Теоретическая часть.
6.1. Что такое Красная книга. История и цель создания. Виды Красной книги: международная, национальная и региональная. Структура Красной книги.
6.2. Красная книга Донбасса. Значение Красной книги Донбасса. Вклад ученых Донецкого ботанического сада в создании Красной книги Донбасса. Структура Красной книги Донбасса.
6.3. Редкие и исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу Донбасса: декоративные, первоцветы, лекарственные, ковыли, папоротники.
Практическая часть
6.4. Работа с гербарием краснокнижных растений.
6.5. Проведение брейн-ринга «Путешествуем по Красной книге».
6.6. Встреча с учеными Донецкого ботанического сада.
Итоговое занятие (4 часа). Заслушивание рефератов по темам, проведение интеллектуальной игры «Брейн-ринг: Путешествие в мир растений».
Учебно-тематический план 3-го года обучения (216 часов)
Наименование тем и разделов | Теорет. часов | Практич. часов | Всего часов |
Тема 1. Вводное занятие. 1.1. Встреча с кружковцами. Знакомство с программой 3-го года обучения. Практическая часть 1.2. Проведение викторины «Назови растения» Итого по теме | |||
Тема 2. Культурные растения в жизни человека. 2.1. Значение культурных растений в жизни человека. 2.2. Условия, необходимые для существования культурных растений. 2.3. Культурные растения с древних времен до нашего времени. 2.4. Путешествие в мир культурных растений. Практическая часть 2.5. Проведение диспута-беседы «Культурные растения на нашем столе» Итого по теме | |||
Тема 3. Путешествие в мир культурных растений. 3.1. Знакомство с выдающимся советским ученым Николаем Ивановичем Вавиловым. 3.2. Путешествие по книге Н.И.Вавилова «Пять континентов». Практическая часть 3.3. Проведение интеллектуальной игры «По пяти континентам». Итого по теме | |||
Тема 4. Основные центры происхождения культурных растений. 4.1. Основные центры происхождения культурных растений и их характеристика. 4.2. Особенности растений Китайского центра. 4.3. Особенности растений Юго-восточного центра. 4.4. Особенности растений Индийского центра. 4.5. Особенности растений Среднеазиатского центра. 4.6. Особенности растений Переднеазиатского центра. 4.7.Особенности растений Средиземноморского центра. 4.8. Особенности растений Европейско-Сибирского центра. 4.9. Особенности растений Эфиопского центра. 4.10. Особенности растений Центрально-американского центра. 4.11. Особенности растений Южно-американского центра. Практическая часть 4.12. Зарисовка мест расположения центров происхождения культурных растений. 4.13. Проведение интеллектуальной игры«Путешествие по пяти континентам». Итого по теме | |||
Тема 5. Путешествие в мир полевых культур. 5.1. Мировой лидер зерновых культур – пшеница. 5.2. Хлебный злак великороссов – рожь. 5.3. Древнейший культурный злак – ячмень. 5.4. Рис. 5.5. Овес. 5.6. Просо. 5.7. Кукуруза. 5.8. Подсолнечник. Практическая часть 5.9. Работа с гербарием и коллекцией полевых культур. 5.10. Закладка и проведение опытов по выращиванию пшеницы. 5.11. Закладка и проведение опытов по выращиванию ячменя. 5.12. Закладка и проведение опытов по выращиванию различных видов овса 5.13. Закладка и проведение опытов по проращиванию семян различных видов кукурузы 5.14. Проведение викторины «Путешествие в мир полевых культур» 5.15. Зарисовка растений злаковых культур и оформление выставки коллажей «Расти, расти, моя пшеничка!» Итого по теме | |||
Тема 6. В мире бобовых культур. 6.1. Горох. 6.2. Фасоль. 6.3. Чечевица. 6.4. Бобы. 6.5. Арахис. Практическая часть 6.6. Работа с коллекцией бобовых культур. 6.7. Закладка и проведение опытов по выращиванию различных видов бобовых культур (кроме арахиса). 6.8. Проведение биологической игры «Знакомые переселенцы». Итого по теме | |||
Тема 7. Овощи на нашем столе. 7.1. Картофель. 7.2. Томаты. 7.3. Перец. 7.4. Баклажаны. 7.5. Морковь. 7.6. Свекла. 7.7. Капуста. 7.8. Огурцы. Практическая часть 7.9. Работа с гербарием и коллекцией семян. 7.10. Закладка опытов по проращиванию картофеля на свету и в темноте и различными способами. 7.11. Закладка опытов по проращиванию семян томатов и огурцов, определение их всхожести. 7.12. Закладка опытов по выращиванию комнатных сортов томатов и огурцов. 7.13. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес: что растет у нас на огороде?». Итого по теме | |||
Тема 8. Луковые овощи. 8.1. Лук. 8.2. Чеснок. Практическая часть 8.3. Закладка «огорода» на подоконнике. Итого по теме | |||
Тема 9. Путешествие в мир тыквенных. 9.1. Кабачки. 9.2. Тыква. 9.3. Арбуз. 9.4. Дыня. Практическая часть 9.5. Изучение коллекции тыквенных культур. 9.6. Проведение интеллектуальной игры «Ах, эти арбузы!». Итого по теме | |||
Тема 10. Ранние овощи на огороде 10.1. Редис и редька. 10.2. Салат. Практическая часть 10.3. Выращивание салата на подоконнике Итого по теме | |||
Тема 11. Растение XXI века – амарант. 11.1. Родина и история растения. Хлеб ацтеков. 11.2. Значение в защите окружающей среды. 11.3. Биологические особенности растения. Виды амаранта. 11.4. Применение амаранта. Амарантовая «крупа», амарантовое масло. Практическая часть 11.5. Работа с гербарным материалом амаранта. Итого по теме | |||
Итоговое занятиеПодведение итогов работы кружка за 3 года. Заслушивание рефератов и их обсуждение. Проведение интеллектуального квеста «Этот уникальный мир растений». |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ(3-й год обучения) – 216 часов
|