ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




 

Полная занятость, безработица, фрикционная, структурная, циклическая безработица, уровень безработицы, естественный уровень безработицы, закон Оукена, кривая Филлипса; инфляция, умеренная, галопирующая инфляция, гиперинфляция, ожидаемая и неожиданная инфляция, сбалансированная и несбалансированная инфляция, открытая и подавленная инфляция, инфляция спроса и инфляция предложения, индекс потребительских цен, темп инфляции; причины инфляции, социально-экономические последствия инфляции.

Выводы:

1. Основными показателями нестабильности экономики являются: неполная занятость и инфляция. В силу причин субъективного и объективного характера в обществе всегда имеются люди, которые могут работать, хотят работать, ищут работу, но не могут ее найти, т.е. безработные. Под полной занятостью в рыночной экономике понимается поддержание безработицы на нормальном, или естественном, уровне, который формируется за счет людей, не имеющих работы в силу структурных изменений в экономике или добровольно находящихся «между работами».

2. Поддержание безработицы на естественном уровне обеспечивает безинфляционный рост национального объема производства. Любые отклонения от естественного уровня безработицы негативно влияют на экономику. Превышение фактической безработицей естественного уровня свидетельствует о неполном использовании ресурсов и о недопроизводстве. Снижение фактической безработицы ниже естественного уровня ведет к росту цен, инфляции.

3. Инфляция представляет собой увеличение денежной массы по сравнению с ее товарным покрытием и проявляется в обесценении денег и росте общего уровня цен. Инфляция может быть: умеренной (ползучей), галопирующей, гипертрофированной, ожидаемой и неожиданной, сбалансированной и несбалансированной, открытой и подавленной. Если открытая инфляция проявляется в росте общего уровня цен, то подавленная (или скрытая) – в товарном дефиците при постоянстве цен. Уровень инфляции измеряется индексом цен и темпом инфляции.

4. Основные глубинные причины инфляции лежат в деформации структуры экономики, ее милитаризации, монополизации рынков. Она может порождаться бюджетным дефицитом, неправильной денежно-кредитной политикой, проводимой государством. Значительная инфляция чрезвычайно негативно влияет на экономику страны: падают реальные доходы, обесценивается накопленное богатство, усиливается поляризация общества, сокращаются инвестиции, замедляется обновление производства и темпы освоения достижений научно-технического прогресса, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста.


ГЛАВА 6. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ

Экономика большинства индустриально развитых стран – это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством, или, как говорят, «невидимая рука» рынка дополняется «видимой рукой» государства. При этом под государством понимается набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения (общества). Характеристике роли государства в современной, смешанной экономике и посвящена данная глава.

6.1. Экономические функции современного государства.

Государство всегда, в любые исторические периоды выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.

Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Сегодня в развитых странах государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.

Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с «провалами» (фиаско) рынка – случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. К «провалам» рынка относят в частности:

· монополизацию (переход от рынка совершенной к несовершенной рыночной конкуренции);

· неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;

· нерациональное распределение ресурсов общества;

· отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;

· отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;

· неравномерность в распределении доходов;

· нестабильность макроэкономического развития и др.

«Провалы» рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.

Сглаживание, предотвращение негативных последствий нарушения действий рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества – основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, проводит соответствующие политики, выполняет определенные функции, обеспечивающие участие государства в экономической жизни общества.

Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить:

· обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы (определение «правил игры» для экономических субъектов). Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемными работниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п. является залогом нормального функционирования рыночной экономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствует минимизации трансакционных издержек, что ведет к более рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями;

· защита конкурентной среды. Ограничение конкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов, ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характера деятельности монополий государство проводит антимонопольную политику, направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с уже имеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетается с регулирований деятельности естественных монополий;

· поскольку рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, постольку перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства;

· охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель – максимизация прибыли приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство;

· финансирование фундаментальной науки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современной НТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу, когда принципиально изменилась роль человека в производстве и на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности, объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство. Государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств – условие нормального функционирования рыночной экономики;

· стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей – стабильной занятости (поддержание безработицы на естественном уровне), стабильных цен, постоянного экономического роста – с помощью только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства;

· корректировки рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или непосредственное производство общественных благ.

Остановимся на последней функции подробнее.

К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и не заинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

Характеристика внешних эффектов и понятие общественных благ была дана в первой части учебника (см. гл. 12). Здесь лишь напомним, побочные (внешние) эффекты или экстерналии – это издержки или выгоды рыночных операций, осуществляемых одними хозяйствующими субъектами, но приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не отраженные в цене блага. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не точно отражает полезность и издержки производства блага, что снижает эффективность распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы. Внешние эффекты возникают, как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом, они могут быть как положительными, так и отрицательными:

· отрицательные внешние эффекты, или издержки перелива, – не находят отражения в индивидуальных издержках производства. Их неучет в издержках ведет к тому, что в цене товара не отражаются общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных;

· положительные внешние эффекты, или выгодыперелива – это выгоды, приходящиеся на долю лиц, в рыночной сделке не участвующих. Наличие положительных внешних эффектов означает, что полезность блага не полностью отражается в его цене, так как его общественная полезность фактически выше индивидуальной, лежащей в основе цены.

Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене. Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами законодательно или через специальные налоги, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Рассмотрим, как это происходит. См. рис. 6.1.

Рис. 6.1. Перераспределение ресурсов с учетом отрицательных внешних эффектов.

 

На рис. 6.1а предложение товара без учета внешних отрицательных эффектов (загрязнения окружающей среды) представлены кривой S1, а предложение товаров с учетом внешних эффектов – кривой S2. Как видно, равновесный объем производства продукции без учета внешних эффектов (Q1) больше равновесного объема производства с учетом внешних эффектов (Q2). Соответственно больше ресурсов направляется в производство, порождающее отрицательные внешние эффекты.

Эта ситуация может быть исправлена государством путем принятия административных (штрафные санкции) или экономических (через налоговую систему) мер по отношению к тем, чья деятельность порождает отрицательные внешние эффекты. Тем или иным способом (взимая штрафы или вводя специальные налоги – Т), государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и кривая S1 сместится в положение S2 (рис. 6.1б.).Соответственно, равновесный объем производства сократится с Q1 до Q2, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающей отрицательные внешние эффекты.

Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями, или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.

Важная функция государства в рыночной экономике – производство общественных благ. Напомним, что особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Производство таких благ, поскольку их нельзя продать одному лицу, невыгодно частному бизнесу, но, поскольку эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.

Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все общество. Но, поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.

Наряду с приведенной классификацией функций государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:

· эффективность – содействие эффективному распределению ограниченных ресурсов общества;

· справедливость – деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;

· стабильность – осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.

Характеризуя место и роль государства в рыночной экономике, все время надо помнить о том, что государство не должно подменять рынок, брать на себя, его функции. Отсюда – ограничение сфер государственного вмешательства в экономику; ориентация на преимущественно экономические методы воздействия, не ограничивающие свободу выбора; учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий и т.д.

Вопросы для самопроверки:

1. Как можно определить, что такое государство?

2. Какие экономические функции выполняло государство в прошлом? Почему так возросла роль государства в XX веке?

3. Проанализируйте основные экономические функции государства.

4. Как государство может ограничивать производство благ с отрицательными внешними эффектами и стимулировать производство благ с положительными экстерналиями?

5. Что такое общественные блага и почему их производство является функцией государства?

6. Как должны соотноситься государство и рынок?

6.2. Государственное регулирование экономики:
цели и методы.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связано с именем Дж. Кейнса, который показал, что рыночная экономики хотя является саморегулируемой, однако, издержки общества по преодоления макроэкономической нестабильности очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, расширение функций государства «…единственно практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы».

Основным направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х гг. ХХ века под влиянием изменившей экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии. Сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого, государство может влиять на макроэкономические цели.

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, государства выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условиях социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически. Объектами государственного регулирования являются:

· экономический цикл;

· отраслевая и региональная структура экономки;

· условия накопления капитала;

· занятость и цены;

· денежное обращение;

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

· условия конкуренции;

· состояние окружающей среды;

· внешнеэкономические связи и т.д.

Целью государственного регулирования является поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства, достижение основных макроэкономических целей. При определении целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от этого, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Хотя разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условны (чтобы задействовать экономический регулятор необходимо административное решение, в то же время любой административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения), все-таки очевидно, что, если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как они непосредственно воздействуют экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее, на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Они базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные не на самостоятельном, свободном выборе, а на предписаниях государственной власти. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, регулировании деятельности государственных предприятий, установлении минимального уровня оплаты труда и т.п.

Экономические методы государственного регулирования экономики предполагают сохранение свободы выбора, воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике.

Различия между административными и экономическими методами государственного регулирования в известной мере условны. Чтобы задействовать экономический регулятор необходимо административное решение, в то же время любой административное решение оказывает влияние на рыночную конъюнктуру. Тем не менее, очевидно, что, если в плановой экономике преобладали административные методы воздействия на экономику, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как они непосредственно влияют на конъюнктуру рынка и через нее – на производство и потребление товаров и услуг.

Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с государственной собственностью и его предпринимательской деятельностью. Сегодня государство большинства стран выполняет все те функции, которые выполняют частные предприниматели – производство, закупки, продажа товаров, инвестиции, т.е. государство непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.

Удельный вес государственного сектора экономики различен для разных стран. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится до 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран. В 50-е годы в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводилась приватизация и свертывание государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение для государственных предприятий коммерческого успеха, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-х годах ХХ века.

Косвенные методы государственного регулирования предполагают использования в качестве инструментов воздействия на экономику государственного бюджета и массы денег в обращении. Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику государство воздействует на экономику. Подробнее они будут рассмотрены в последующих двух главах.

В основе всех проводимых государством «политик» лежит прогнозирование. Цель разработки разного рода прогнозов (научно-технических, демографических, развития отдельных отраслей, политических, внешнеэкономических и др.) – дать объективное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях. Прогнозирование включает в себя несколько этапов:

· разработка «поискового» прогноза, который показывает, каким может быть развитие того или иного показателя или экономического явления при условии, что характер воздействия государства на экономические процессы останется неизменным. Такой прогноз выявляет сферы экономики, которые требуют активного государственного вмешательства;

· разработка на основе поискового «нормативного» прогноза, в котором определяется цель развития;

· подготовка конкретных предложений и рекомендаций по использованию тех или иных инструментов регулирования, побуждающих хозяйствующих субъектов действовать в направлении выбранных целей;

· корректировка «нормативного» прогноза с учетом выбранных экономических регуляторов.

Прогнозирование лежит в основе долгосрочного регулирования экономики – программирования.

Экономическое программирование – система государственного регулирования экономики на основе комплекса программ, которые формулируют конкретные цели развития, определяют меры, необходимые для достижения этих целей, органы, ответственные за исполнение программ, необходимые денежные средства и порядок их финансирования. Программирование – это высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут различаться по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Они могут быть:

· целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП, программы борьбы с бедностью, повышения занятости, например, молодежи);

· общенациональные (программы стабилизации или развития экономики в целом, ускорения темпов экономического роста, изменения структуры национального хозяйства);

· чрезвычайные (программы борьба с инфляцией, массовой безработицей, нехваткой продовольствия, социальной защиты беднейшего населения).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль за выполнением. Подготовка программ включает в себя определенные стадии:

· формирования целевой функции;

· разработка нескольких вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели;

· составление бюджетов по отдельным вариантам, определение системы управления и контроля за выполнением программы;

· выбор программы.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно – индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении целей принятых программ.

Таким образом, основными инструментами государственного воздействия на экономику в условиях рынка, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, являются налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику (неоклассики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).

Государственному регулированию, так же как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Существуют случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества. К таким «провалам» (фиаско) государства относят:

· ограниченность, ненадежность, сознательное искажение информации, необходимой для принятия правильных решений;

· несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

· наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

· неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать последствия принятых им решений;

· наличие временного лага между осознанием проблем, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка добавляется фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятные последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в зависимости от конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга – это две стороны одной медали – смешанной экономики.

При этом следует отметить возможность разных сочетаний рыночного механизма и государственного регулирования. Эти различия находят свое отражение в существовании различных моделей рыночной экономики.

Таблица 6.1.

Модели рыночной экономики

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть регулирующей функции государства? Какова основная цель государственного регулирования экономики?

2. Какие существуют теории государственного регулирования?

3. По каким основным направлениям государство может воздействовать на экономику?

4. Каковы основные цели деятельности государственных предприятий?

5. Какими методами пользуется государство для воздействия на частный сектор? Какие существуют инструменты государственного регулирования экономики?

6. Что снижает эффективность государственного вмешательства в экономику?

7. В чем отличие государственного программирования от государственного планирования?

8. Проанализируйте различные модели рыночной экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: