В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.
Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.
Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:
· общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;
· частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.
В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.
Основными источниками рабства были:
· захват пленных на войне;
· продажа в рабство за долги;
· обращение в рабство за некоторые преступления;
· получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.
В государстве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.
В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - - профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) существовало разделение должностных лиц на основные категории:
|
· высшие гражданские чиновники;
· военные чиновники;
· советники;
· прорицатели.
В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.
Государство Чжоу. Время правления династии Чжоув Древнем Китае - - с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. - - подразделяется на три основных периода:
· период Западного Чжоу - - 1122 - - 742 гг. до н.э.;
· период Восточного Чжоу - - 770 - - 403 гг. до н.э.;
· период Чжаньго ("семи воюющих царств") - - 403 - 221 гг. до н.э.
В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н.э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.
Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.
|
Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.
В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - - старшие, средние, младшие.
Наверху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также иньской аристократии, отчасти уцелевшей после покорения Шан-Иньского царства.
В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю.
|
Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.
Число рабов пополнялось в этот период за счет:
· военнопленных;
· завоеванного мирного населения;
· государственных преступников.
Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составленной из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.
В середине VIII в. до н.э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - - Восточного Чжоу.
Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - - 403 гг. до н.э.) характеризуется следующими изменениями:
развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в общественной жизни;
упадком наследственного землевладения родовой аристократии, чьи земли постепенно переходят к служилой знати.
Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется личная собственность рабовладельцев на землю.
В период "воюющих царств" - - Чжаньго (403-221 гг. до н.э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцы были обязаны уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был нанесен крупный удар.
Государство Цинь. Третий период истории Древнего Китая - - царство Цинь (221 г. до н.э. - 209 г. до н.э.) - - примечателен тем, что модель построения Циньской монархии послужила образцом для последующего многовекового развития государственного строя Китая эпохи средневековья.
С середины VIII в. до н.э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, страна окончательно распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными (табл. 5).
Таблица 5.
Объединение Китая в одном государстве | |
III в. до н.э. | Самым сильным из государств стало царство Цинь. |
221г. до н.э. | Ин Чжэн - правитель царства Цинь объединил весь Китай под своей властью и принял титул Цинь Шихуан (т.е. "первый циньский император"). Завоевательные воины с соседями. Было начато строительство Великой китайской стены. Жестокий правитель: уничтожал инакомыслящих, сжигал старинные книги и др. |
209г. до н.э. | Падение циньской династии, начало правления династии Хань. |
220г. н.э. | Свержение в результате крестьянской войны ханьской династии. Борьба за власть между "сильными домами". |
265-420 гг. н.э. | Правление династии Цзинь. |
Царство Цинь возникло примерно в X в. до н.э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н.э. оно возвысилось, подчинив себе остальные китайские государства.
В 359 - - 348 гг. до н.э. видный древнекитайский государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:
· узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;
· проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;
· в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;
· налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;
· войско было перевооружено и реорганизовано.
В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.
Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены следующие преобразования:
· административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - - на волости, а волости - - на тины, представлявшие собой низшие административные единицы;
· аграрное;
· финансовое;
· военное.
Каждую область возглавляли два управителя - - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.
В Циньской империи имелось специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении в ту эпоху судебных функций из общеадминистративных.
В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство же следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.
Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Постепенно сформировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли личные телохранители императора и части, охранявшие столицу, заодно выполнявшие и полицейские функции. В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, затем в течение года несли гарнизонную службу и впоследствии один месяц в году служили в ополчении по месту жительства. Без определения сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, а также преступники, бродячие торговцы и те, кто потерял свободу за долги.
Государство Хань. Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207- -206 гг. до н.э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - - Ханьской - - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.
Императорская династияХань правила с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Эту эпоху принято делить на следующие периоды:
· Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н.э. - - 8 г. н.э.);
· правление Ван Мана (9- -23 гг.) и правление Лю Сюаня, или Гэн-ши (23- -25 гг.);
· Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25- -220 гг.).
Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым моментом в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов" - - своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.
Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего развития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Сохранив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление - - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.
В 8 г. н.э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором в 9 г., он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на смену легистам.
В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:
· путем запрета купли-продажи земли отменялась частная собственность на нее;
· все земли объявлялись царскими;
· восстанавливалась система общинного землевладения.
В области рабовладения:
· отменялось частное рабовладение - - была запрещена купля-продажа рабов;
· государство получало законное и полное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.
Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные: были введены новые налоги и учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а, напротив, углубило и обострило классовые противоречия, постепенно разрушая экономику страны. Положение обострилось и тем, что в 18 г. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".
В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основала новую династию - - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Восстание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г., но страну удалось объединить только к 37 г.
Вернувшись в 23 г. на престол, Ханьская династия отменила все указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьянству и отчасти облегчено налоговое бремя. Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - - был создан Императорский совет, высший совещательный орган при императоре. Функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.
Во второй половине II в. власть династии Восточной Хань в результате мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные вооруженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело к политическому кризису и к разрушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена-- она распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).
Право Древнего Китая. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Право знало понятия собственности, владения и распоряжения.
Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.
В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их на кабальных условиях аренды.
Система т. н. «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с VI до III вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.
Земля:
· в период Инь - - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;
· во времена Чжоу - - превращение землевладений в индивидуальную собственность;
· период Цинь - - с середины I в. до н.э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода большей его части в руки новой знати.
Рабы: в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, институт купли-продажи рабов еще не был развит.
· во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;
· в период Цинь - - широкая и свободная торговля рабами.
Древнекитайское обязательственное прав о регламентировало различные виды договоров, в том числе:
· договор мены;
· договор купли-продажи;
· договор дарения;
· договор займа;
· договор аренды земли;
· договор личного найма.
Договор мены появился одним из первых.
Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.
Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.
Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали возможности отсрочки платежа, внесения залога, выдачи письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.
В V- -III вв. до н.э. часто заключался договор аренды земли.
В Древнем Китае брак заключали родители. Муж/отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, она не могла иметь личного имущества. Право унаследовать имущество она имела, но это право было ограниченным.
Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:
· государственные - - мятеж, заговор;
· религиозные - - шаманство, выбрасывание золы на улицу;
· против личности - - убийство, нанесение телесных повреждений;
· против собственности - - кража, грабеж, убой чужого скота;
· воинские - - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
Вообще же перечень преступлений огромен - - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных деяний, признававшихся преступлениями. За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь. Существовал выкуп за наказание. Избежать клеймения можно было, уплатив вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос - -200 хуаней, за оскорбление - -600, за смертную казнь - - одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных. Смертная казнь была простая (обезглавливание) и квалифицированная. Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем и землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.
Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широким применением смертной казни. Основной целью наказанияво времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказанийотносились:
· смертная казнь в квалифицированных формах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);
· членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки или ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);
· штрафы, позволявшие откупиться от наказания;
· тюремное заключение.
В отдельных случаях предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.
Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).
Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - - старшим; осуждало чрезмерное обогащение; требовало от властей заботиться о бедных.
Высшей судебной инстанцией являлся император (ван), который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации.
Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были лица, разыскивавшие преступников, боровшиеся с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).
Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.
Контрольные вопросы
· В чем своеобразие периодизации истории Китая?
· Когда сложилась наиболее устойчивая структура управления государством?
· В чем суть правовой политики в Древнем Китае?
· В чем сходство/отличие Древнего Китая как государства от других государств Древнего Востока?
· Как можно кратко охарактеризовать право в Древнем Китае?
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
(даты указаны до нашей эры, после черты - - нашей эры)
Конец 2 тысячелетия. Образование первого государства на территории Китая - - Шан (Инь).
1122. Традиционная дата завоевания государства Шан племенами Чжоу. Начало периода «Западного Чжоу».
70. Чжоу под напором кочевников перемещаются на Запад. Начало периода «многоцарствия».
551- -478. Традиционные даты жизни Конфуция (Кун-цзы).
513. Первая фиксация уголовного права на китайском языке.
403. Начало периода «воюющих царств».
221. Древнекитайские царства объединены под властью Цинь.
140. Начало правления императора У Ди (87 г.), превратившего Китай в сильное централизованное государство.
111- -110. Покорение войсками Хань территории современного Юго-Западного Китая.
108. Покорение войсками Хань территории современного Ляодунского полуострова и Северной Кореи.
- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
9. Начало династии Синь.
25. Установление династии «Поздней Хань».
220. Начало периода «троецарствия».
Раздел II. Государство и право античного мира.
Глава 6. Древняя Греция
Древняя Греция (Эллада) занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса Малой Азии, Южная Италия, часть Сицилии. Греческие колонии находились на побережье Черного и Средиземного морей. Это был огромный регион (рис. 8).
Рис. 8.
Для истории государства и права с давних времен наибольший интерес представляют два полиса - - Афины и Спарта. В Афинах доминировал демократический режим, в Спарте - - олигархия.
Периодизация истории Древней Греции. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств, когда на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полис характеризуется небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в черте полиса. Кроме того, в любом полисе имелись органы самоуправления - - народные собрания и выборные магистратуры.
В науке распространено распределение полисного этапа древнегреческой государственности на три основных периода:
· гомеровский период - - XI - - IX вв. до н.э.;
· архаический период - - VIII - - VI вв. до н.э.;
· классический период - - V - - IV вв. до н.э.
Для Гомеровского периода (XI - - IX вв. до н.э.) характерно господство родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные лица, и владельцы больших участков земли. Еще не существует государственного устройства в традиционном понимании, преобладает первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - - совет старейшин (булэ). Значительную роль играет народное собрание (агора).
К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются: на смену родовому строю приходит рабовладельческий.
В Архаический период создается сильное Афинское государство.
Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник в Аттической области юга Балканского полуострова как результат проведения легендарным царем Тесеем -- объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Такая политика называется "Синойкизм". Свободное население афинской общины, по преданию, было разделено Тесеем на несколько социальных групп: