Формы, способы и средства проверки и оценки результатов




Пояснительная записка

Авторская программа кружка «Этот удивительный мир растений» создана по собственному замыслу автора с учетом того опыта и наработанных методик, который накоплен на протяжении многих лет и рассчитана на три года обучения для обучающихся 3-5 классов, проявляющих интерес к биологии и сельскому хозяйству. Она дает возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющееся у детей представление о многообразии растительного мира, которое они получили из курса «Окружающий мир», служит введением в курс биологии.

Программа составлена согласно следующим нормативным документам:

- Конституции Донецкой Народной Республики (Статья №36 «О праве на образование»);

- Закону «Об образовании» (статья №72 «Дополнительное образование детей и взрослых») Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС);

- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности», принят постановлением Народного Совета 29.05.2015 г.;

- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму», принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;

- Закону Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. №8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2016 г. №793 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. №392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. №322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. №94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. №815 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. №379 «Об утверждении Типового порядка проведения Республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. №310 «Концепция развития дополнительного образования детей»;

- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16..08.2017 г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики».

Данная программа предполагает вариативность занятий в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений. В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Этот удивительный мир растений » является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только обучающимся школы, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей.

Направленность программы – эколого-биологическая.

Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная опытническая деятельность воспитанников в области культурных растений, организация деятельности обучающихся по изучению растительного мира и участию в реальной природоохранной деятельности своего региона; внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторимость и уникальность каждого человека.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у обучающихся экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и растительным миром. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся дополнительно изучат мир растений, в том числе культурных, которым посвящен 3-й год обучения, освоят приемы опытнической работы, научатся решать простейшие экологические задачи, у обучающихся сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к огромному разнообразию растительного мира и его биологическим закономерностям.

Цель программы: подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах и способствовать развитию у них интеллектуальных, креативных способностей.

В задачи программы входит:

- способствовать развитию у детей бережного отношения к природе и растительному миру;

- расширить и конкретизировать у них знания о мире растений;

- обеспечить у детей разнообразие теоретической и практической деятельности в области изучения различных групп растений.

Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач:

а) Обучающие:

· расширение знаний о видовом разнообразии растений и их пользе для человека;

· расширение и систематизация знаний детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;

· расширение знаний о культурных растениях;

· формирование системы специальных знаний, умений, навыков, в том числе навыков экологической культуры;

· обучение наблюдению, проведению опытов, обобщению.

б) Развивающие:

· развитие интереса к многообразию растительного мира;

· расширение кругозора;

· развитие у обучающихся навыков слаженности в работе;

· обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей;

· развитие самостоятельности, ответственности, активности.

в) Воспитательные:

· воспитание у детей интереса и потребности к познанию растительного мира;

· воспитание умения видеть в обычном необычное и удивительное;

· воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края. Деятельность обучающихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача кружка. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Особую роль приобретает программа дополнительного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).

Программа реализует дидактические принципы:

· систематичность;

· непрерывность;

· доступность;

· межпредметность содержания.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. Приоритетное направление деятельности кружка:

- стимулирование творческой активности учащихся,

- развитие индивидуальных задатков и способностей и создание условий для их самореализации;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Отличительные особенности:

Данная программа отличается от других программ новизной в изучении уникального растительного мира, а также практической направленностью за счет проведения простых, доступных для возраста обучающихся в кружке опытов и исследований. Восприятие растительного мира происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.

Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся младшего и среднего школьного возраста, поэтому дети без труда смогут усвоить в дальнейшем сложные понятия из курса биологии 6 класса.

В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практических работ на местности, встречи с интересными людьми (учеными – аграриями, цветоводами, экологами).

Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения. При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.

Возраст обучающихся: ученики 3 – 5 классов.

Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. Формы организации деятельности обучающихся - индивидуально-групповая. Индивидуальная деятельность обучающихся проводится при постановке и проведении практических занятий (опытов по выбранной теме). В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстрационным материалом: фотографиями, рисунками, таблицами. В занятия включены интересные сведения из жизни растений: мифы, легенды, сказки. Дети рисуют, готовят небольшие сообщения по каждой теме, учатся писать небольшие рефераты, проводят простые, несложные опыты с растениями.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- определение разнообразия и особенностей растительного мира и основных экологических понятий (факторы среды и др.);

- характеристику видов растений различных биогеоценозов и культурных растений (полевых, овощных и др.);

- типы взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- рациональное использование и охрану растительного мира;

- современное состояние, использование и охрану растительности;

- вредные для здоровья факторы;

- способы охраны территорий и объектов своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- применять знания экологических правил при анализе состояния различных групп растений и видов хозяйственной деятельности;

- определять родину растения, составлять характеристику его биологических особенностей и способы его использования;

- объяснить влияние среды на состояние растения при различных сезонных условиях;

- проводить простые опыты по исследованию изучаемых групп растений и уметь объяснять их результаты.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов

В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.

Входной контроль – определение уровня компетентностей детей в виде бесед, практических и творческих работ.

Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы

Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: