Пояснительная записка
Авторская программа кружка «Этот удивительный мир растений» создана по собственному замыслу автора с учетом того опыта и наработанных методик, который накоплен на протяжении многих лет и рассчитана на три года обучения для обучающихся 3-5 классов, проявляющих интерес к биологии и сельскому хозяйству. Она дает возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющееся у детей представление о многообразии растительного мира, которое они получили из курса «Окружающий мир», служит введением в курс биологии.
Программа составлена согласно следующим нормативным документам:
- Конституции Донецкой Народной Республики (Статья №36 «О праве на образование»);
- Закону «Об образовании» (статья №72 «Дополнительное образование детей и взрослых») Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС);
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности», принят постановлением Народного Совета 29.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму», принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. №8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2016 г. №793 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»;
|
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. №392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. №322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. №94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. №815 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. №379 «Об утверждении Типового порядка проведения Республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. №310 «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16..08.2017 г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики».
Данная программа предполагает вариативность занятий в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений. В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Этот удивительный мир растений » является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только обучающимся школы, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей.
|
Направленность программы – эколого-биологическая.
Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная опытническая деятельность воспитанников в области культурных растений, организация деятельности обучающихся по изучению растительного мира и участию в реальной природоохранной деятельности своего региона; внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторимость и уникальность каждого человека.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у обучающихся экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и растительным миром. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся дополнительно изучат мир растений, в том числе культурных, которым посвящен 3-й год обучения, освоят приемы опытнической работы, научатся решать простейшие экологические задачи, у обучающихся сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к огромному разнообразию растительного мира и его биологическим закономерностям.
|
Цель программы: подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах и способствовать развитию у них интеллектуальных, креативных способностей.
В задачи программы входит:
- способствовать развитию у детей бережного отношения к природе и растительному миру;
- расширить и конкретизировать у них знания о мире растений;
- обеспечить у детей разнообразие теоретической и практической деятельности в области изучения различных групп растений.
Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач:
а) Обучающие:
· расширение знаний о видовом разнообразии растений и их пользе для человека;
· расширение и систематизация знаний детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;
· расширение знаний о культурных растениях;
· формирование системы специальных знаний, умений, навыков, в том числе навыков экологической культуры;
· обучение наблюдению, проведению опытов, обобщению.
б) Развивающие:
· развитие интереса к многообразию растительного мира;
· расширение кругозора;
· развитие у обучающихся навыков слаженности в работе;
· обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей;
· развитие самостоятельности, ответственности, активности.
в) Воспитательные:
· воспитание у детей интереса и потребности к познанию растительного мира;
· воспитание умения видеть в обычном необычное и удивительное;
· воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края. Деятельность обучающихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача кружка. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Особую роль приобретает программа дополнительного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).
Программа реализует дидактические принципы:
· систематичность;
· непрерывность;
· доступность;
· межпредметность содержания.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. Приоритетное направление деятельности кружка:
- стимулирование творческой активности учащихся,
- развитие индивидуальных задатков и способностей и создание условий для их самореализации;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от других программ новизной в изучении уникального растительного мира, а также практической направленностью за счет проведения простых, доступных для возраста обучающихся в кружке опытов и исследований. Восприятие растительного мира происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.
Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся младшего и среднего школьного возраста, поэтому дети без труда смогут усвоить в дальнейшем сложные понятия из курса биологии 6 класса.
В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практических работ на местности, встречи с интересными людьми (учеными – аграриями, цветоводами, экологами).
Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения. При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.
Возраст обучающихся: ученики 3 – 5 классов.
Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. Формы организации деятельности обучающихся - индивидуально-групповая. Индивидуальная деятельность обучающихся проводится при постановке и проведении практических занятий (опытов по выбранной теме). В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстрационным материалом: фотографиями, рисунками, таблицами. В занятия включены интересные сведения из жизни растений: мифы, легенды, сказки. Дети рисуют, готовят небольшие сообщения по каждой теме, учатся писать небольшие рефераты, проводят простые, несложные опыты с растениями.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- определение разнообразия и особенностей растительного мира и основных экологических понятий (факторы среды и др.);
- характеристику видов растений различных биогеоценозов и культурных растений (полевых, овощных и др.);
- типы взаимодействия организмов;
- современные проблемы охраны природы;
- рациональное использование и охрану растительного мира;
- современное состояние, использование и охрану растительности;
- вредные для здоровья факторы;
- способы охраны территорий и объектов своей местности.
Обучающиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- применять знания экологических правил при анализе состояния различных групп растений и видов хозяйственной деятельности;
- определять родину растения, составлять характеристику его биологических особенностей и способы его использования;
- объяснить влияние среды на состояние растения при различных сезонных условиях;
- проводить простые опыты по исследованию изучаемых групп растений и уметь объяснять их результаты.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
Входной контроль – определение уровня компетентностей детей в виде бесед, практических и творческих работ.
Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы
Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.