Учебное тренинговое занятие, 5 этап. Привыкание, усталость, уход




Цели: анализ происходившего на учебных тренинговых занятиях, проверка эффективности взаимодействия в группе.

Подведение итогов результативности формирования эффективно работающей команды. Завершение работы группы.

Разминка:

Упражнение 1. "Сороконожка"

Время: 5 минут

Цель: снятие напряжения, включение в последний этап работы

Описание упражнения: Динамичная разминка. Развивает чувство локтя, способствует сплочению группы, снимает излишнее напряжение.

Тренер предлагает группе выстроиться в линию, в затылок друг другу. Предварительно на пути сороконожки расставляются дополнительные препятствия, например, стулья. Если кто-то из участников все-таки открыл глаза, сороконожке предлагается начать путь сначала.

Инструкция: «В джунглях Южной Америки живет малоизученная загадочная сороконожка. Особенность ее в том, что она всегда передвигается хвостом вперед. Прошу всех закрыть глаза и положить руки на плечи стоящего впереди. Тот, кто стоит последним, будет головой сороконожки. Он держит глаза открытыми. Ваша задача — трижды обойти эту комнату по периметру. «Голова» будет указывать «хвосту» путь голосом. «Хвосту» категорически запрещено открывать глаза, иначе сороконожка «умрет», не дойдя до финиша».

Обсуждение: Чего вы ждете от сегодняшнего тренинга? Какие чувства вызвало упражнение? Было ли вам комфортно на ваших позициях? Легко ли было пройти путь?Смогли ли вы довериться "голове"? Хотели ли вы быть "головой" сороконожки? Чувствовали ли вы единство с другими участниками?

Анализ: активное упражнение позволяет снять лишнее напряжение, позволяет включиться в работу. Данное упражнение создает хорошие условия для включения участников в последний этап работы на тренинговом занятии

 

Упражнение 2. "Нити Ариадны"

Цель: снятие напряжения, включение участников в групповую работу, настраивание на этап рефлексии

Время: 7-10 минут.

Описание упражнения: Участникам предлагается связать себя друг с другом условной цепью. Ведущий дает первому члену группы клубочек ниток. наматывая на руку нитку. Далее он передает клубок следующему участнику.

Инструкция: Сейчас вам необходимо встать с ваших мест, закрыть глаза и вспомнить, что вас впечатлило в серии наших тренингов, подумать, что вы привнесли в работу группы, что вы дали группе. При этом вы на запястье руки, пока говорите, наматываете нить. После того, когда вы закончите говорить, передайте клубок следующему участнику, не разрывая нитку. Можете поменяться местами, если вам хочется.

***

После того, как каждый участник группы выскажется, ведущий говорит, что в каждой группе есть зримые и незримые узы. Каждый из участников сейчас смог вспомнить, что полезного он вынес из предыдущих занятий.

***

После этого участники обратно сматывают нить и формируют клубок

Обсуждение: Что помогало и что мешало в выполнении задания? Комфортно ли вам было выполнять данное задание? Как вы себя чувствуете, связанными друг с другом? Насколько легко вы смогли определить свои функции и вклад в деятельность группы?

Анализ: Данное упражнение позволяет вспомнить предыдущие занятия и настроиться на дальнейшую работу, сплочение группы. Также упражнение помогает проанализировать роль каждого из участников в группе

Основная часть:

1. Упражнение "Мой вклад в группу"

Цель: осознание участниками своих функций и вклада в группу, определение возможности переноса полученных в ходе занятий и навыков в реальную жизнь

Время: 15-20 минут

Описание: в данном упражнении участники группы могут проанализировать свой вклад и функции в групповой деятельности, получить обратную связь и составить целостное представление о сложившемся групповом взаимодействии.

Инструкция: Давайте вспомним наши предыдущие занятия. За это время мы приобрели качества, которые помогали группе стать эффективной, сплотиться. Сейчас вам предлагается написать на листиках-лепестках те качества, которые помогали вам и которые бы вы хотели оставить. И те качества, которые, на ваш взгляд, мешали в процессе работы и мешали эффективной работе группы. После этого опустите ваши листики в корзинку. При этом качеств должно быть равное количество, т.е. каждый участник должен написать не менее трех помогающих и мешающих качеств.

После этого ведущий будет доставать листики и группа совместно должна будет решить в ходе обсуждения голосованием, оставить это качество или удалить. Затем из лепестков с качествами, которые группа решит оставить, мы сделаем цветок, который будет символизировать рост и развитие нашей группы.

Обсуждение: Как вы можете оценить группу до начала тренинговых учебных занятий и сейчас? Что вы чувствуете после выполнения данного упражнения, с каким настроем вы завершаете тренинг? Вспомните, на первом занятии мы изображали нашу группу сейчас и какой она должна стать. Достигли ли мы этого? Что вам помогало, а что мешало взаимодействовать в группе?

Анализ: данное упражнение позволяет оценить каждому участнику свою роль, функции, вклад в групповую работу, проанализировать все этапы тренинга, оценить работу группы на начальных этапах взаимодействия и после серии учебных тренинговых занятий. Кроме того, позволяет участникам понять роль не только свою, но и остальных членов группы.

 

Завершение тренинга:

Упражнение 1. «Групповой рисунок»
Цель: расслабление после выполнения упражнений, завершение работы группы, выход из ситуации здесь и теперь

Время выполнения: 10-15 минут

Ресурсы: ручки, фломастеры, разноцветный песок, листы ватмана

Описание: Участникам предлагается вспомнить, что такое мандала, что она символизирует. Затем ведущий предлагает создать свою мандалу. Затем участники с помощью цветного песка выкладывают свой сюжет картины, согласовывая с сюжетом группы После выполнения ведущий благодарит за работу в течение семестра, предлагает, согласно традиции, отпустить "мандалу".
После данного упражнения проводится групповая рефлексия.

Инструкция: Все мы знаем, как прекрасно придаться творческому порыву, изобразить нечто новое, уникальное, необычное. Сейчас вам предлагается создать всей группой свой шедевр. Для этого у вас есть цветной песок и листы бумаги. Закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, приступайте к работе. Ваша картина должна отражать вклад каждого из участников, это должна быть изображение с сюжетом.

***

Итак, наш шедевр создан. Но ведь вы знаете, что картины песком - это временная картина. теперь вам нужно отпустить ее.

Обсуждение: какие чувства у вас возникли во время выполнения этого упражнения? Что вам больше всего понравилось? Легко ли вы пришли к общему решению,что изобразить?

Анализ упражнения: данное упражнение укрепляет дружеские доверительные отношения в группе, позволяет участникам группы расслабиться, зарядиться оптимизмом. Участники, таким образом, испытают чувство удовлетворенности и понимание того результата, которого они добились. Такой оптимистический настрой является благоприятным для завершающего этапа учебных тренинговых занятий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: