Индивидуальное задание к лабораторной работе №4
Найти сумму ряда
y = , где a £ x £ b, D x = c.
Варианты заданий приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - индивидуальное задание
Вар. | f1 | f2 | A | b | c |
3x-1 | e-1/x+x/(x+1) | 0,5 | |||
X3-3x2 | x4+2x2+3 | 0,2 | |||
e-x+4x | 0,6 | 4,2 | 0,3 | ||
Sin2(x+4x3) | (x+2x3) | 0,5 | 4,8 | 0,2 | |
Xsinx3-ln2x | arctgx/4+e-x+2 | 6,3 | 0,4 | ||
X4-cosx | tgx+2x | 0,5 | |||
2x+sin2x | 0,3 | ||||
ln(4x+8) | e-x+sin2x | 0,2 | |||
x3ln(2x) | 4x2+6x3-2 | 0,5 | 0,3 | ||
x2+sin3x | cos3x+e-2x | -2 | 0,4 | ||
xe-x | sin4x+x3 | 1,5 | 0,3 | ||
arctgx/5+2x | 0,6 | 0,2 | |||
x2/(3x+2) | sin2(p x+1) | 0,5 | 5,2 | 0,3 | |
3x/(x-2) | 1,2 | 6,3 | 0,4 | ||
x3x+1+8x | |x-8|+sinx | 7,5 | 0,3 | ||
x4+ex+3 | xarctg(x/3) | 6,4 | 0,2 | ||
ln2(x+4) | sin3(x/5) | 6,8 | 0,3 | ||
ex-2+x3 | x-ln|x-1| | 0,4 | |||
2cos(x+3) | 4x2/(3+x3) | 0,3 | |||
) | tg2(x+4)-e-x | 0,4 | |||
3+2sin2(x-3) | 4+x/10 | 0,5 | |||
ln(1(1+2x) | sin2(4x+1) | 1,5 | 6,8 | 0,4 | |
+e-x | 5arctg(4x) | 0,5 | |||
arcsin(x+2) | 3(x-4)/(x2+1) | 0,2 | |||
e|x+2| | ln2(x+4) | -2 | 0,3 | ||
(4-x)cos2x | +e-3x | 0,4 | |||
sinx4-4 | -2 | 0,2 | |||
2x+4+cos2x | ln|x+8| | -4 | 0,5 | ||
(x+2)/sin3x | 0,3 | ||||
ex+3+4x2 | arcsinx3 | 0,2 |
Контрольные вопросы для подготовки и самостоятельной работы
1 С помощью каких операторов можно досрочно завершать выполнение операторов цикла?
2 Какие выражения можно использовать в операторе цикла?
3 Как интерпретируются значения <выражений> операторов цикла? Какого типа могут быть эти <выражения>?
4 Можно ли записать следующие операторы: for (;;); while (Æ); do while(i--); for (; i && j; i++, j- -); for (int i, k;; i+=2) j++; k-=5;?: Объясните, почему можно или нельзя?
5 Объясните результат работы приведенных операторов.
6 В чём разница в работе операторов с предусловием и с постусловием?
7 Каково назначение выражений в операторе for?
8 Зачем используются составные операторы (операторные скобки)?
9 С помощью какого оператора можно прекратить выполнение текущей итерации в цикле?
10 Назовите порядок вычисления и интерпретации выражений в операторе for.
11 Объясните работу операторов в примерах.
Лабораторная работа №5
Разветвляющийся вычислительный процесс с различными логическими условиями: оператор if... else, условная операция (?:), оператор switch, оператор break, оператор goto
(2 часа)
Цель работы: Изучить реализацию в языке ветвящихся вычислительных процессов. Научиться писать программы, используя операторы: ветвления if...else, переключения switch в паре с оператором break, оператор перехода goto, тернарную условную операцию (?:).
Теоретические сведения
Разветвляющийся вычислительный процесс применяется в тех случаях, когда необходимо произвести выбор одного из вариантов дальнейших действий или вычислений в зависимости от текущих значений переменных и логических условий. Например, произвести вычисление по одной или по другой формуле.
Оператор if…else (если…иначе)
Формат оператора if…else приведен ниже:
if(<выражение>) <оператор 1>
[else <оператор2>]
Действия оператора зависят от значения выражения. Реализация различных возможностей выполняется следующими способами. Если <выражение> в скобках не равно Æ(“Истинно”), то будет выполнятся <оператор1>. В противном случае, если указанное <выражение> равно Æ (“Ложно”), то будет выполняться <оператор2> в блоке else, если он присутствует.
В теле оператора if может находиться один или более операторов. Если должны выполняться два или более операторов, их необходимо заключить в операторные скобки: "{" и " }". <Выражение > представляет собой запись логического условия или условий. Например: 1) if(i<=j)...; 2) if(size= =a)...; 3) if(t>10 && v<3)..; 4) if(a){…}else{…}; 5) if(!a){…}else{…}.
В первом случае < выражение> истинно, если значение переменной i будет меньше или равно значению переменной j; во втором случае условие будет истинно, если значения переменных size и a будут равны; в третьем выражении истина будет соблюдаться, когда переменная t будет больше десяти “И” (&&) переменная v будет меньше трех. В четвертом случае первый блок будет выполняться при а не равном Æ, в противном случае выполняется блок после else. В пятом выполняются действия, обратные, указанные в четвертом варианте. Вместо переменных можно использовать выражения, которые будут непосредственно вычисляться, например: if ((i+2)/3 < 4*j)...выделение. Основные операции, которые ставятся между сравниваемыми величинами, следующие:
= = - знак "равно" (Не путать с присваиванием "="(!)); ! = - знак "не равно"; < -знак "меньше"; | <= - знак "меньше или равно"; > - знак "больше"; > = - знак "больше или равно". |
Основные логические операции, которые ставятся между сравниваемыми выражениями (если их два как в примере 3 или более), следующие:
!- операция "НЕ". Пример: if (!(num % 2))... // истина -если num нечетно.
&& - операция " И ". Пример 3 (см. выше).
|| - операция " ИЛИ ".Пример: if (i+n*2<l || i%2=0)...
Детально логические операции будут рассмотрены в следующей лабораторной работе. Ниже приведен фрагмент программы, который выполняет следующие действия: запрашивает на ввод три числа и выдает в результате сравнения наименьшее из них. Оператор if…else допускает возможность вложенности при ветвлении, что обеспечивает гибкость реализации логики и компактность записи операторов.
Пример
...
printf ("Ввести три числа через пробел: ");
scanf(" %d%d%d ", &a, &b, &c);
if (a<=b && a<=c) printf (" \ n Наименьшее: %d", a);
else
if (b<=a && b<=c) printf (" \ n Наименьшее: %d", b);
else printf (" \ n Наименьшее: %d", c);
...