Общая характеристика развития государств постсоветского пространства после распада СССР.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Курский государственный медицинский университет»

Медико-фармацевтический колледж

 

Лекция

Общие тенденции и специфика развития стран

Ближнего зарубежья в 1990-х – 2000-х гг.

Общая характеристика развития государств постсоветского пространства после распада СССР.

К скоротечному развалу СССР бывшие республики были совершенно не готовы, что убедительно подтвердили последующие этапы трансформации большинства постсоветских государств (за исключением прибалтийских):

· за пятнадцать лет независимого существования постсоветские государства не смогли достигнуть советского уровня ВВП,

· в большинстве из них политическое управление до сих пор осуществляется в той или иной мере авторитарными методами, поддерживаемыми большинством населения и сдерживаемыми преимущественно международным давлением.

На первом этапе трансформаций украинское общество институционально ничем существенно не отличалось от российского или белорусского, общими были в тот период и характеристики массового сознания, и социально-классовая структура, и уровень жизни населения.

Трудно назвать хотя бы один социальный институт, который не был бы полностью или частично разрушен в результате постсоветских преобразований. Принципиальные изменения не коснулись разве что института семьи. Разрушение старых социальных институтов осуществлялось законодательным путем. 1) Каким бы экономически неэффективным ни был процесс приватизации государственной собственности в первые годы его осуществления, он основывался на легальном базисе, исключающем возможность государственной монополии на собственность в сфере производства и торговли. 2) Как бы близок по духу ни был институт исполнительной власти в постсоветских государствах к советской партийной монополии, его законодательно определенные полномочия и сам способ функционирования (на основе демократических выборов) принципиально отличаются от института однопартийной власти.

В этот период практически одномоментно возникают и приобретают легальность новые основополагающие социальные институты:

· президентская вертикаль власти,

· многопартийная система без доминирующей роли запрещенной КПСС,

· частная собственность и крупный бизнес,

· деидеологизированные силовые структуры.

Фактически создается совершенно новая институциональная инфраструктура, которая в тот период пользуется преобладающей поддержкой населения. Легитимный статус приобрела система учреждений, которые по сути своей не были способны осуществлять функции, необходимые для подкрепления декларативно принятых норм и ценностей демократического общества:

· властная элита не готова была к диалогу с оппозицией и общественностью,

· судебная власть оставалась зависимой от исполнительной,

· предприниматели ощущали себя обладателями не “священной”, а украденной у государства собственности,

· наука, культура, образование продолжали свое существование как “остаточный сектор” государственной экономики.

И массовое сознание, декларативно поддерживавшее рыночную экономику, политическую демократию и правовое государство, сохраняло в полном объеме патерналистские стереотипы, психологию зависимости от государства и беспомощности перед его произволом.

Наиболее ярким примером развития бывших советских республик является Украина. В системе координат “закрытое — открытое общество” Украина занимала весьма своеобразную позицию “полуоткрытого общества” с значительным продвижением к открытости по линии политических свобод и крайне незначительным — в экономической сфере. “Украинская модель” первого этапа посткоммунистической трансформации общества, при всей ее экономической неэффективности, оказалась состоятельной в одном — способности сохранить в стране мир и избежать открытой внутренней агрессии и кровопролития. Именно в этом первый Президент Украины Л. Кравчук видел определенный успех своей внутренней политики, который свидетельствовал в пользу избранной властями “консервативно-охранительной” стратегии развития государства и общества в условиях общих для всех посткоммунистических стран социально-экономических потрясений. Действительно, с точки зрения внутриполитической стабильности, Украина оказалась одной из немногих бывших советских республик, которым удалось избежать непримиримой конфронтации различных политических сил и кровопролитных конфликтов.

Хотя власти Украины постоянно подчеркивали свою приверженность западной идеологии и свое стремление к интеграции с Западом, образовавшееся “государство-кентавр” (с головой, направленной на Запад, но не способное реально двигаться в вожделенном направлении из-за упирающегося “социалистическими копытами” базиса) являло собой “переходный социум”, чей статус становился все более неопределенным с точки зрения демократической и рыночной перспективы. Под воздействием разнонаправленных импульсов политического и экономического развития “общественный организм” эволюционировал в направлении, противоположном первоначальным декларированным ожиданиям, когда на фоне массового разочарования в чудодейственности демократических деклараций усилилась ностальгия по утраченному “социальному порядку”.

1991 – 1992 гг.

· Ориентация на рыночные механизмы регуляции экономики

· Массовая поддержка государственной независимости

· Коммунистическая партия утрачивает массовую поддержку

· Ответственность за кризис возлагается на коммунистический режим

 

Гг.

· Ориентация на государственную поддержку производственного сектора

· Преобладающая поддержка реинтеграции с СССР

· Коммунистическая партия — главная оппозиционная сила и претендент на власть

· Ответственность возлагается на демократически избранную власть

 

Процесс становления такого рода институциональной системы был сопряжен с заметным ухудшением экономической ситуации в стране — падением ВВП, ростом безработицы, снижением уровня жизни населения, на фоне которого происходило нарастание пессимистических настроений, неудовлетворенности жизнью, неуверенности в будущем и недоверия к властным структурам. Но, тем не менее, сохранялась определенная социальная стабильность, позволившая властным структурам осуществить ряд важных для последующего преодоления социально-экономического кризиса политических и экономических реформ: была принята Конституция, осуществлены денежная реформа и массовая приватизация, в результате чего уже в 1998 году большинство предприятий перешли в частную собственность. Во многом благодаря этому ко второму сроку президентства Л. Кучмы была создана база для начала экономического подъема, в котором был реально заинтересован бизнес-класс, первоначально взращенный главным образом на псевдо- и внерыночных операциях – трастовых и валютных аферах, бартере и поиске ренты, основанном на дотациях из государственного бюджета и присвоении права на приоритетное использование природных ресурсов. Парадокс десятилетнего правления Л. Кучмы заключался в том, что экономически провальный период с 1994 года по 1999 год характеризовался политической стабильностью, тогда как вполне успешный с экономической точки зрения второй президентский срок сопровождался бурными политическими волнениями и бесславно закончился на невиданных до этого в посткоммунистическом мире 12% роста ВВП. К 2004 году, когда наблюдался существенный рост уровня жизни и социального самочувствия большинства населения, многие граждане Украины проявили повышенный интерес к политическим коллизиям, связанным с окончанием “эпохи Кучмы” и необходимостью выбора его преемника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: