раба - - смертная казнь. За членовредительство – по обычаю талиона «око за око». Люди несли материальную ответственность за нерадивую работу (возмещение убытков) |
Положение подданных | Рабы рассматриваются как объект правоотношений – вещь, которую можно продать и купить. Защита свободных вавилонян от обращения в рабство (например, если человек не может вернуть долг, он отдает в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, но не более чем на три года) |
Отношения между людьми | Устанавливаются правила заключения брака, усыновления, основания для развода, порядок наследования имущества. Оговариваются размеры платы за услуги (лекарю, плотнику). Определяются условия получения во временное пользование дома, поля, сада, животных |
Текст сборника состоит из трех частей:
· введения, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
· 282 статей законов;
· обширного заключения.
Источниками при составлении сборника послужили:
· обычное право;
· шумерские судебники;
· нововавилонское законодательство.
Правовое положение населения
Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных групп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники - - это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.
В состав господствующего класса-сословия входили верхушка знати, царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники, в общинах - - старосты, члены совета старейшин, в городах - - начальники кварталов. Авилум, по Законнику Хаммурапи, «сын мужа» - - это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена большая часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.
К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенум. Последние - - это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум - - свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом в охране его жизни, защите его имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст. 200, 201, 211). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.
Закон строго охранял имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума карались смертью; преступление приравнивалось к хищению невольников дворца (ст. 15, 16).
Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.
Самое приниженное положение занимали рабы (вардум). По Законнику Хаммурапи, их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие - - рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175). Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина. Господин, отдавая в услужение своего раба по найму, мог требовать часть платы и давать ее невольнику. Имелась в виду заинтересованность раба в результатах его труда. Рабов разрешалось отпускать на волю. Во времена шумеров раб мог оспаривать свое рабское состояние через суд. Но проигрыш в таком деле грозил ему наказанием. В таком порядке раб мог протестовать против своей продажи или дарения другому лицу. В Законнике Хаммурапи такого указания уже нет. Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания (до 3 лет) в долговой кабале. Выкупленного из плена или приобретенного на рынке подданного надлежало освободить. Если родственники не имели средств для выкупа такого пленного сородича, им должны были помочь выкупить его община или храм.
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.
В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
· царская;
· храмовая;
· общинная;
· личная.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием индивидуальной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих; мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как было сказано в разделе "Государственное устройство Вавилонии", подчинялись особому правовому режиму.
Законодательству Хаммурапи известны договоры:
· аренды;
· имущественного найма;
· личного найма;
· займа;
· купли-продажи;
· хранения;
· товарищества;
· мены;
· поручения.
Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы подробно регулировали следующие положения:
· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком (20 % годовых в случае займа денег, 33 1/3 годовых в случае займа зерна);
· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.
Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
· продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
· существовал своеобразный «гарантийный срок», например, 1 год при продаже раба;
· продавцом мог быть только собственник вещи;
· продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие по поводу родителей.
Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законом Хаммурапи является наследование по закону. В качестве наследников выступали:
· дети;
· усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновление детей);
· внуки;
· дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений:
· против личности;
· имущественные;
· против семьи.
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие авторитет отцовской власти. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие.
Основными видами наказаний являлись:
· смертная казнь в различных вариантах - - сожжение, утопление, посажение на кол;
· членовредительские наказания - - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
· штрафы;
· изгнание.
При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - - "равное за равное", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.
Наказаниями за имущественные преступления были: смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышавший стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (прелюбодеяние) или членовредительством по принципу «символического талиона» например, отрубанием руки (сыну, ударившему отца).
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст.2 Законов). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Контрольные вопросы по Древнему Египту и Вавилону
· Какие основные периоды следует различать в истории древнеегипетского и древневавилонского общества?
· Как управлялись древнеегипетское и древневавилонское государства?
· В чем своеобразие древнеегипетского права и правосудия?
· Каковы особенности Законов царя Хаммурапи?
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕго ЕГИПТА и ВАВИЛОНА (все даты указаны до нашей эры)
-3000. Объединение Северного и Южного Египта. Начало периода Раннего царства (1-2 династии).
-2900. Начало складывания городов-государств в Шумере (совр. Южный Ирак). Зарождение письменности.
-2800. Эпоха Древнего царства в Египте (3-8 династии). Известна благодаря фараонам IV династии, построившим знаменитые пирамиды (Хуфу, или Хеопс, и Хафра, или Хефрен).
-1792. Начало правления царя Хаммурапи, объединившего Месопотамию под властью Вавилона. Законы Хаммурапи являются наиболее ранними из дошедших до нас памятников законодательства.
-1050. Окончание периода Нового царства в Египте.
-586. Вавилоняне уничтожают Иудейское царство и разрушают первый Иерусалимский храм.
-539. Персы уничтожают независимость Вавилонского царства.
-525. Персы подчиняют Египет, впервые объединив весь Ближний Восток в одно государство.
Глава 4. Древняя Индия
Периодизация государства в Древней Индии. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н.э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н.э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.
Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н.э. до первой половины I тысячелетия до н.э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства - - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства.
Руководство племенем осуществлял военный вождь - - раджа, вначале назначавшийся собранием племени. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.
С усилением власти раджи связано умаление роли народных собраний: постепенно собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою прежнюю роль и становились собранием знати, приближенной к радже.
Органы племенной администрации постепенно перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.
Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.
В Древней Индии, как и в других раннеклассовых цивилизациях, обычаи, религиозные табу появились гораздо раньше, чем право. Как и везде, религия долгое время являлась исключительным средством обеспечения правил поведения человека. Табу у ариев имело абсолютный авторитет, даже невольное нарушение запрета нередко приводило к самоубийству. Так велико было чувство вины перед божеством.
Роль идеологии и общественной психологии в регулировании поведения личности в Древней Индии была столь значительной, что здесь долгое время интересы господствующего класса не требовали закрепления в законе норм обычного права, их систематизации. Религия этого народа как стройная система норм морали, обычаев сложилась гораздо раньше, чем утвердилось право. Обычаи, освященные религией, постепенно трансформировались в правовые обычаи. Все известные нам древние источники права Индии представляют собой запись правил поведения человека - - дхармы. В это понятие древние индусы вкладывали порой гораздо большее значение, чем просто «закон». Выполнение дхармы обеспечивалось не только юридическими санкциями, но и религиозными, моральными. Человек, послушный дхарме, заслуживал похвалы, радости в земной и загробной жизни. Дхарма являлась общеобязательной для всех, но имелись нормы поведения для сословий, варн и даже для каждого периода жизни человека.