Вопрос 1. Гипотеза научного исследования и ее виды.




Гипотеза – предположение о чем-либо. Сама по себе, она является, как правило, следствием теоретического анализа (проблемы). Отсюда и структура ВКР: 1 часть – теория/литературный анализ – провести анализ, сделать выводы и выдвинуть гипотезу. Бывает, что гипотезу нет возможности выдвинуть после теоретического анализа. Что делать? Гипотеза выдвигается как результат анализа проблемы (исследования), в том случае, когда до вас это никто не исследовал, и нечего анализировать с точки зрения теоретического анализа. Во второй части будут эмпирические изыскания: как-то - проведение эксперимента или иное измерение.

Иерархия исследования в рамках осн эмпирических процедур это – измерение, наблюдении и эксперимент. Виды процедур:

1. Эксперимент

2. Наблюдение

3. Психодиагностические методы: тестирование, опросники (анкета, беседа, интервью), проективные методы, психофизиологические методы.

4. Праксиметрический (анализ продуктов деятельности)

Для экспериментальных методов гипотеза строится, где есть независимые (то, что меняет исследователь) и зависимые (то, что меняется в результате действия НП) переменные при дополнительных переменных (условия при которых происходит эксперимент). Экспериментальная гипотеза должна включать три переменные: НП, ЗП и ДП, и что бы было понятно, что на что влияет и где дополнительная переменная: четкое указание независимой переменной на зависимую – как конкретно она влияет. Так, что бы прочитав экспериментальную гипотезу стало понятны еще две гипотезы: 1. Экспериментальная (сбств), 2. Об обратном влиянии зависимой переменной на независимую (контргипотеза) и 3. Об отсутствии влияния (нулевая гипотеза).

Подсказка-пример. Тема ВКР «Представления о материнстве и отцовстве в современной психологии».

Влияние представлений о материнстве и отцовстве у подростков на отношение к противоположному полу. – Это тема/предмет.

Слово «влияние» в теме/предмете предполагает эксперимент. Всегда.

НП - представления о материнстве и отцовстве.

ЗП - отношение к противоположному полу.

ДП – подростковый возраст.

Гипотеза, как сформулировать: на этапе гипотезы надо сформулировать шкалу, полюса, на которых располагаются

НП имеет два условия: положительные и отрицательные представления.

Формулируем гипотезу: положительные представления о материнстве и отцовстве у подростков повышает интерес к противоположному полу.

Контргипотеза: положительные представления о материнстве и отцовстве у подростков понижает интерес к противоположному полу.

При эксперименте мы должны менять представления: в первой серии эксперимента мы создаем положительные представление, во втором – отрицательные и смотрим, как меняется интерес к противоположному полу.

Пример 2. Влияние сепарации в юношеском возрасте на формирование самостоятельности.

НП – сепарация, условия: прошла/не прошла.

ЗП – формирование самостоятельности.

ДП – возраст.

Гипотеза: положительно пройденная сепарация в юношеском возрасте положительно влияет на формирование самостоятельности.

Пример 3. Тема «Влияние распределения внимания водителя троллейбуса на контактную сеть на безаварийность вождения»

НП – распределение внимания.

ЗП – безаварийное вождение.

ДП - водитель

 

Гипотеза: Сформулированный навык распределения внимания у водителя троллейбуса в ситуации отсутствия распределения внимания приводит к снижению аварийности на дороге.

 

Гипотезы относительно наблюдения и измерения – то так называемые неактивные гипотезы. Эти гипотезы могут быть описательные, сравнительные или корреляционные. Последнее не устанавливает причинно-следственную связь, в отличие от эксперимента, оно просто устанавливает связь математическую (корреляцию). Проще говоря: если у нас есть фактор Х, который влияет на что-то одно конкретно, то это причинно-следственная связь, а если этот фактор Х влияет на несколько переменных, то между последними двумя есть связь, но не причинно следственная. Корреляционная зависимость возникает, когда две переменные имеют общую тенденцию изменения. Корреляционная зависимость возникает между несколькими переменными, на которые влияет один фактор (по вертикали), но друг на друга эти переменные не влияют (по горизонтали). В корреляционном исследовании у нас переменные равнозначные.

В корреляционной гипотезе должны быть две переменные х и у, дополнительная переменная и конкретный (!!) характер связи между переменными, т.е. написать, КАК конкретно связаны – прямо или обратно. Обратная или отрицательная корреляция – это когда между переменными х и у есть обратна зависимость: не обе/две увеличиваются, а когда одна увеличивается, а другая в этот момент уменьшается. Когда обе/две одновременно увеличиваются/уменьшаются, это прямая корреляция.

В описательной гипотезе у нас будет одна переменная х и ДП, и тут мы должны предположить, что мы получим в результате этого исследования: если мы исследуем представление, то мы его описываем в гипотезе.

#Когда мы что-то измеряем в рамках неактивных гипотез, то мы исследуем один какой-то фактор.

При наблюдении и тестировании мы можем просто что-то исследовать (одна переменная - х), при сравнении (а и б), при корреляционных исследованиях мы смотрим связь между а и б.

Когда обнаруживается корреляция между переменными, то тут есть два вывода: 1.корреляция является необходимым, но недостаточным условием причинно-следственной связи (поэтому и корреляция не выявлена, то сл-но, нет причинно-следственной связи), поэтому необходимо проводить корреляционный анализ перед началом экспериментом; 2. если корреляция есть, то причинно-следственная связь может быть, а может и нет(фактор А влияющий на факторы Б и С, то между АС и АБ – есть и корреляция и причинно-следственная связь, но между Б и С – корреляция есть, в причинно-следственной связи нет). Во втором случае мы проводим две серии экспериментов, что бы выявить причинно-следственные связи при наличии обнаруженной корреляции.

Пример. Выявлена положительная корреляция между кол-вом разводов и кол-вом приобретаемых авто. И тут мы формулируем две экспериментальные гипотезы: кол-во разводов увеличивает кол-во покупок авто, кол-во покупаемых машин увеличивает кол-во разводов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: