Отрицание этого мнения Г. Кельзеном




Лекция 2. Понятие права.

Понятие права – существующая в рамках всякого государства совокупность общеобязательных социальных норм, формулирование и реализация которых обеспечивается органами его управления. В этом состоит их отличие от других социальных норм.

 

Локк – правление без юридических норм представляет собой тайну в политике, непостижимую для человеческого разумения и несовместимую с человеческим обществом. (Д. П. 23).

 

Law and Right

В некоторых языках правом называется и иная вещь – предоставленная независимым политическим обществом каждому из составляющих его единиц и объединений возможность использовать в целях удовлетворения собственных нужд поведение, включая акты бездействия, других лиц и ассоциаций, подчиняющихся руководящим структурам государства. Гарантированные государством возможности этого рода, обычно именуемые в русском языке субъективными юридическими правами, вместе с предполагаемым ими юридическими обязанностями составляют содержание юридических правил. Следовательно, объективное и субъективное право – это не виды некоторого рода. (Д. П. 23-24).

Каждому субъективному праву корреспондирует юридическая обязанность: примеры.

Субъективное право-притязание – возможность привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

• воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

• совершение конкретных действий (активное поведение);

• претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Материальная справедливость – полное воплощение в юридических нормах целей, которых стремятся достичь индивиды с помощью этих правил.

Субъективное юридическое право + юридическая обязанность = объективное право (совокупность юридических норм).

Невозможность решения проблемы материальной справедливости: какие бы цели ни закреплялись в общеобязательных нормах всемирного человеческого сообщества, здесь всегда найдутся люди, недовольные содержанием общеобязательных правил и стремящиеся сформулировать в них совсем иные задачи. (Д. П. 136).

Формальная справедливость – точное осуществление юридических норм в том виде, в каком они сформулированы.

Л. Фуллер: К сожалению, является хорошо знакомым … методом удовлетворение одного интереса посредством принятия закона и реализация противящегося интереса путем оставления упомянутого закона в широком масштабе не осуществленным в принудительном порядке. (Д. У. 544-545). Иными словами, борьба за право продолжается и после принятия нормы права.

Почему нельзя представить право, начисто лишенного внутренних противоречий:

Этого нет в реально существующих государствах, где "в действительности право никогда не может стать полностью логичной системой", поскольку не ставятся под сомнение ни сами имеющиеся в них разнообразные социальные противоречия, ни то, что они отражаются в системе права.

Концепции права. Позитивистская доктрина – от какого слова произошло название

Естественно-правовая теория:

Правоведы, развивающие естественно-правовую доктрину, принимают трактовку права как системы установленных государственными органами предписаний должного в качестве исходного пункта своих теоретических построений и формулируют цели, к реализации которых, с точки зрения этих теоретиков, общеобязательное нормативное регулирование следует направить. Кроме того, они пытаются сконструировать модели правовых норм, по своему содержанию в полной мере отвечающие определенным ими целям правового регулирования. (Д. П. 34).

Джон Дикинсон, профессор университета Пенсильвании:

Люди, с тех пор как они начали размышлять о праве, всегда были очарованы представлением о системе идеального права, которому действующее право должно соответствовать, но никогда полностью не соответствует. Под наименованием "естественное право" это идеальное право … давало не только образец и модель, но и мощный стимул для изменений и дополнений права данного времени и места. (Д. П. 34).

Концепции «истинного» естественного права

Здесь правила считаются происходящими из человеческой природы и в конечном итоге провозглашаются продуктом божественной воли.

Отрицание этого мнения Г. Кельзеном

Истинные концепции естественного права обнаруживают внутренне противоречие, заключающееся в следующем. Всякое учение указанного типа может вывести справедливые нормы из природы, особенно человеческой, если она хорошая. Но при данном предположении нет никакой нужды в установлениях, предписывающих поведение людей, по очевидной причине. Члены общества, несомненно, вынуждены вести себя в соответствии с собственной природой.

«Неистинные» концепции естественного права:

Речь идет об учениях, исходящих из несомненного факта. В системах позитивных юридических установлений всех государств имеются одинаковые предписания типа запрета лишать жизни людей. Подобные везде действующие нормы в упомянутых неистинных доктринах и объявляются естественным правом в силу соответствия выделенных правил природе.

Критика данных теорий Г. Кельзеном:

По его мнению, общие для всех систем позитивного права нормы нельзя считать гармонирующими с природой. Дело в том, что эти предписания заставляют людей отказываться от реализации многих побуждений, например агрессивных, которые столь же естественны, как и, скажем, стремление членов человеческого общества к взаимной помощи. Другими словами, одинаковые для всех систем позитивного права установления находятся в соответствии с природой не больше, чем противоречат ей.

В чем заключается цель «истинных» теорий естественного права:

Г. Кельзен полагал, что вообще происхождение истинных доктрин естественного права вызвано стремлением в условиях соперничества предписанных гражданам государства нескольких нормативных систем с разным содержанием придать одной из них авторитет исходящей от природы и в конечном счете от Бога. Таким путем преследовалась цель разрешить сомнения адресатов конфликтующих норм о том, каким именно установлениям следует подчиняться.

 

Естественно-правовые идеи служат либо для преобразования государственного порядка, либо для его консервации:

существовавшие в истории истинные естественно-правовые доктрины в широких масштабах выполняли охранительную функцию применительно к системам позитивных юридических предписаний конкретных государств. В частности, обсуждаемые теории в прошлом принимались «защищать сначала рабство, затем крепостное право, далее колониальный принудительный труд наряду с торговлей людьми и, наконец, феодальную систему» в странах, где все перечисленное уже закреплялось в законодательстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: