ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




 

Экономический рост, темп роста ВНП, факторы предложения, функция Кобба-Дугласа, факторы спроса, факторы распределения, автономные, производные инвестиции, акселератор, механизм мультипликатора-акселератора, структура экономики, экономический цикл, кризис, депрессия, оживление, подъем, внешние, внутренние причины цикличности, теория политического цикла, «длинные волны» Н. Кондратьева, среднесрочные, краткосрочные циклы, стагфляция.

Выводы:

1. Экономический рост – это увеличение производственных возможностей общества. Он измеряется темпом роста реального объема ВНП в абсолютном выражении или в расчете на душу населения. В зависимости от источников роста различают экстенсивный и интенсивный рост. Основные факторы экономического роста – это ресурсный потенциал страны, факторы спроса (совокупные расходы) и факторы распределения ограниченных ресурсов общества. Роль факторов предложения анализируется на основе производственной функции. Среди факторов спроса первостепенное значение имеют инвестиции, от масштабов, динамики, структуры которых во многом зависит экономический рост. Связь между инвестициями и динамикой экономического роста характеризует механизм мультипликатора-акселератора.

2. Экономика страны развивается неравномерно, ей свойственны определенные колебания хозяйственной активности. Периоды подъемов, которые характеризуются улучшением всех макроэкономических показателей, сменяются периодами спада, когда сокращается объем производства, возрастает безработица, снижается уровень жизни. Такое чередование периодов подъема и спада называется цикличностью. Причиной цикличности являются внешние факторы, которые дают первоначальный импульс изменению экономической динамики и внутренние, прежде всего колебания инвестиционного спроса. Различают: долгосрочные (40-60 лет), среднесрочные (8-10 лет) и краткосрочные (2-3 года) циклы. Долгосрочные циклы («длинные волны» Н. Кондратьева) обусловлены глубокими структурными изменениями в экономике, происходящими под влиянием новых, революционных технических нововведений. В основе среднесрочных циклов лежит срок морального старения оборудования, вызывающий волнообразное колебание спроса на элементы основного капитала. Среднесрочные циклы нанизываются на большие волны и характер их протекания зависит от того, на какую фазу длинной волны они попадают.


ГЛАВА 10. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Переходная экономика – это такое состояние экономики, когда одновременно происходит отмирание старой и становление новой экономической системы, преобразуются все социально-экономические отношения. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества – эпоху экономических, политических и социальных преобразований. В исторически небольшой отрезок времени меняются:

· отношения собственности;

· способы распределения ресурсов;

· типы воспроизводства:

· цели и средства экономического развития;

· модели мотивации;

· институты и право.

Переходной экономике характерны: неустойчивость, которая поддерживается, чтобы обеспечить переход к другой экономической системе; альтернативный характер развития – наличие множества вариантов «конечных» пунктов перехода; большая роль внеэкономических факторов. Направленность, выбор конечной цели, продолжительность переходной экономики во многом зависят от соотношения различных социальных сил, партий, содержания проводимой экономической политики, степени поддержки политики государства населением и т.п.

Конец ХХ века – время переходных экономик. Развитые страны переходят от индустриального к постиндустриальному обществу; развивающиеся – от аграрного к индустриальному; постсоциалистические страны – от планового хозяйства – к рыночному. При этом в каждой конкретной стране есть свои особенности, свои характерные черты, собственные пути и методы перехода. Особенностям переходной экономики в постсоциалистических странах и, прежде всего, России посвящена эта глава.

10.1. Необходимость и основные направления перехода от плановой к рыночной экономике.

Характер и содержание переходной экономики, конечный пункт перехода зависят от исходного состояния экономики. Специфика переходных экономик постсоциалистических стран обусловлена особенностью экономики допереходного периода. Абстрагируясь от идеологических определений и разногласий по поводу того, какое общество у нас было – социалистическое (как его понимали классики марксизма-ленинизма), псевдосоциалистическое (государственно-бюрократический, тоталитарный и т.п. социализм) или вообще не имевшее ничего общего с социализмом, будем исходить из непреложного факта, что в течение 70 лет в России господствовала созданная на основе социалистической доктрины командно-административная (плановая) экономика.

Командно-административной экономической системе были характерны две основные черты:

· полное огосударствление экономики на основе абсолютного преобладания государственной собственности. Государство было единственным собственником и распорядителем ресурсов общества.

· государственное планирование народного хозяйства, включавшего в себя три обязательных элемента: централизованнось – распределение заданий центральными государственными органами; директивность – обязательность для выполнения; адресность – доведение планового задания до конкретного исполнителя.

Такая экономическая система имела своим следствием преодоление в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере. Однако со временем стали все больше проявляться и нарастать, особенно в условиях развернувшейся во второй половине ХХ века научно-технической революции отрицательные последствия планового функционирования экономики:

· снижение эффективности производства;

· преобладание экстенсивного типа развития;

· невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса;

· развитие диспропорций народного хозяйства: высокая доля ВПК и отраслей топливно-энергетического комплекса при отсталости остальных отраслей промышленности;

· уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп;

· подрыв трудовой мотивации работников;

· исключение предпринимательской инициативы;

· экономическая изолированность от мирового хозяйства;

· постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит, как продукции производственно-технического назначения, так и потребительских товаров и услуг.

Глубокий кризис, охвативший экономику социалистических стран, потребовал перехода к другой экономической системе – рыночной (смешанной) экономике.

С 1992 г. в России начались коренные экономической перемены, положившие начало новому периоду в истории России – переходному периоду, в течение которого происходит демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной экономики.

Началом трансформации послужило изменение политического устройства страны – утрата государственной власти коммунистической партией, прекращение функционирования прежних органов законодательной и исполнительной власти. С приходом к власти некоммунистических политических сил в стране начались социально-экономические преобразования, основной целью которых были разгосударствление и либерализация экономической жизни страны.

Для достижения этих целей и формирования эффективной рыночной экономики на месте плановой было необходимо:

· провести приватизацию, сократить государственное регулирование хозяйственной жизни, демонтировать планово-распределительную систему хозяйства;

· осуществить либерализацию – отмену ограничений и запретов, относящихся к производственной и коммерческой деятельности. Разрешить предприятиям самостоятельно устанавливать цены, искать себе партнеров, свободно заключать рыночные контракты, самостоятельно осуществлять внешнюю торговлю, т.е. устанавливать хозяйственные связи рыночного типа;

· сформировать рыночную инфраструктуру (систему банков, бирж, предприятий оптовой торговли, страховых компаний, рекламных, информационных агентств и т.п.);

· осуществить макроэкономическую стабилизацию (снизить темп открытой инфляции, которая приходит после либерализации цен на смену товарному дефициту, сократить государственные расходы, снизить бюджетный дефицит и др.);

· провести демонополизацию экономики, создать конкурентную среду – условие повышения эффективности производства;

· осуществить структурную перестройку;

· обеспечить социальные гарантии гражданам со стороны государства и поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества;

· последовательно интегрировать национальную экономику в систему мирохозяйственных связей. Необходимость интеграции в мировое хозяйство связана с тем, что изолированность советской экономики от мирового рынка, отсутствие конкуренции с зарубежными странами стали причинами технического отставания отечественной продукции, снижения ее качества, неэффективности многих производств.

Решение этих задач – условие и предпосылка создания механизма рыночного регулирования, повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики.

Однако в ходе реорганизации плановой экономики по причинам как объективного, так и субъективного характера возник целый ряд негативные явления, среди которых наиболее болезненны:

· инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни;

· спад производства, связанный со структурной перестройкой (сокращение военного производства, тяжелой промышленности) и ограничением спроса как следствия роста цен;

· появление в связи с сокращением производства безработицы;

· снижение накоплений и инвестиционной активности;

· ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни (старые механизмы сломаны, новые еще не созданы или не действуют в полной мере);

· дифференциация доходов, социальное расслоение.

Таким образом, в переходной экономике к тем негативным процессам, которые были следствием планового ведения хозяйства, добавляются новые отрицательные явления, ухудшая состояние экономики и усложняя те задачи, которые должно решить общество в переходный период.

Переходной экономике объективно характерен «трансформационный спад», который обусловлен тем, что в переходной экономике утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще только формируются. Характерными чертами трансформационного спада являются: переход от товарного к денежному дефициту и недостаточности спроса; столкновение хозяйственных мотивов; сокращение инвестиционной деятельности государства; неопределенность прав собственности; массовая неплатежеспособность предприятий; слабость финансовых институтов.

Обозревая опыт переходных экономик в разных постсоциалистических странах, можно выделить три этапа развития экономики в этот период:

· этап кризисного развития (спад производства, инфляция, падение инвестиционной активности, появление безработицы, падение реальных доходов населения);

· этап стабилизации, для которого характерны снижение темпов инфляции, обострение проблемы занятости, переход экономики от состояния спада к депрессии, обострение структурного кризиса, появление точек роста, возобновление накоплений и их трансформация в инвестиции;

· этап возобновления экономического роста, дальнейшего снижения темпов инфляции, повышения деловой активности, роста инвестиций, появления государственного финансирования, иностранных инвестиций и др.

Эти этапы довольно четко просматриваются в новейшей истории России.

Таблица 10.1.

Основные социально-экономические показатели развития России 1992-2002гг (в процентах к предыдущему году)

Показатель 1992г 1994г 1996г 1997г 1998г 1999г 2002г
Валовой внутренний продукт 85,5 87,4 95,0 101,4 95,0 106,4 104,3
Продукция промышленности 101,9 99,9 96,0 102,0 93,5 111,1 103,7
Продукция сельского хозяйства 91,0 88,0 93,0 101,5 98,8 102,4 101,7
Капитальные вложения 60,0 76,0 88,0 95,0 93,3 105,3 102,6
Реальные располагаемые денежные доходы 52,0 92,0 106,0 105,8 84,1 87,5 108,9
Индекс потребительских цен (в разах) 26,0 3,2 1,22 1,11 1,8 1,36 1,15
Общая численность безработных (млн. чел.) 3,6 5,5 7,2 8,0 8,9 9,2 6,1

 

Анализ приведенных данных позволяет выделить три периода:

· первый (1992-1996 гг.) – период либерализации экономики. На этом этапе осуществляется приватизация, происходит создание основных правовых и организационных рыночных институтов. Это период ухудшения всей макроэкономической ситуации в стране. Но постепенно проводимые государствам меры, направленные на макроэкономическую стабилизацию и борьбу с инфляцией, дают свои результаты. В России 1997 г. становится переломным годом и впервые за ряд лет происходит улучшение основных макроэкономических показателей;

· второй (1998 г.) – кризис, нарушивший положительную тенденцию в развитии экономики страны. Его причиной стали не только неблагоприятные внешние обстоятельства, но глубокие диспропорции, накопившиеся в течение 1992-1997 гг. Однако кризис 1998 г. создал условия для развития отечественного производства. Резкое падение курса рубля снизило эффективность импорта (в 90-х годах товарные рынки наполнялись преимущественно импортной продукцией) и создало условия для расширения производства отечественных товаров.

· третий, начавшийся в 1999 г. – переход к экономическому росту, улучшение всех макроэкономических показателей. Однако, достигнутый рост позволил к началу 2004 г. компенсировать лишь около 40% падения производства (за время экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала) и в России пока не достигнут предкризисный уровень. Очевидно, что низшая точка развития пройдена, и экономика России движется по восходящей линии. Только наращивая темпы экономического роста, Россия сможет обеспечить достижение основной цели, которая и вызвала необходимость смены экономического механизма, – повышение эффективности общественного производства и на этой основе повышение уровня жизни россиян.

Если переходная экономика имеет достаточно четко датируемое начало, то ответить на вопрос, когда и чем завершится переходный период, весьма сложно. Генеральное направление очевидно – создание рыночной системы хозяйствования. Но существует множество моделей рыночной экономики, поэтому вопрос о конечной цели преобразований о том, к какой экономике должна перейти Россия дискуссионен и вызывает горячие споры. Тем не менее в последнее время все большее число политиков и экономистов сходятся в том, что, конечная цель всех преобразований – создание в России социальной рыночной экономики, которой характерны следующие черты:

· единство и взаимодействие рынка и государства, при котором «невидимая рука» рынка сочетается с «видимой рукой» государства и государственное регулирование экономики создает условия для реализации всех достоинств рыночного механизма;

· широкое участие государства в социальном регулировании;

· наличие развитых рыночных институтов, позволяющих наиболее эффективно удовлетворять потребности людей;

· социальная ориентированность экономики, обеспечивающая баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью;

· социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двухстороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

Вопросы для самопроверки:

1. Рассмотрите основные черты командно-административной (плановой) экономики.

2. В чем суть кризиса плановой системы? Какие негативные последствия функционирования плановой экономики Вы можете назвать? Почему стал необходим переход к рынку?

3. Какие конкретные мероприятия необходимо осуществить, чтобы перейти к рыночной экономике?

4. Какие негативные социально-экономические явления возникли в переходной экономике России?

5. Охарактеризуйте динамику социально-экономического развития России в последние годы? Каковы основные этапы перехода от плановой экономики к рыночной?

6. Назовите основные черты социальной рыночной экономики.

10.2. Приватизация – необходимое условие перехода к рынку.

Изменение отношений собственности, приватизация – переход вещественных факторов производства из государственной собственности в частную собственность – является важнейшей предпосылкой расгосударствления экономики, ее перехода к рынку. Приватизация – это продажа или бесплатная передача гражданами, акционерными обществами, товариществами собственности государства или местных органов власти.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основными целями приватизации в России были:

· формирование слоя частных собственников – предпринимателей;

· демонополизация экономики;

· создание конкурентной рыночной среды;

· содействие финансовой стабилизации экономики;

· повышение эффективности деятельности предприятий;

· привлечение иностранных инвестиций;

· социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации предполагает, прежде всего, четкое определение собственности, которая остается в руках государства и приватизации не подлежит или подлежит с большими ограничениями; разделение условий приватизации мелких и крупных предприятий («малая» и «большая» приватизация); определение методов проведения приватизации.

Что касается определения собственности, которая остается в руках государства, то Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации. Выделяется пять типов предприятий:

· естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляется коллегией представителей государства (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);

· акционерные общества, доминирующие на отдельных рынках, которые контролируются государством путем закрепления за ним контрольного пакета акций или «золотой акции» (акция, которая дает ее владельцу право «вето» при принятии решений об отчуждении имущества, о ликвидации общества и т.п.);

· акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги и другие объединения предприятий, но с сохранением в руках государства «золотой акции»;

· акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам Федерации;

· все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы.

«Малая» приватизация касалась преимущественно предприятий торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг. Она проходила как правило эффективно и быстро. При малой приватизации новый собственник, как правило, обязан был в течение определенного срока сохранить профиль предприятия.

«Большая» приватизация осуществлялась преимущественно путем акционирования предприятий и перехода контрольного пакета акций в руки частных инвесторов. Возможны были три варианта акционирования:

· первый вариант – трудовой коллектив получал бесплатно 25% привилегированных акций и мог приобрести еще 10% обычных акций;

· по второму варианту трудовой коллектив приобретал до 51% обычных акций;

· по третьему – для группы работников, обязующихся в течение года нормализовать деятельность предприятия, резервировалось 20% обычных акций и еще 20% мог приобрести трудовой коллектив.

Акционирование в России проходило преимущественно по второму варианту. «Большая» приватизация столкнулась с серьезными трудностями, так как средств населения было недостаточно для инвестирования в крупные предприятия.

Приватизация в России осуществляется двумя методами: бесплатно и путем выкупа (денежная приватизация).

Бесплатная приватизация осуществлялась путем:

· передачи собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов разделили на все население России, и на каждого россиянина пришлось 10000 рублей. На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности;

· предоставления членам трудового коллектива права безвозмездного получения части акций акционируемого предприятия;

· бесплатной передача части государственного имущества (жилья) населению.

Денежная приватизация (началась со второй половины 1994 г.) и проходила путем продажи государственных объектов:

· по конкурсу или аукциону; Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условии (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему максимальную цену.

· преобразования государственных предприятий в акционерные общества и последующая продажа акций частным инвесторам; Акционирование само по себе не является приватизацией. Акционерное общество приватизируется только тогда, когда большая часть акций (контрольный пакет) переходит в собственность частных инвесторов. Членам трудового коллектива предоставлялось приоритетное право быть частными инвесторами своего предприятия.

· полного или частичного выкупа государственного имущества, ранее сданного в аренду.

За 1992-2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тысячи предприятий. На 1 января 2003 г. в частной собственности находилось 76,9% всех предприятий страны. Доля занятых на негосударственных предприятиях составила около 50%. От приватизации было получено 146 млрд. руб.

Предполагалось, что быстрая приватизация создаст необходимую критическую массу частных собственников, приведет к повышению эффективности производства и подъему экономики. Однако, надежды, которые возлагались на приватизацию, не оправдались. На волне быстрой приватизации подъема экономики не произошло, а сама она породила множество новых проблем.

В сфере «малой» приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг действительно способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же «большой» приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто – к усилению монополизма.

Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, часто не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки приватизированных предприятий и увеличение доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло: государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы бюджета от приватизации ничтожны.

Процесс приватизации в России протекал сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходила путем присвоения, растаскивания государственной собственности. На основе государственной собственности организовывались всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, обладающие правом владения и распоряжения собственностью и доходами, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции. При распределении собственности невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации производства.

Прошедшая в России юридическая смена формы собственности – это только часть процесса изменения отношений собственности. Приватизация не ведет к автоматическому изменению системы управления и повышению эффективности производства. Создание действительно новых форм присвоения, стимулирующих рациональное хозяйствование – это длительный процесс, требующий определенного времени. Сегодняшняя задача – это формирование эффективного собственника – хозяйствующего субъекта, который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересовано в развитии предприятия и способен осуществить для этого соответствующие инвестиции.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое приватизация и почему она была необходима?

2. Какие цели ставились при приватизации государственного имущества?

3. Какие предприятия не подлежали приватизации или могли приватизироваться с ограничениями?

4. Что такое «малая» и «большая» приватизация? Какими методами осуществлялось акционирование в России?

5. Как происходила бесплатная и денежная приватизация?

6. Каковы последствия приватизации в России? Какие задачи стоят сегодня на повестке дня, связанные с преобразованием отношений собственности?

10.3. Роль и функции государства в переходной экономике.

В плановой экономике государство играло решающую роль во всех сферах экономической жизни страны. Через систему директивных адресных заданий государство определяло основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия. За предприятием сохранялась самостоятельность в решении очень небольшого круга хозяйственных вопросов. В рыночной экономике основным регулятором хозяйственной жизни, как известно, является рынок. Государственное регулирование призвано помочь рынку, устранить возможные негативные последствия действия рыночных сил. И хотя степень государственного вмешательства в экономику в разных странах различна, в любом случае в рыночной экономике государство сосуществует, взаимодействует с рынком.

Изменение роли и места государства в экономике – одна из важнейших задач, которая должна быть решена в переходной экономике. При этом должна не просто уменьшиться степень воздействия государства на экономику, должны измениться формы и методы этого воздействия.

Роль государства в переходной экономике не совпадает с его ролью ни в плановой, ни в рыночной экономике.

С одной стороны, в переходной экономике государство в значительной степени утрачивает свои функции собственника, теряет монопольную власть на распоряжение ресурсами общества. Экономическая деятельность теперь осуществляется и другими собственниками, функционирующими на основании законов рынка. Государство, превращаясь в одного из экономических агентов, занимает новое место в хозяйственной системе.

С другой стороны, государство, сохраняя свои властные полномочия, интенсивно вмешивается в хозяйственное развитие. На переходном этапе рынок находится в стадии становления. Его регулирующие механизмы не действуют в полной мере, что и обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы по сравнению с его деятельностью в сложившихся рыночных экономиках. При этом сам процесс перехода направляется государством, именно государство создает соответствующую нормативно-законодательную базу для развития рыночных отношений, стимулирует создание инфраструктуры рынка.

Таким образом, в переходной экономике роль государства выше, чем в условиях рынка. В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции:

· создание условий эффективной работы рынка – обеспечение правовой базы рыночного хозяйства, изменение системы управления экономикой, создание системы стимулирования и защиты конкуренции как важнейшего атрибута рынка, формирования необходимой рыночной инфраструктуры и т.п.;

· дополнение и корректировка действий собственно рыночных механизмов – перераспределение доходов, борьба с монополизмом, производство общественных товаров, борьба с макроэкономической нестабильностью, стимулирование экономического роста и т.д.

Конкретные задачи, которые должно решать государство в переходный период, определяются основными направлениями перехода от плановой к рыночной экономике и тем, что в переходной экономике государству приходится брать на себе некоторые функции, которые в условиях развитых рыночных экономик выполняют другие экономические агенты. Остановимся на задачах, которые должно решать государство в переходной экономике, подробнее.

Создание нормативно-законодательной базы рыночной экономики, правовое обеспечение проводимых реформ. Если в сложившейся рыночной экономике уже существует правовая база функционирования рынка и роль государства сводится к контролю за соблюдением законодательства и внесения в него в случае надобности частичных изменений, то в переходной экономике задача государства – заново создать правовую базу рынка.

Необходимы разработка и принятие новых государственных законов, которые бы четко определяли права собственности, правила функционирования хозяйственных единиц, основы налогообложения и антимонопольного регулирования, права потребителей и гарантии социальной защиты и т.п. При этом возникает дилемма: с одной стороны, законодательство должно быть стабильным, с другой стороны, не апробированное практикой, оно объективно не может быть совершенным и требует постоянной доработки и улучшения. Это противоречие между требованием стабильности и необходимостью изменений законодательства в переходной экономике весьма осложняет реализацию государством функции правового обеспечения экономики.

Рыночное хозяйственное право должно регулировать четыре основные сферы экономических отношений:

· права собственности;

· контрактные отношения;

· порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

· поддержание конкурентной среды.

За прошедшие годы в России практически заново была создана вся нормативная база, регулирующая деятельность экономических агентов в рыночной экономике. Были приняты Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой кодексы и другие нормативные документы, определившие «правила игры» в условиях рыночных отношений. Однако вся эта нормативная база далека от совершенства и требует постоянного внимания со стороны государства.

Отсутствие некоторых законов, их недостаточная проработанность, слабый контроль за соблюдением законов субъектами рынка, частые нарушения законов самим государством порождают множество проблем, тормозят проведение реформ, ведут к прямым экономическим потерям. До сих пор не решен вопрос о собственности на землю, о защите вкладчиков от недобросовестных финансовых учреждений, практически не действуют законы о демонополизации и банкротстве и т.д. Дальнейшее развитие, совершенствование, а главное, жесткий контроль за соблюдение законов является важнейшей функцией государства в переходной экономике.

Демонополизация экономики, создание конкурентной среды. Чрезвычайно высокий уровень монополизации плановой экономики, базировавшийся на монополии государственной собственности и носивший тотальный характер стал одной из причин падения ее эффективности и превратился в главный барьер на пути экономических реформ. Однако сверхмонополизация российской экономики в переходный период не только не исчезает, а практически усиливается, так как контроль со стороны государства ослабевает. Прямой административный контроль отменяется, а экономические методы регулирования деятельности монополий не действуют. Антимонопольная политика, несмотря на принятие специальных законов и создание соответствующих государственный структур, остается наиболее слабым звеном экономической политики государства. Борьба с монополизмом, создание конкурентной среды – важнейшая задача государства в переходной экономике.

Структурная перестройка. Как уже говорилось, одной из причин падения эффективности производства в России была структура экономики неадекватная требованиям современной научно-технической революции. Преобладание в народном хозяйстве отраслей ВПК, ТЭК снижают темпы экономического роста, тормозят научно-технический прогресс, не позволяют повышать уровень жизни населения. Изменение структуры экономики – объективная необходимость для России. Осуществить ее можно, проводя соответствующую инвестиционную политику. И здесь возникает вопрос об источниках инвестиций. Многолетний инвестиционный кризис в России свидетельствует о недостаточности частных и иностранных инвестиций в экономику. В этих условиях значительно повышается роль государства в инвестиционной сфере. Государство должно быть «двигателем» инвестиционного процесса, структурной перестройки экономики. С одной стороны, государство должно осуществлять непосредственные вложения в важнейшие, современные наукоемкие отрасли, определяющие технический уровень всего народного хозяйства, с другой стороны, оно должно создавать условия, заинтересовывающие российских и иностранных инвесторов во вложениях именно в те отрасли, развитие которых необходимо.

Следующая задача, стоящая перед государством в переходный период – это демонтаж административно-командных методов управления и создание новой системы методов, форм, инструментов государственного регулирования. Однако переход от административных методов к экономическим не может быть одномоментным, он должен быть постепенным. Так, на первых этапах переходного периода, которому характерно кризисное состояние экономики, государство, чтобы не допустить катастрофического падения уровня жизни, может сохранять административный контроль над ценами на некоторые продовольственные товары, энергоносители и т.п. Постепенно, по мере стабилизации экономической ситуации сфера действия административных рычагов должна сокращаться.

Необходимым условием и предпосылкой перехода к экономическим методам регулирования является радикальные реформы кредитной и налоговой систем, формирование институтов и инструментов фискальной и монетарной политики.

Роль и задачи государства в переходной экономике зависят еще и от тог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: