Влияния творчества М К Эшера на современный графический дизайн




Аннотация: Данная статья рассматривает творческий путь и новаторские идеи голландского графика – Маурица Корнелиуса Эшера. А также отражение его уникального видения на гравюрах и элементах городской среды. Гениальность художника и математика отразилась на воображении многих людей, которые сильно ощутили на себе завораживающие картины Эшера. Сегодня его имя все чаще и чаще звучит, а идеи с образов его картин находят место в применении у современных дизайнеров. Замысел Авангарда – влиять на умы людей через искусство. У Эшера не было великой идеи, но он оставил свое видение пространства и формы, так, что по ним можно было бы преподавать точные науки.

Ключевые слова:графика, художник, оп-арт, гравюры, геометрия, дизайн


Художественные течения изобразительного искусства авангарда XX века сформировались в Европе как революционное искусство с идеями анархизма. Анархизм – политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая цель уничтожить все типы принуждения и эксплуатации человека человеком. Авангард же – это название комплекса течений в Европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, и характеризуется экспериментальным творчеством. В авангарде было много течений, и мы рассмотрим одно из основных творческих направлений того времени. Систематичность, абстрактность и интуитивный творческий процесс стали основой оп-арта – течении, основанном на оптических иллюзий. Художники ХХ века изображали экспозиции с применением эффектов визуальных иллюзий, где пространственное мышление создавало невозможные фигуры с точки зрения геометрии. Одним из распространенных направлений оп-арта выделяют «impossible art» (невозможное искусство), в сокращении – имп-арт. Отцом-основателем этого направления, считается Мауриц Корнелиус Эшер.


Однако Эшер говорил: «Я всегда блуждаю по загадкам. Есть молодые люди, которые постоянно приходят, чтобы сказать мне: Вы тоже делаете оп арт. Я не имею ни малейшего представления, что это такое оп арт. Я занимаюсь этой работой уже тридцать лет»

М.К.Эшер, был не только выдающимся художником-иллюзионистом, он был математик и теоретик с хорошим воображением и задатками дизайнера. Его работы можно смело рассматривать с точки зрения математических понятий и демонстрировать их на определенных работах, а также работы голландца – это наглядный пример воплощения таких математических понятий как: Эшер и геометрия,математика, неевклидово пространство, оптические иллюзии и рекурсия.

Теперь рассмотрим влияние уникальных визуальных идей М.К. Эшера на современное пространство архитектуры и современный графический дизайн. В целом, если брать примеры работ художников авангарда и кубизма, то их значимость определила во многом современную компьютерную графику или экранизации современных фильмов с нереальными мирами, а также в целом на компьютерную графику. Творческий хаос авангарда, был популярен с начала XX века, и до сегодняшних дней, отразился на современную архитектуру по большей части в странах Запада.

Стать дизайнером, не изучив опыт предыдущих поколений и не поняв современных тенденций, невозможно. В России тоже есть своя школа дизайна, но до европейского уровня есть небольшое отставание. Истоки течений Авангарда имеются в революционном движении нового социалистического государства, под названием «СССР». Художники авангарда были первыми «певцами» революции, так как название «авангард» – означает передовой отряд войска, и символизирует непримиримую борьбу и разрушение всего традиционного уклада жизни. Художники-авангардисты намеревались изменить общество с помощью искусства. После успеха в революции, новое государство исключило радикальные идеи из всех сфер жизни. Течения авангарда стало не исключением, и начиная с 30-х годов XX века, авангардисты подвергаются репрессиям и уходят в подполье вплоть до «оттепели». В Западной Европе авангард приобретает колоссальный размах, трансформируется во множество течений, но и здесь теряет популярность в середине XX века.

Хотя Эшер не принадлежал к представителям авангарда XX века, его творчество полагается рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна и кубизма, а также прочих соотношений пространства и времени. Отец Маурица был инженер – это объясняет влечение к точным наукам. Например, М.К. Эшер черпал идеи из математических статьей, в которых он отображал трёхмерное проектирование фигур на плоскость. Он приходил в восторг от идей парадоксальных фигур. Идеи английского физика и математика Роджера Пенроуза и шведского дизайнера Оскара Реутерсварда он брал за основу своих разработок и производил визуально интригующие произведения, где обычные предметы представляют аудитории реальность, вырывающуюся из-под контроля сознания, и изменяют плоскости пространства в рамках неевклидовой геометрии.

Тяга Маурица к изломам и неправильным формам обуславливается небольшим психологическим отклонением. По некоторым сведением друзей художника и биографов – он испытывал страсть к высоте и падению. При взгляде на высокий объект, такой как башня, гора или бесконечную вертикаль, Эшер впадал в экстатическое оцепенение. Подобная страсть породила индивидуальность в графике. Голландец во многих своих работах как бы потешается над понятиями силы тяжести, падением вниз, и искривлением пространства. (рисунок 1) Вавилонская башня, 1928. Гравюра на дереве.

Надо сказать, Мауриц стремился к точным и геометрическим формам, с которыми любил импровизировать. Но судьба Маурица сложилась иначе, он не стал великим архитектором. Все дело в слабом здоровье художника. Он был невероятно близок к карьере архитектора, ведь тогда еще юноша учился в Техническом колледже в Дельфте, из-за частых болезней он был отчислен, хотя позже продолжил учиться в школе архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Занятия гравюрой и влияние художника Самуэля де Мескита, сильно отразились на молодом художнике и толкнули его к иному творческому пути. Несмотря на тягу к архитектуре, Эшер стал графиком. Архитектура в его работах составляет игру с логикой в пространстве. Теперь его основное ремесло создание литографий и гравюр в индивидуальном стиле (рисунок 2). Балкон, 1945. Литография.

Говоря об Эшере, стоит рассматривать его творчество как художника, предвосхитившего сегодняшние идеи формирования архитектурной среды с целью поменять ее и увидеть необычность ее планировки. Трансформация форм и пространства влияют на части архитектуры своими новаторскими идеями в оформлении визуальными эффектами в архитектуре. Такое восприятие помогает создавать уникальные и увлекательные художественные произведения искусства (Рис 3). Галерея гравюр, 1956. Литография

На протяжении долгой творческой жизни художника, Эшер выполняет заказы по оформлению вертикальных плоскостей городской среды. Занимается оформлением фасадов зданий, украшая их его любимыми декоративными элементами, где проявляется имитация трёхмерных объектов. Композиции Эшера на фасадах архитектурных объектов преимущественно являются двухмерными пространствами: «Пегас», «Птица/рыба». Рис. 3. Панно на фасаде здания средней школы в Гааге (Рис. 4). Панно на фасаде промышленного здания в Гааге (Рис. 5). Панно Эшера на стене Национального музея керамики Принцессехоф, Леуварден.

Помимо заказов по оформлению фасадов Эшеру поручили спроектировать подвесной потолок в интерьере демонстрационной лаборатории компании Philips. Потолок был сделан из больших квадратных деревянных панелей на которых были вырезаны фигуры мух, бабочек, птиц и летучих мышей (Рис. 6). Подвесной потолок в интерьере. Также он рисовал открытки, оберточную бумагу, занимался созданием панно.

Эшер много путешествовал в Южную Европу для зарисовок и пейзажей, также заметим что его творческий опыт был велик, но к своему неповторимому стилю Эшер приходит не сразу. Только с 1937 года Эшер начинает новый этап своего творчества, который приносит ему мировую популярность и имя. Он создаёт серию работ под названием «Метаморфозы I» где он демонстрирует свой первый «переход» от двухмерной плоскости к трехмерному пространству.

После первой удачной работы для украшения своего конференц-зала Эшера пригласила почтовая компания PTT. Автор назвал эту работу «Метаморфозы II»Уникальность и символичность так понравилась дирекции компании, что она заказала еще одну работу из этой серии – «Метаморфоз III», которая по мастерству и количеству фрагментов еще больше выделилась от двух предыдущих. Сейчас вы можете увидеть Фрагмент версии Метаморфоз на фасаде гаагского жилого дома. (Рис.7) Метаморфозы 2, 1940. Гравюра на дереве

Одна из причин сегодняшней популярности Эшера – абсолютно современное дизайнерское мышление. И сегодня мотивы его искусства с удовольствием подхватывают в самых разных сферах предметного и архитектурного проектирования. Например – здание Fuji TV в Токио, архитектор Кендзо Танге брал за основу модели Эшера (рис 9). А также вы можете увидеть реализацию гравюры Эшера «Спускаясь и поднимаясь», взглянув на зелёную крышу отеля Two Seasons в норвежском Ставангере(Рис 10,11). Многие дизайнеры-декораторы успешно пользуются нестандартным подходом Эшера в оформлении современных помещений. Например: Бюро 3Gatti, бутик Atler, Шанхай, 2011(Рис12) Studio Mode, Graffiti Café, Варна, 2012 (Рис 13) Joey Ho, ресторан The Room, Гонконг 2012.(рис14). Также можно назвать несколько фестивалей с участием стиля Эшера, такой, как Лондонский Фестиваль Дизайна, который проводится каждый год с 2013 года. На этом фестивале проходят зрелищные инсталляции. «Бесконечная лестница» из дерева – 13 пролетов в эшеровском стиле Рис15 фото.

А также компания Audi для своей рекламы брала дезайн в стилистике известного голландца (Рис 16,17,18) Реклама Audi Quattro от агенства BBDO «Almap».

Эшер первым "рассказал" миру о фракталах. В его графике это математическое понятие отразилось даже раньше, чем было введено (1975). Опережая свое время, он исследовал логику пространства. Но что если мы пойдем дальше и дадим характеристику значимости графических картин Эшера? 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, известный как «Всемирная паутина». World Wide Web. Но мог ли он представить, что через 20 лет, практически, ни один человек из развитых стран не сможет представить своей жизни без нее…

Компьютер проник во все сферы жизни, значительно упростив и улучшив ее. Мир в обществе людей полностью становится цифровым и построение чертежей, моделей, и любых расчетов – можно выполнить при помощи компьютерных программ. С развитием компьютерных технологий и внедрением их в жизнь, прикладной труд стал уходить. То же самое произошло и с искусством, ведь цифровое искусство является более мобильным, и его произведение и представление публике очень легко. И в конкурентной борьбе применение дизайна на уровне производства необходимо. Для Традиционного искусства необходимо куда больше времени, но в результате каждая работа будет ценна и уникальна.

Задумки Эшера были настолько близки к развитию 3D-инженирии проектов в современных компьютерных программах, что кажется, что Эшер был причастен к их разработкам. Ведь в его работах уже есть основы неевклидового пространства и рекурсии, а это, безусловно, участвует в построении движущихся объектов. Например, в программе 3D Max.

Творчество Эшера оказало огромное влияние на художников и математиков того времени, а работы имеют отклик художников всех мастей. Я бы лично сравнил его с величайшим графиком Альфредом Дюрерром. Сегодня идеи Маурица Эшера воплощаются в современный дизайн во всем мире. Стиль Эшера узнают в разных странах мира. Среди них и Жос де Мей, и Сандро дель Пре, и Иштван Орос. Роб Гонсалез поклонник Эшера (Рис.19).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: