истории государства и права юридического
факультета Белорусского Государственного Университета, кандидат
юридических наук, доцент
Одобрена учебно-методическим советом «»------------- 2003 года, протокол №
УДК 34(091)(100)(075.8) Рецензент:
ББК 67.3я7 кандидат юридических наук, доцент
Т 13 В.В. Сажина
Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 - 326 с
Предназначено для приобретения знаний по истории государства и права зарубежных стран. Темы, рассматриваемые в учебном пособии, снабжены, схемами, контрольными вопросами для закрепления знаний и сведениями о дополнительной литературе, что очень важно для углубленного изучения наиболее важных проблем истории зарубежного государства и права. Пособие подготовлено в соответствии с новой республиканской программой учебного курса «История государства и права зарубежных стран», кроме того, учтен опыт современных аналогичных учебных пособий ряда европейских университетов.
Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей государства и права различных стран.
Табл. 106, схем 73, рис. 40; библиогр.: 78 назв.
Содержание
Предисловие | |
Введение | |
Часть первая. История государства и права древнего мира | |
Раздел I. Государство и право стран Древнего Востока | |
Глава I.Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке | |
Глава 2.Древний Египет | |
Глава 3. Древняя Вавилония.Вавилонское царство | |
Глава 4. Древняя Индия | |
Глава 5. Древний Китай | |
Раздел II. Государство и право античного мира | |
Глава 6.Древняя Греция | |
Глава 7. Древний Рим | |
Часть вторая. История средневекового государства и права | |
Раздел III. Государство и право средневековой Европы | |
Глава 8.Государство салических франков | |
Глава 9. Франция в средние века | |
Глава 10. Германия в средние века | |
Глава 11. Государство и право Англии в средние века | |
Глава 12. Государство и право Византии | |
Раздел IV. Государство и право средневекового Востока | |
Глава 13.Государство и право в средневековом Китае | |
Глава 14. Государство и право в средневековой Японии | |
Глава 15. Арабский Халифат | |
Часть третья. История государства и права в новое время | |
Глава 16.Английская буржуазная революция XVII в. | |
Глава 17. От Германского союза к Германской империи | |
Глава 18. Великая французская революция XVIII в. | |
Глава 19. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта | |
Глава 20. Вторая республика во Франции | |
Глава 21. Третья республика во Франции | |
Глава 22. Кодификации права во Франции в XIX в. | |
Глава 23. Формирование государственности Соединенных Штатов Америки в XVIII в. | |
Глава 24. Конституционно-политическое развитие Соединенных Штатов Америки в XIX в. | |
Глава 25.Избирательные реформы в Англии XIX века. | |
Глава 26. Государство и право Китая в новое время | |
Глава 27. Государство и право Японии в новое время | |
Часть четвертая. Государство и право в новейшее время | |
Глава 28.Развитие государства и права в ведущих странах Запада между Первой и Второй мировыми войнами XX в. | |
Глава 29. Веймарская республика в Германии и Конституция 1919 г. | |
Глава 30. Основные черты конституционно-правового развития западных стран в 20-х – 30-х гг. XX в. | |
Глава 31. Тоталитарные режимы в странах Западной Европы в 30-х - 40-х гг. XX в. | |
Глава 32. Государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии | |
Глава 33. «Новый курс» Франклина Д. Рузвельта в США (1933-1945 гг.) | |
Раздел V. Тенденции государственно-правового развития западных стран во второй половине XX в. | |
Глава 34. Великобритания | |
Глава 35.Франция | |
Глава 36.Германия | |
Глава 37.Соединенные Штаты Америки | |
Раздел VI. Тенденции государственно-правового развития стран Дальнего Востока в новейшее время | |
Глава 38.Государство и право Китая в новейшее время | |
Глава 39.Государство и право Японии в новейшее время |
|
|
Предисловие
Учебный предмет "Всеобщая история государства и права" ("История государства и права зарубежных стран") в течение советского и постсоветского периодов составляет обязательную часть общего юридического и государствоведческого образования как в Республике Беларусь, так и в России. За это время сложилась своя особая традиция построения курса, его научные и профессиональные задачи. Общепризнанно, что именно Всеобщая история государства и права играет основную роль в знакомстве будущих юристов, государствоведов, а также специалистов в области госуправления с традициями и опытом мировой политической и правовой культуры юридического знания.
|
Роль исторических знаний, опыт прошлого оцениваются по-разному. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. В советское время опыт истории часто ставился под сомнение. Однако следует понимать, что история - - не только развалины храмов или дворцов, но и истоки культуры человека, его изначальные духовные ценности. Их можно по-разному оценивать. Несомненно, еще древность заложила почву для становления цивилизации, традиций и законов, наложила отпечаток на общественный строй, моральный, юридический быт многих (в том числе и нашего) народов.
Каждый народ имеет свою историю, свою политическую биографию: ее познание расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше понять, осмыслить настоящее. На дорогах истории случалось всякое - - ибо политическая история знала великое и низкое, героическое и трагическое - - все переплеталось в борьбе за власть, за господство. Она подтвердила ту истину, что принудительными методами, не обращаясь к нравственности человека, его совести, разуму, моральному выбору и внутренней свободе, нельзя осуществить самые прекрасные социальные идеи. Замечательно сказал Н.А. Бердяев: «В государстве, в котором потеряно понятие греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием».
Следует отметить, что история государства и права - - одна из наиболее объемных юридических дисциплин. Она изучает и обобщает процессы возникновения, оформления и последующих изменений различных государств, а также правовых обычаев и законов у многих народов мира на всем протяжении истории - - древней, средневековой и современной. Однако история государства и права не сводится к простому хронологическому изложению событий и процессов либо к историческому сопоставлению неких обобщенных типов правовых систем.
Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии со значительно обновленной республиканской типовой программой курса "Всеобщей истории государства и права". Возможности такого обновления, освобождения курса от не свойственной ему социально-экономической и социально-политической проблематики открылись в связи с общим процессом обновления гуманитарной мысли в Республике Беларусь.
Чтобы сделать учебное пособие практически полезным для студентов, в книге сохранена в основном страноведческая схема. Курс «История государства и права зарубежных стран»имеет и определенный мировоззренческий подход, т.к. нацелен также на формирование у студентов интереса к кризисным периодам в развитии учреждений государства и их законодательного регулирования, а также к особой роли реформаторских условий в преодолении таких тенденций. Он частично включает анализ особенностей политических режимов властвования, их эволюции и основных достижений. История помогает понять, оценить опыт прошлого ради будущего. Ибо, как говорилось не раз, народы хотя бы частично вознаграждаются за великие испытания теми великими уроками, которые из них извлекают. «История злопамятнее народа, из истории ничего не выкинешь», - - писал Н.М. Карамзин.
С учетом этого последнего обстоятельства в данном учебном пособии использован опыт построения самых современных учебных курсов "Истории правовых институтов" и "Всеобщей истории права", преподаваемых в европейских странах и США в рамках юридического образования (т.к. курса полностью аналогичного «Всеобщей истории государства и права» зарубежное образование не знает).
Использование опыта преподавания других стран помогло автору применить новый подход к изложению учебного материала.
Помимо основного текста:
· введены основные даты для лучшего запоминания материала;
· сформулированы вопросы-тесты для самопроверки;
· даются карты исторических событий, а также графики и схемы;
· приведен краткий список дополнительной литературы;
· с учетом развития новых информационных технологий к некоторым разделам приводятся сайты в сети Интернет.
Конечно, автор понимает, что предлагаемое учебное пособие не может считаться подлинно всеобщей историей, охватывающей все страны и народы во все эпохи. Необходимый в учебных целях отбор государственных и правовых традиций для изучения определялся сложившейся традицией, а также реальной важностью политического или правового опыта изучаемых стран для развития всеобщей юридической культуры.
«Существуют две истории, - - писал французский классик О. де Бальзак, - - история официальная, которую преподают в школе, и история скрытая, в которой скрыты истинные причины событий». Автор попытался написать данное пособие таким образом, чтобы официальная история была по возможности правдивой и, кроме того - - интересной и доступно изложенной. Насколько это ему удалось, судить Вам, уважаемые читатели…
ВВЕДЕНИЕ
Предмет и методы изучения «Истории государства и права зарубежных стран»
История государства и права зарубежных стран (или её синоним «Всеобщая история государства и права») относится к базовым дисциплинам высшего юридического образования. Ее статус среди других дисциплин, изучаемых будущими юристами, определяется предметом и задачами курса. Как и другие историко-правовые дисциплины, «История государства и права зарубежных стран» призвана сформировать основы профессионального юридического мышления у студентов, что возможно лишь в процессе изучения огромного фактического материала и его концептуального обобщения.
Предметом курса является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития - - с другой. Важно не только выявить тенденции развития права и государственного строя мира, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и право в их взаимосвязи.
Под государством в историко-правовой науке понимается совокупность учреждений, принципов, установлений и форм реализации политической власти. Определение права отличается большей пестротой и многообразием. Мы будем исходить из того, что право - - это совокупность правил и норм, санкционированных стереотипами общественного сознания (как, например, обычное право) или государством (например, закон или нормативный акт), а также институтов и структурных образований, в рамках которых реализуются те или иные правовые нормы и осуществляется правосудие.
Спорным в историко-правовой литературе остается и вопрос о соотношении правового и государственного развития. Адекватность форм государственности и права составляет важнейшую закономерность развития общества. Соответствие государственных институтов и правовых форм в конкретный исторический период образуют особую структуру, которую можно обозначить как государственно-правовой уклад. Он отражает особенности цивилизации, культуры, правосознания, политических традиций.
Народы многих стран знали расцвет культуры, науки, но они также пережили тиранию, произвол и самоуправство правителей, жизнь людей порой была мучительной. Политическая история знала культ личности, волюнтаризм, периоды застоя общественной жизни, коррупцию чиновников, беззакония и произвол, социальную апатию граждан, классовую, сословную и кастовую солидарность. Уже в ранней древности в некоторых странах власть бюрократии была доведена до абсолюта, правители планомерно и жестоко расправлялись с любого рода инакомыслием, для чего имелись государственные секретные службы. Были там государственный терроризм и геноцид - - поэтому историческая наука имеет моральное право брать на себя роль судей, вынося безжалостные вердикты не только правителям, но и политическим системам прошлого, с позиций современности оценивать юридические древности.
Как и любая другая наука, история государства и права зарубежных стран обладает целым рядом методологических подходов. До середины 90-х гг. в белорусской и российской историко-правовой науке господствовал сугубо материалистический подход, что было связано с доминированием жестких идеологических схем. Это значительно обедняло и затрудняло подлинно научное объяснение правовых и государственных процессов.
В исторической литературе были всегда актуальны проблемы происхождения государства и права, причем одним из наиболее спорных вопросов в историко-правовой науке является происхождение государства и права, а именно, какая из этих форм социальной организации возникла раньше. Одни исследователи считают, что право могло возникнуть лишь в обществе с производящей экономикой, где наблюдалось деление на классы и функционировало простейшее государство. Что же касается первобытных обществ, утверждают они, то применительно к ним речь может идти только об обычаях или социальных нормах родового общества (мононормах). Эти авторы считают неправильным применение понятия «обычное право» к данному примитивному уровню развития человеческого общества. Таким образом, сторонники этой точки зрения понимают под правом лишь санкционированные властью нормы, из чего делают вывод о том, что до появления государства право, как таковое, не могло сформироваться.
Другой подход к проблеме происходит из признания того факта, что уже на ранних стадиях формирования культурных традиций у древних людей задолго до появления признаков государственной организации возникла потребность регулирования отношений между собой. Иначе человек не смог бы противостоять природе и выжить, претерпев многовековую эволюцию. Приверженцы этой концепции утверждают: «Где существует человеческое общество, там существует и право». Тем самым отрицается приоритетное значение государства в процессе генезиса права. В этом случае для характеристики древнейшего первобытного права используются дефиниции «архаическое право», «родовое право», «примирительное право родового строя» и др.
Таким образом, значительные расхождения в выводах исследователей объясняются в основном различным содержанием, которое вкладывается ими в основные понятия курса. Тем не менее большинство ученых признает, что генезис права и государственности приходится на самый ранний период культурной истории человечества и что процесс этот, растянувшийся на столетия, исторически неуловим. В настоящее время преодоление идеологических материалистических подходов привело к распространению методологического плюрализма. Формационный подход уступил место цивилизационному и антропологическому подходам, которые позволяют восстановить исторический процесс развития правовых и государственных институтов в более полном виде, учитывая все грани его проявления.
Основными методами изучения истории государства и права являются:
· Структурно-аналитический, который предполагает изучение отдельных элементов права и государства, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов права и государства с другими социальными явлениями.
· Разновидностью структурного метода является структурно-функциональный. Его задача заключается в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития. В целом структурно-аналитический метод позволяет изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы и их функции.
· Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, как императив цивилизационного типа, который отражается в морали и религии.
· Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.
Эти методы используют следующие научные приемы:
1) аналогию;
2) экстраполяцию.
Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.
Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.
· Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов; их внутренние и внешние связи; выявление системообразующих элементов. Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.
· Формально-юридический метод, предполагающий изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права.
Традиционно история государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:
• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э. -V в. н.э.);
• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - - XVII - - XVIII вв.);
• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII - -XVIII вв. - - конец XIX в.);
• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в. - до настоящего времени).
Схема 1.
Относительно близких по содержанию предметов следует сказать,что история государства и права зарубежных стран более всего связана с другими историческими науками(курсами) - - историей государства и права Республики Беларусь и других славянских народов.
История государства и права зарубежных стран тесно связанас теорией государства и права. Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которыеиспользуются в истории государства и права. История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.
История политических и правовых учений изучающая возникновение, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности также находится в тесной взаимосвязи с историей государства и права зарубежных стран. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теоретические установки оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны: ведь люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Этим и определяется значимость изучения проблематики истории политических и правовых учений для истории государства и права. Графически соотношение этих наук выражено на сх. 1.
Контрольные вопросы
· Что изучает история государства и права?
· Какие методы используются при изучении истории государства и права?
· Что такое “цивилизационная культура” и какое отношение к ней имеет исторически сложившаяся правовая и политическая культура?
Часть первая. История государства и права древнего мира
Раздел I. Государство и право стран Древнего Востока
Глава 1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке
Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Мессопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек - - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - - образуют районы с плодородной почвой (часть государств Древнего Ближнего Востока показаны на рис. 1.).
Рис. 1. |
Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV- -III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство.
Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае). Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. В древнем мире мощным интегрирующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII- -XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316- -2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу - - Шумеро-Аккадское царство. Совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Империя - - это сложное политическое образование, объединяющее гетерогенное население под началом жесткой централизованной власти.
Важным обстоятельством в процессе институциализации государств Древнего Востока стало появление феномена власти - - собственности. Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту - - налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор - - царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками.
Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты.
Типологические черты восточной деспотии. Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства - - так называемой «восточной деспотии ». Она представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.
Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью, которая ограничивалась лишь бытовым представлением о деспоте, который как в роли верховного судьи, так и в законодательной сфере, обязан был следовать традиции.
Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В конечном итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю.