ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ И МИТИНГИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ
Сейпианов Артур Витальевич
Иркутский институт (филиал)
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»,
Студент, 2 курс, группа 05-сНБо19-4.
Artur.seypianov@bk.ru
LEGAL AWARENESS, LEGAL CULTURE OF MODERN YOUTH, AND THE RALLY AS A FROM OF LEGAL AKTIVITY
Seypianov Arthur Vitalevich
Irkutsk Institute (branch)
The All-Russian State University of Justice
(RLA of the Ministry of Justice of the Russian Federation)
40.05.01 «Legal support of national security»,
2nd year student, group 05-nsds19-4.
Artur.seypianov@bk.ru
Аннотация: статья рассматривает правосознание и правовую культуру в рамках правовой активности молодёжи, а также рассматривает митинги как проявление правовой активности граждан.
Abstract: the article considers legal awareness and legal culture within the framework of legal activity of young people, and also considers rallies as a manifestation of legal activity of citizens.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, митинг, правовая активность.
Keywords: legal awareness, legal culture, meeting, legal activity.
Правовая политика, являясь одним из механизмов развития правового поля и в целом государства, должна четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи, следующие из общего курса государства, определяя приоритетные направления его деятельности [7, c. 78]. Правовая политика государства всегда являлась ориентиром для подрастающего поколения, для молодёжи. Именно от направления правовой политики в конечном итоге зависят тенденции правовой активности различных групп населения, а от этой активности, в свою очередь, будущее государства.
По мнению С.Н. Кожевникова, правовая активность – это сознательное, инициативное осуществление гражданами и организациями предоставленных им прав и возложенных на них юридических обязанностей в соответствии с целями правового регулирования [5, c.110]. В первую очередь, нужно заострить внимание именно на проявлениях правовой активности молодёжи в рамках правовой политики страны.
|
Подростковая правовая активность может проявляться разными путями: это участие молодых людей в качестве наблюдателей на избирательных участках; мирная агитация за различные политические партии; участие в выборах и т.д. Данные тенденции, безусловно, являются позитивными и конструктивными для общества и государства проявлениями правовой активности молодёжного сообщества, поскольку воспитывают в молодых людях правовую культуру и демонстрируют положительный пример политически пассивным группам общества. Но помимо мирных способов выражения правовой активности, существуют и деструктивные, такие как голодовки, забастовки, митинги и т. п. На митингах стоит остановиться подробнее, потому что данный вид правовой активности в отдельных случаях, как это демонстрирует актуальная мировая политическая ситуация, представляет наибольшую опасность для политического строя, стабильности государства и благосостояния граждан.
Для начала стоит определить, что представляют из себя митинги. Г. К. Прокопьев определяет их как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера [6, c. 21]. Законодательство Российской Федерации, а в частности Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 2004 года пунктом 3 статьи 2 определяет митинги как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера [4].
|
Предложенные понятия характеризуют митинги как мирные проявления правовой активности молодёжи, но проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев такие мероприятия организуют люди, преследующие весьма конкретные политические цели, для чего привлекают преимущественно молодёжь, поскольку этой общественной группой легче всего манипулировать. Именно по этой причине нужно чётко различать ситуации, когда митинг действительно инициирован волей граждан от ситуаций, когда людей с неопределённой политической позицией активируют на протесты, вооружая их популистскими лозунгами, в следствии чего участники данных мероприятий становятся субъектами административной, а порой и уголовной ответственности.
Также стоит отметить, что любое массовое протестное мероприятие без контроля над ним специально на то уполномоченными органами, может с лёгкостью перерасти в беспорядки, погромы, террористические акции, поскольку большим скоплением народа очень сложно управлять, и стоит лидерам протестного движения потерять контроль над массой протестующих или же намеренно спровоцировать митингующих на проявление противоправных действий, как из мирной акции протеста митинг превращается в неуправляемое и непредсказуемое явление, последствия которого сложно предугадать, но в подавляющем большинстве случаев экстремистски настроенная толпа несет ущерб частной собственности, государственному устройству и политическому режиму. Именно поэтому митинги из всех проявлений правовой активности являются наиболее опасными для существующего политического режима и нуждаются в жёстком контроле со стороны государства, ведь при потере контроля лидеров протеста над толпой ответственность понесут не только организаторы данного мероприятия, но и граждане, причём преимущественно представители подрастающего поколения.
|
Возникает интерес к тому, по какой причине большинство лиц участвующих в протестных мероприятиях – лица относительно молодого возраста. Здесь стоит сказать, что молодые люди в подавляющем большинстве случаев максималисты и новые идеи, пусть и утопичные, приживаются в их сознании лучше, чем у людей с более продолжительным жизненным опытом. Подрастающее поколение зачастую не может объективно и рационально оценивать политическую ситуацию, а это в свою очередь выгодно людям, преследующим собственные политические цели.
Нужно отметить, что в митингах участвуют, как правило, абсолютно разные в плане мировоззрения и социального статуса люди. Основными критериями, определяющими митингующих, выступает их уровень правосознания и состояние правовой культуры всего общества.
Следует согласиться с А.В. Ефремовым, что важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает именно состояние правовой культуры общества, которое во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан [3, c. 80].
В научной литературе правосознание понимается как система взглядов, представлений, оценок людей или отдельного человека о действующем праве и о том, каким оно должно быть [1, c. 63]. Именно в тот момент, когда представление человека о том, как должно действовать право расходится с реальной картиной происходящего, у него появляется внутренний протест. Если это противоречие разделяют и другие люди, то появляется та самая прослойка оппозиционно настроенных к действующей политической власти людей. В какой-то момент этот протест начинает координировать человек с хорошими лидерскими и ораторскими качествами, и недовольство выливается на улицы и превращается в митинг, поскольку это единственный законный способ наиболее резонансно и радикально выразить свое мнение.
Безусловно, если требование митингующих носит обоснованный характер и какой-либо закон действительно ущемляет права и свободы какой-либо социальной группы, а на иные способы выражения протеста (одиночные пикеты, обращение в специально на то уполномоченные органы и иные) власть не реагирует, то митинг вполне правильная реакция общества.
Но когда форма правосознания протестующих характеризуется отрицательным, нигилистическим или инфантильным отношением к праву и политике государства, а те политические изменения, которых требуют митингующие, идут вразрез с интересами государства, то необходимо принимать незамедлительные меры для ликвидации данных мероприятий. Люди, преследующие собственные политические цели, всегда использовали такую форму правосознания народных масс в личной борьбе за власть, она позволяет с легкостью манипулировать населением, добиваясь собственной выгоды.
Надлежащий, высокий уровень правосознания является неотъемлемой и важнейшей составляющей правовой культуры, которая в свою очередь представляет собой совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение [2, c. 8].
Именно поэтому для стабильного существования государства власть должна всеми возможными способами повышать уровень правосознания, а значит и правовой культуры населения посредством правового воспитания, правового обучения. Только юридически грамотное общество может объективно оценить необходимость протестной правовой активности. Зачастую же государство не придаёт большого внимания этим вопросам, эта неосмотрительность со временем может дестабилизировать ситуацию в стране и в крайних случаях вылиться в революцию или гражданскую войну, как это произошло во время октябрьской революции 1917 года, когда под лозунгами коммунизма и социального равенства, большевики уничтожили самодержавие, а по факту просто реализовали собственные политические цели.
Стоит отметить, что иногда для государства выгодно сдерживать развитие правовой культуры. Такое случается, когда власть и осуществляемый ею политический режим носят оккупационный характер. Когда власть присвоена насильственно и осуществляется для личного обогащения, а не для выполнения социально значимых функций, ей просто необходимо придать своей диктатуре легитимность, в противном случае её свергнут. Тогда основными целями проводимой политики государства являются создание иллюзии своей эффективности и устранение политической оппозиции. В такой ситуации развитие правовой культуры населения не просто не нужно, но и опасно для действующей власти, и в этом случае правовая активность, выраженная в форме митингов, необходима.
В заключении хочется сказать, что от правовой политики государства зависит уровень правосознания и правовой культуры молодёжи, а от неё в свою очередь зависит будущее страны. Именно по этой причине молодёжь всегда была, является и будет (должна быть) основным приоритетом для правовой политики государства. Чем выше уровень правосознания и правовой культуры молодёжи, тем больше вероятность того, что государство будет развиваться, а терроризм и экстремизм не будет иметь под собой основы.
Митинги являются или адекватной реакцией общества на произвол со стороны власти при здравомыслящей молодёжи, или политическим инструментом в руках политиков при низком уровне правовой и политической адаптации, отсутствии понимания алгоритмов реализации права. Именно поэтому для политической стабильности и процветания страны необходимо с ранних лет воспитывать в гражданине правовую сознательность, формировать правовою культуру, что является наилучшей профилактикой экстремизма и терроризма. Следовательно нужно улучшать качество образовательной системы, инвестировать в человеческий капитал и обеспечивать достойный уровень жизни граждан страны, ведь именно от граждан, их правового воспитания и обучения зависит конкурентоспособность государства на мировой арене, политическая стабильность и формирование истинного правового государства.
Список использованной литературы
1. Безносов Б. С. Правовое сознание: структура, содержание виды / Б. С. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. – 2008. – Вып. 2. – С. 59-70.
2. Бондарев А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении / А. С. Бондарев // Вестник Пермского университета. – 2010. – № 2 (8). – С. 8-15.
3. Ефремов А. В. Правосознание и правовая культура в Российской Федерации: проблемы становления и пути решения / А. В. Ефремов // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 6. – С. 80-84.
4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 № 54 – ФЗ (в ред. от 11.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 25. – Ст. 2485.
5. Петров А. В., Лесникова А. М. Правовая активность и правовая культура / А. В. Петров А. М. Лесникова // Приволжский научный вестник. – 2014. - № 12-1 (40). – С. 110-113.
6. Прокопьев Г. К. К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации / Г. К. Прокопьев // Юридический вестник Самарского университета. – 2017. – Т.3. - № 1. – С. 21-29.
7. Федоринова Е. А. Приоритетные направления правовой политики современного Российского государства [Электронный ресурс] / Федоринова Е. А. // Ленинградский юридический журнал. – 2016. – № 1 (43). – С. 78-84. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.