Тема: Философия средних веков




1. Специфические черты средневековой философии.

2. Важнейшие проблемы средневековой философии и особенности их решения

1. Специфические черты средневековой философии

Развитие европейской философии в средние века было тесно связано с разработкой и обоснованием христианского вероучения. При этом были выдвинуты положения, имевшие существенное значение для последующей эволюции философской мысли.

Принято выделять два основных этапа развития средневековой философии: патристику и схоластику. (Рис. 3.1.).

Рис. 3.1. Основные этапы развития средневековой философии.

Патристика - это совокупность учений Отцов Церкви - ее основателей, разработавших христианские догматы и осуществивших попытки переосмысления ряда идей античной философии с позиций религиозного мировоззрения.

ДЗ 1 Какие христианские положения были заимствованы из античной философии и переинтерпретированы в соответствие с христианством?

Схоластика - это совокупность учений религиозных мыслителей, осуществивших си­стематизацию и рационалистическое обоснование христианского вероучения на основе использования философских методов познания и с привлечением переинтерпретированного античного наследия.

Средневековая философия имела, ряд важных особенностей. (Рис.3.2.).

Рис. 3.2. Основные особенности средневековой философии.

1. Теоцентризм: в центре внимания средневековых мыслителей - Бог, все мировоззрен­ческие вопросы решаются сквозь призму представлений о Нем, например, мир рассматривается как творение Бога, человек - как образ и подобие Бога.

2. Философия - «служанка богословия», она неразрывно связана с религией, основанной на принципах монотеизма (единобожия) и Откровения (данного Богом человеку и зафиксированного в Библии).

3. Основа философствования:

а) толкование текстов Библии, поиск их тайного смысла;

б) использование античного наследия, прежде всего Платона и Аристотеля, идеи которых переинтерпретировались в соответствии с христианским вероучением.

4. Традиционализм, то есть обращенность в прошлое, следование традиции. Средневековые авторы стремились не к выдвижению новых положений, но лишь к комментированию и систематизации наследия основателей христианской Церкви. Философские тексты дидактичны - они имеют поучительный, назидательный характер.

5. Идеалистический характер: нематериальный Бог определяет существование матери­ального мира.

6. Метафизический характер: вечный и неизменный Бог сотворил мир в готовом виде (развития нет).

7. Истолкование человека как образа и подобия Божиего: образ дан ему при творении, а подобием он может стать в ходе нравственного совершенствования.

2. Важнейшие проблемы средневековой философии и особенности их решения

Учение о бытии. Высшим, абсолютным бытием средневековые авторы считали Бога -нематериального, вечного, неизменного, совершенного и всемогущего. Бог сотворил низший материальный мир в соответствии со своим замыслом, из «ничто» и в готовом виде. Бог творит только добро, поэтому созданный им мир един и гармоничен; поскольку же этот мир несет в себе элемент «ничто», он оказывается несовершенным и без Божественной поддержки погиб бы. Таким образом, материальный мир имеет начало и конец во времени. Учение о творении мира называется креационизм. Учение о конце мира называется эсхатология.

Представления средневековых философов об отношении Бога к материальному миру раскрывались в системе доказательств Его бытия (разработанных Фомой Аквинским в ХШ в.).

1. Доказательство от движения. Всякое движение нуждается в толчке. Следовательно, должен существовать «первотолчок», неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом. Им может быть только Бог.

2. Доказательство от причины. В мире реализуются цепи причин и следствий. Следо­вательно, должна существовать первопричина - Бог.

3. Доказательство от необходимости. Любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе. Следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер. Это и есть Бог.

4. Доказательство от совершенства. Все существующее может быть представлено как «лестница совершенств». Она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство - Бог

5. Доказательство от целесообразности. Все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано. Следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.

ДЗ 2 Добавить еще одно любое доказательство средневекового мыслителя.

Специфичным для средневековой философии был «спор об универсалиях» - общих Идеях, понятиях. Универсалии похожи на «идеи» Платона (см. тему 2). Примерами могут служить универсалии, или идеи дерева, дома, человека и т.п. В этом споре обсуждался вопрос о том, существуют ли универсалии:

а) объективно, вне человеческого сознания, то есть как замыслы Бога о различных предметах материального мира (подход - реализм);

б) субъективно, это просто «имена», обозначения, которые человек дает вещам. Мы называем, например, дерево деревом, а дом - домом (подход - номинализм);

ДЗ 3 Были еще 2 подхода в споре об универсалиях, какие, поясните суть.

Принятие второй точки зрения открывало путь к отрицанию замысла Божия о мире, а значит, создавало возможность для отказа от религиозного мировоззрения. Такой отказ, разумеется, мог быть осуществлен только в значительно более поздний период. (Рис.3.3.).

Рис.3.3. Спор об универсалиях.

Теория познания

Целью познания средневековые авторы считали Бога и человеческую душу, но не мате­риальный мир. Поскольку же чувственные восприятия не могут дать знаний о Боге и душе, то к числу источников познания относили разум и «авторитет», то есть Библию и писания отцов Церкви. Познание Бога предполагало глубокую веру в Него и погружение человека в собственную душу, осуществляющееся с определенным волевым усилием. Это должно было приводить к мистическим озарениям, в которых Бог открывался человеку.

В схоластический период, однако, стали высказываться идеи, в соответствии с которыми человек может постигать Бога и в процессе познания сотворенного им мира. Это вело к признанию определенной значимости чувственных восприятий и практической полезности получаемых знаний.

На всем протяжении развития средневековой философии существенное внимание уделялось вопросу о соотношении знания и веры. Утверждалось, что если истины веры, церковные догматы противоречат рациональным рассуждениям (например, разум не может согласиться с догматом посмертного воскрешения), то предпочтение следует отдавать вере. Иными словами, вера выше знания, теология (богословие) выше философии.

Это положение принималось всеми средневековыми мыслителями, однако, в его истол­ковании сложилось несколько точек зрения. Выделим некоторые из них:

Тертуллиан (150-122 гг.): «верую, ибо абсурдно». Человек верит в то, что выходит за пределы разума, абсолютно непостижимо для него, а значит, воспринимается как абсурдное. (Например, разум не способен понять ни вочеловечивания, ни смерти, ни воскрешения Бога). Из этого следовало, что чем меньше человек стремится к «умствованию», философствованию, тем ближе его путь к Богу.

Ансельм Кентерберрийский (1033-1109 гг.) -«верую, чтобы понимать». Взаимодействие веры и знания (философии) возможно, при этом именно вера является основой такого взаимодействия, она направляет разум.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - истины веры (откровения), несомненно, выше истин разума, который может ошибаться. И все же укреплению религиозной веры способствует опора на рациональные рассуждения.

Дуне Скот (1266-1308)-истины веры и истины знания могут противоречить друг другу, не теряя при этом своего значения и статуса истинности. Эта точка зрения, в значительной степени выходившая за рамки средневекового мировоззрения, сыграла важную роль в становлении философии эпохи Возрождения и Нового времени.

ДЗ 4 Добавьте еще одно высказывание о соотношении веры и разума, поясните.

ДЗ 5 Теория двойственной истины. Что это? Поясните суть.

Учение о человеке. Человек рассматривался как творение, образ и подобие Божие. как разумная душа, владеющая телом. Функции души - мышление, воля, память. Душа нематериальна и бессмертна, она значимее и важнее, чем материальное и смертное тело. Философы, ориентированные на платонизм, оценивали тело как темницу и оковы души. Мыслители же, придерживавшиеся аристотелевской традиции, смягчали такую позицию. В их трудах человек представал как единство души и тела. В любом случае оказывалось, что человек двойственен по своей природе, он несет в себе божественное дыхание - душу, но одновременно он изначально и неизбывно греховен (первородный грех и грехи, совершаемые в ходе жизни).

ДЗ 6 Опишите смертные грехи, какой из них наиболее выражен в вас, поясните, почему он так страшен.

Поэтому жизненной задачей человека оказывалось спасение души, что возможно при благодатной помощи Божией и добродетельном поведении, пред­полагающем прижизненные испытания.

Важнейшие христианские добродетели - вера, надежда, любовь. Именно любовь к Богу и ближнему представала как мерило нравственности: человеку следует любить то. что достойно любви и избегать того, что ее недостойно. Это означало, что праведник, руководствующийся голосом совести, должен сосредотачивать мысли на Боге, проводить время в молитве и покаянии, быть смиренным и милосердным. Необходимым считалось также самоограничение, соблюдение поста, следование принципу аскетизма («умерщвление плоти»). Все это должно было помочь подавить телесные желания и тем самым предотвратить грех, очистить душу от греховных помыслов.

Средневековые мыслители были убеждены, что Божественный замысел - Провидение - определяет судьбы людей и ход истории. Но в таком случае, обладает ли человек свободой воли, то есть способностью выбора между добром и злом, и откуда вообще зло в мире? Считалось, что благо - от Бога, зло же - от ничто, зло - недостаток добра. Оно необходимо для гармонии мира и его адекватного восприятия (только наличие тьмы позволяет оценить красоту света). Вместе с тем зло трактовалось как следствие поведения человека, предпочитающего зло добру. Учения, объясняющие наличие зла в мире и основывающиеся на тезисе о том, что Бог не может быть его источником, называются теодицеями.

ДЗ 7 Приведите в пример обоснования необходимости зла.

Учение об обществе в средневековой философии опиралось на идеи Аврелия Августина. История - это процесс, направленный из прошлого (сотворение мира) в будущее (Страшный Суд). Данный процесс выражается в борьбе Града земного (духовного сообщества людей, живущих в соответствии с собственной волей и желаниями, любящих себя, а не Бога) и Града Божия (людей, живущих согласно Божественной воле, любящих Бога, а не себя). Первых ждет вечное наказание, вторых - Царствие Божие. Это осуществится в конце времен - после второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда. Напряженное ожидание этих событий придавало средневековому общественному сознанию эсхатологически окрашенный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: