Метод группировок при анализе удоя молока




 

Проведем статистическое наблюдение за молочным производством в 30 предприятиях нашего варианта. Для этого нам необходимо будет сделать следующие шаги:

1) подготовить 30 карточек-фишек, на которые будут записываться основные показатели по каждому предприятию;

2) составить ключ к фишке;

3) выписать данные на фишки из приложения 1.

Ключ к карточке-фишке:

«№ предприятия

1. Валовой надой молока, ц

2. Выручено от реализации молока, тыс. руб.

3. Полная себестоимость молока, тыс. руб.

4. Расход кормов на 1 ц молока (кормоединиц)»

Карточки-фишки вынесены в приложение 2.

Вначале проведем метода группировок, цель использования этого метода заключается в выявлении влияния группировочного признака на экономическую эффективность отрасли. В качестве группировочного признака выступит удой молока от 1 коровы.

Наметим статистические показатели для характеристики выделенных групп. Поскольку основные различия связаны с эффективностью производства, то следует рассмотреть следующие показатели: себестоимость 1ц молока, прибыль на 1ц, прибыль на 1га, уровень рентабельности и окупаемость производства молока.

Для расчета показателей эффективности производства молока будем использовать следующие формулы:

Себестоимость 1 ц =

 

Прибыль на 1ц =

 

Прибыль на 1голову =

 

Уровень рентабельности =

 

Окупаемость =

 

Трудоемкость 1 ц =

Рассчитаем группировочный признак по упомянутой выше формуле и построим ранжированный ряд по удою молока от 1 коровы.

Удой молока от 1 коровы

 

Построим ранжированный ряд распределения хозяйств в порядке возрастания группировочного признака (Таблица 1).


Таблица 1

Ранжированный ряд распределения хозяйств по

продуктивности 1 коровы.

№№ предприятий Продуктивность коров, ц
  18,63
  19,00
  19,16
  19,53
  21,00
  21,09
  21,13
  21,44
  21,85
  21,87
  21,88
  21,93
  21,96
  22,00
  22,25
  22,35
  22,45
  22,78
  22,83
  22,83
  22,87
  23,17
  23,23
  23,35
  23,68
  24,56
  26,05
  26,87
  28,10
  28,13

 

Ранжированный ряд показывает амплитуду колебаний группировочного признака (xmin= 18,63, xmax=28,13) и интенсивность его возрастания.

Изобразим ранжированный ряд распределения графически в виде эмпирической огивы (Рис.1). Для его построения на оси абсцисс запишем номера предприятий, на ординате – величину группировочного признака.

 

Рис. 1. Эмпирическая огива по удою молока от 1 коровы

 

Огива показывает, что возрастание групировочного признака идёт постепенно до 31 хозяйства, затем кривая делает резкий скачок (от 24,56 ц до 26,05 ц). График ранжированного ряда позволяет говорить, что данная совокупность является однородной, поэтому мы можем использовать равновеликие интервалы. Разобьем всю массу предприятий на 3 группы.

Для определения величину интервала воспользуемся формулой равного интервала: h = ; h = =3,17 ц.

h – величина равного интервала

xmax – максимальная величина группировочного признака

xmin – минимальное значение группировочного признака

n – количество групп (n=3)

Границы групп:

I группа от xmin до xmin + h

II группа от xmin + h до xmin + 2h

III группа от xmin + 2h до xmax

I группа – 34,2-21,79 ц,

II группа – 21,80-24,96 ц,

III группа – 24,97-28,13 ц.

 

Таблица 2

Интервальный ряд распределения хозяйств по удою молока от одной коровы

Интервальные группы Номера предприятий Число предприятий Удельный вес, %
I. 18,63-21,79     26,7
 
 
 
 
 
 
 
II. 21,79-24,96     60,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. 24,97-28,13     13,3
 
 
 
Итого      

 

Построим полученный интервальный ряд графически с помощью гистограммы. В гистограмме по оси абсцисс наносим границы интервалов, ординат – число групп (Рис. 2).

 

Рис.2. Гистограмма интервального ряда распределения предприятий по группам в зависимости от среднего удою

 

По данным интервального ряда и его графика можно сделать вывод о том, что распределение не достаточно равномерно. Колеблемость по числу вошедших в группу объектов довольно высокое. Удельный вес хозяйств в 1 группе составляет 26,7%, в 3 группе 13,3 % и самая многочисленная —2 группа, удельный вес которой—60%, что говорит о том, что больше всего средних предприятий с средним удоем от 1 коровы 21,79-24,95 ц.

Используя проведенную группировку, определим зависимость экономической эффективности производства молока от производительности коров.

Для этого построим сводную таблицу (Таблица 3) и произведём аналитическую группировку (Таблица 4).

Таблица 3

Вспомогательная таблица для сводки данных

Группы предприятий по продуктивности коров, ц №№ предприятий Производительность коров, ц Поголовье коров, гол. среднегодовое Валовой надой молока, ц Производственная себестоимость молока, тыс. руб Расход кормов на 1 ц молока, к.ед. Прямые затраты труда, тыс. чел.-час. Реали-зовано, ц Полная себесто имость молока, тыс. руб. Выручка от реализации молока, тыс. руб. Расход кормов на всю продукцию, к.ед.
I. 18,63-21,79   18,63       1,32 22,4       3049,2
  19,00       1,46 17,4       1553,4
  19,16       1,44 13,4       2069,3
  19,53       2,04 14,2       3068,2
  21,00       1,28 30,7       3601,9
  21,09       1,33 26,7       3085,6
  21,13       1,63 22,8       3237,18
  21,44       1,75 12,8       2063,2
Итого по I группе   Х   14614,0 10764,0 Х 160,4 13074,0 12404,0 12373,0 21728,0
II. 21,80-24,96   21,85       1,60 33,4       4790,4
  21,87       1,20         7924,8
  21,88       1,77         9062,4
  21,93       1,67         9886,4
  21,96       1,50 24,4       3261,0
  22,00       1,70 39,4       6806,8
  22,25       1,75 33,4       4905,2
  22,35       1,51 45,1       6749,7
  22,45       1,33 47,2       5971,7
  22,78       1,73 19,5       2994,6
  22,83       1,98 25,2       5468,8
  22,83       1,70 34,1       4658,0
  22,87       1,65 31,4       4829,6
  23,17       1,43 37,4       5764,3
  23,23       2,31         11804,1
  23,35       1,57         3006,5
  23,68       1,51 11,7       1895,1
  24,56       1,33 51,1       6663,3
Итого по II группе   Х   66060,0 38390,0 Х 673,3 57743,0 44852,0 42259,0 106442,7
III. 24,97-28,13   26,05       1,43 39,5       6892,6
  26,87       1,37 20,4       3018,11
  28,10       1,65         10477,5
  28,13       1,80         10126,8
Итого по III группе   Х   18999,0 9856,0 Х 718,9 15988,0 11750,0 10909,0 30515,0
                       
Итого по сов-ти   Х   99673,0 59010,0 Х 1552,6 86805,0 69006,0 65541,0 158685,8

 


Таблица 4

Зависимость экономической эффективности производства молока от продуктивности коров

Группы предприятий по продуктивности коров, ц Средняя производительность коров, ц Средняя трудоемкость 1ц, чел.-дней Средняя цена реализации 1 ц, руб. Средняя себестоемость 1 ц, руб Средний расход кормов на 1 ц молока, к.ед. Средняя прибыль на 1 ц молока, руб. Средняя прибыль в расчете на 1 корову, руб. Средняя уровень рентабельности, % Средняя окупаемость, %
I. 18,63-21,79 20,16 10,98 946,38 736,55 1,487 -2,12 -42,76 -0,25 99,8
II. 21,80-24,96 22,56 10,19 731,85 581,14 1,611 -39,25 -885,59 -5,78 94,2
III. 24,97-28,13 27,42 37,84 682,32 518,76 1,606 -44,27 -1213,56 -7,16 92,8
В среднем по совокупности 22,93 15,58 755,04 592,04 1,592 -34,76 -797,28 -5,02 95,0

 

 

С помощью метода группировок я установил существование обратной зависимости производительность коров и себестоимости, прибыли и уровня рентабельности и окупаемости, т. е. с ростом производительность наблюдается их снижение. Наименее трудоемка продукция предприятий с производительностью коров второй группы, но зато в предприятиях этой группы расход кормов на 1ц больше, чем в других. Темп снижения себестоимости ниже, чем темп снижения цены реализации, что вызывает снижение прибыли, уровня рентабельности и окупаемость. Из таблицы видно, что с ростом продуктивности снижается окупаемость, прибыльность предприятия: если на предприятиях первой группы на вложенный рубль они и получают около 1 рубля (убыток довольно-таки мал, но все же он есть), на предприятиях второй группы с 1 рубля они получают выручку в 94,2 копейки (убыток 5,8 коп.), на предприятиях же 3 группы убыток с одного рубля составляет вообще 5 копеек. То есть окупаемость предприятий с ростом производительности одной коровы снижается.

В целом по совокупности из 30 хозяйств мы имеем средний удой в размере 22,93 ц при показателе себестоимости 592,04, убыток – 34,76 рублей на 1 ц молока и 797,28 рубля на 1 голову. Производство нерентабельно (уровень рентабельности равен -5,02%). Уровень окупаемости равен 95%, то есть затраты окупаются только на 95%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: