План:
1. Система УЗР муниципального образования.
2. Городские земли как объект управления.
3. Муниципальная собственность на городские земли.
4. Формирование рынка городской земли
Административно-территориальными образованиями любого уровня являются территории, в границах которых исполняют свои полномочия территориальные органы государственного управления, муниципальными образованиями — территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Границы территорий административно-территориальных и муниципальных образований могут не совпадать.
В соответствии с законодательством под муниципальным образованием понимают населенную территорию, в пределах которой осуществляют местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Такими территориями являются:
-городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, хутор, станица);
-часть поселения (район в городе);
-несколько поселений, объединенных общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).
Территории муниципальных образований устанавливают с учетом исторических и иных местных традиций (в соответствующих законах республик в составе РФ используют национальные названия муниципальных образований: кожууны, улусы, арбаны и другие поселения, не меняющие принципа территориального или поселенческого объединения), а также с учетом способов хозяйствования (кочевое, хуторское хозяйство), географических особенностей и сложившейся коммунальной и социальной инфраструктуры.
Конституция Российской Федерации определила задачи органов местного самоуправления, связанных с местом проживания:
|
-совместное использование ресурсов для производственной и иной хозяйственной деятельности;
-совместное пользование социальной инфраструктурой;
-регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).
Основные параметры, характеризующие территорию муниципального образования, — ее географические, экономические и социальные факторы.
Из географических факторов, влияющих на управление земельными ресурсами
муниципальных образований, наиболее значимые — размер территории и природные условия. При формировании территории муниципальных образований важно учитывать территориальную близость поселений, возможность совместного использования населением природных ресурсов данного территориального образования.
Экономический фактор, характеризующий муниципальную территорию, —
совместная хозяйственная деятельность, что может выражаться как в совместном использовании природных ресурсов, так и в однотипности производства, ведущегося на данной территории, либо в его взаимодополняемости в рамках единого производственного цикла. Кроме того, экономическим фактором, характеризующим муниципальное образование, является наличие инфраструктурного единства территории, чрезвычайно важного при определении характеристик территории муниципального образования.
Социальный фактор, определяющий характеристику места, — особенность расселения населения на данной территории и его социальные характеристики. Эти факторы влияют на классификацию форм муниципальных образований,
|
Все муниципальные образования можно разделить на три большие группы:
1) первая — поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские поселения). Как правило, к этой группе относятся те муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов;
2) вторая — территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Такие муниципальные образования состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным циклом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства;
3) третья — территориальные муниципальные образования. Эта схема также применима для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.
В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее важны разграничение земель по формам собственности, выбор наиболее эффективного направления использования земельных участков и организация процесса передачи прав на землю.
Объектом управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях выступают земля в установленных границах фиксированной площади и месторасположения, земельные участки, территориальные зоны, земельные доли (паи) и права на них. Земля на территории муниципального образования может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. К государственным землям отнесены федеральные земли и земли субъектов Федерации, муниципальным — земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Земли в пределах границ муниципального образования, не отнесенные к государственной, частной и иной собственности, а также земли, приобретенные органами местного самоуправления за пределами черты муниципального образования, также являются землями собственности муниципального образования. При формировании структуры исполнительного органа местного самоуправления необходимо учитывать следующие принципы:
|
1. Принцип целевой ориентации муниципального образования. Формирование и дальнейшее развитие любого муниципального образования базируются на определенных целях совместной деятельности, определение и установление которых являются наиболее важным и значимым элементом управления.
2. Принцип горизонтального разделения функций. Под разделением функций по
горизонтали подразумевают разграничение функций между органами и должностными лицами одного уровня.
3. Принцип вертикального разделения функций. На территории муниципального образования существует ряд федеральных и региональных структур, без которых невозможно управление муниципальным образованием. К ним относятся: хозяйствующие субъекты федерального и регионального подчинения любых форм собственности; общественные организации, объединения граждан, иные
формы самоорганизации, имеющие органы управления в регионах или Федерации; территориальные отделы областных администраций.
4. Принцип комплексности. Этот принцип важен для построения целостной структуры управления.
Земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Система управления муниципальными землями практически во всех муниципальных образованиях отделена от системы управления зданиями и сооружениями. Исключение составляют небольшие по территории и численности поселки и города, как правило, областного подчинения, где функции управления недвижимостью сосредоточены в одном структурном подразделении местной администрации.
Система управления муниципальными землями, будучи важнейшей составной частью системы управления муниципальной недвижимостью, предусматривает: эффективное использование муниципальных земель; оптимизацию структуры доходов местного бюджета за счет доходов от земельной собственности; создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования; обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости; увеличение доходной части муниципального бюджета за счет увеличения собираемости земельных платежей; экономию бюджетных средств; снижение затрат времени на управленческие решения.
Для достижения указанных целей, в том числе при разработке и реализации программ социально-экономического и градостроительного развития территории, муниципальные образования определяют наиболее эффективное направление и форму использования земельных участков, в частности продажу земли под приватизированными предприятиями, приватизацию объектов незавершенного строительства, передачу земельных участков в аренду и другие мероприятия.
При этом необходимо учитывать следующие условия и характеристики системы управления муниципальными землями:
1. наличие региональной и муниципальной нормативной базы по
управлению земельными ресурсами;
2. наличие местной информационной базы (базы данных, методики расчета
эффективности, региональные нормативы и пр.);
3.обеспечение положительной динамики уровня доходов от использования земли и иного недвижимого имущества;
4. обеспечение положительного соотношения доходов от использования земельных ресурсов и расходов на содержание социально ориентированной системы УЗР;
5. создание положительной динамики технико-эксплуатационных характеристик объектов земельно-имущественного комплекса;
6. повышение спроса на объекты земельно-имущественного комплекса;
7. формирование рыночных цен на объекты земельно-имущественного комплекса;
8. контроль за динамикой стоимости и спроса на продукцию и услуги, производимые государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в области управления земельными ресурсами;
9. соответствие использования недвижимого имущества различным нормативам;
10. развитие институтов профессиональной деятельности в области земельно-имущественного комплекса (независимая оценка, риэлторская деятельность и т. д.);
11.динамика котировок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг; динамика объемов инвестиций и т. п.
Предметом управления является формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципального образования. Субъектами местного управления являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления земельными участками — собственники, землепользователи, арендаторы в лице граждан и юридические лица.
Любое муниципальное образование, являясь сложной системой, подвержено влияниям внешних факторов (рис. 8), из чего можно сделать вывод, что успешное
развитие территории муниципального образования во многом определяется деятельностью федеральных законодательных и исполнительных органов, а также субъекта Федерации.
На систему управления муниципальными землями влияют следующие факторы: политические, экономические, социальные, рыночные, экологические и
др.
Систему управления земельными ресурсами любого муниципального образования разрабатывают в следующей последовательности:
1. Составляют с учетом проведенного анализа состояния и перспектив развития социально-экономической и политической ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которыми располагает или которые может реально привлечь муниципальное образование для своего развития.
2. Учитывают долгосрочные перспективы развития муниципального образования, сообщества муниципальных образований, а также интересы соседних территорий, органов власти субъекта Федерации и федерального центра.
3. Анализируют основные направления развития муниципального образования:
экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и пр.
4. Оценивают примерную стоимость программ, ожидаемый эффект и определяют конкретных разработчиков и исполнителей.
5. Обеспечивают периодическую конкретизацию в форме годовых планов в
соответствии с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов сообщества муниципального образования на развитие территории.
Исходя из сложности системы, в основу процесса управления земельными ресурсами муниципального образования должна быть положена земельно-информационная система, которая позволит:
1. проводить мониторинг состояния объекта управления;
2. обеспечить контроль исполнения решений и эффективности исполнительных
механизмов;
3. анализировать внешние и внутренние проблемные ситуации и прогнозировать их развитие;
4. поддерживать процедуры принятия решений;
5. управлять деятельностью органов местного самоуправления;
6.обеспечить надежное хранение и оперативный избирательный доступ к большим объемам информации;
7.осуществлять автоматизированную поддержку процедур обработки информации; формировать внешние и внутренние коммуникации, а также обеспечить
поддержку доступа к удаленным источникам и фондам.
К основным мероприятиям, формирующие систему управления землями муниципального образования относятся:
- ведение земельного кадастра, включая регистрацию земельных участков, их учет и оценку;
-планирование и систематическое регулирование использования земель;
- предоставление и изъятие земель;
-землеустройство, мониторинг земель; земельный контроль;
-установление порядка управления и распоряжения землями;
-изъятие и предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность, аренду;
-планирование использования земель, находящихся на территории муниципального образования;
-взимание платы за землю;
-установление границ территорий земель, передаваемых в ведение сельских и
поселковых администраций, а также предоставляемых юридическим и физическим лицам в различные виды пользования;
-выполнение иных функций в соответствии с нормативными правовыми актами
РФ, субъектов Федерации и муниципалитетов.
Вопросы для контроля знаний студентов:
1. Понятие «муниципальное образование»
2. Параметры, характеризующие территорию муниципального образования
3. Критерии формирования муниципальных образований
4. Классификация муниципальных образований
5. Объект и субъект управления земельными ресурсами в муниципальных
образованиях
6. Предмет управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях
7. Функции управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях
8. Факторы, влияющие на систему управления муниципальными землями
9. Последовательность разработки системы управления земельными ресурсами
муниципального образования
10. Роль земельно-информационной системы в процессе управления земельными
ресурсами муниципального образования
11. Основные мероприятия системы управления землями муниципального
образования
ТЕМА № 7 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
План:
1. Виды информации в системе управления.
2. Методы сбора информации для целей УЗР.
3. Система информационного обеспечения УЗР.
4. Единое информационное пространство.
Информация - это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и управлении его эффективностью.
Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. В состав информационного обеспечения входят: нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы; текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений; накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.
Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обусловливается следующими причинами:
1. наличием растущих объемов информации, которую надо обработать в
кратчайшие сроки;
2. необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для
принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив);
3. разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации.
Основу процессов, протекающих в системе управления земельными ресурсами, составляет непрерывный информационный обмен. Основными средствами обеспечения этого обмена являются государственные земельный кадастр и мониторинг земель.
По назначению в процессе управления информация подразделяется на следующие виды:
1. осведомляющую (используется для обоснования принятия решений);
2. управляющую (формируется в процессе управления и доводится до субъекта
для исполнения и использования (например: плановая, контрольная, учетная).
Источниками информации могут быть картографический материал, реестры, отчеты, книги и ведомости, каталоги, энциклопедии, рефераты, данные экспертов, и т.д.
К основным методам сбора информации для целей управления земельными ресурсами следует отнести: съемки и обследования; запрос данных из какой-либо информационной базы; расчет и моделирование данных; анкетный опрос; исследования проведения потребителей по отношению к объекту; испытание системы-«пилот-проекты».
Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами
должно способствовать:
1. повышению оперативности и качества работы с информацией;
2. созданию условий для перехода от традиционной бумажной к безбумажной
технологии;
3. созданию необходимых условий для повышения автоматизации в работе с
информацией и снижения трудозатрат на рутинные операции;
4.повышению достоверности создаваемой информации;
5. исключению дублирования работы по получению информации;
6. обеспечению централизованного хранения информации, подготовленной в
электронной форме, включая графическую, а также всех сопутствующих материалов с возможностью организации логического увязывания информации, относящейся к одному направлению поиска (подборки) по тематическому набору реквизитов;
7. обеспечению единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией;
8.объединению потоков электронных документов между структурами; использованию общей для всех территориальных органов, предприятий и учреждений Роснедвижимости системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов и т. п.;
9. обеспечению унификации информационной документации и сокращению числа форм и видов единообразных документов.
Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна:
1)сформировать единое информационное пространство;
2)обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости;
3)создать базу для налогообложения;
4)поддержать инвестиционные проекты;
5)быть основой различных геоинформационных систем, в том числе для
управления развитием территории.
Базовым элементом создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания (сооружения, коммуникации и т. д.), расположенные на соответствующей территории (область, район, город, поселок). Земельные участки формируют «каркас», на который накладываются все другие элементы и события «территориальной среды».
Единое информационное пространство обеспечивается путем:
1. выработки единого методологического подхода к организации кадастрового деления, присвоения кадастровых номеров для объектов недвижимости;
2.пространственной привязки любой ведомственной информации на основе
цифровой топографической основы кадастра недвижимости (ЦТО КН);
3. формирования единой системы структур, форматов и семантического содержания словарей, классификаторов, справочников для всех структур в области управления земельными ресурсами;
4. согласованности технологий информационного взаимодействия, включая
актуализацию и обмен базами данных, словарями, классификаторами;
5. согласованности программно-технических средств телекоммуникационного
взаимодействия всех держателей информации в интегрированной информационной среде;
6.согласованности программных средств конвертирования;
7.формирования справочников и словарей баз данных.
Для поддержания базы данных в актуальном состоянии определяют периодичность обновления информации, которая, в свою очередь, зависит от скорости ее «старения». Информацию, содержащуюся в базе данных, с точки зрения периодичности ее обновления делят на три вида:
1. Информация, требующая высокой частоты обновления (например, информацию о сделках с земельными участками и иными объектами недвижимости собирают постоянно и обновляют в базе данных ежеквартально).
2. Информация, требующая периодического обновления (например, информацию о развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, уровне социального и культурно-бытового обслуживания населения, состоянии окружающей среды и иную не часто изменяющуюся информацию обновляют раз в год).
3. Информация, требующая обновления по мере ее поступления (например, информацию о балле бонитета почв, технологических свойствах почв, оценочной продуктивности лесных насаждений, кадастровом делении и иную информацию, для получения которой нужны дополнительные исследования или проведение дополнительных дорогостоящих работ, обновляют по мере ее появления).
В системе управления выделяются три основных направления движения
информации:
— движение нормативно-правовой информации сверху вниз с последующим
аккумулированием ее на нижних уровнях;
— передача первичной информации о состоянии земельных ресурсов и рассредоточение ее по соответствующим уровням управления. На данном этапе вся информация о земельных ресурсах из различных источников поступает в центральную базу данных;
— движение информации снизу вверх — передача вторичной информации о
состоянии земельных ресурсов и отчетность земельных комитетов перед вышестоящими уровнями.
Эффективность управления земельными ресурсами зависит от тщательной, комплексной и своевременно собранной информации. Обработка огромных массивов количественных, качественных, стоимостных и правовых данных о каждом контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единицы, их динамике под силу лишь своевременным компьютерным системам с набором автоматизированных рабочих мест. Функционирование информационного обеспечения управления земельными ресурсами следует осуществлять в трех уровнях: Российская Федерация,
субъекты Федерации, муниципальные образования.
К создаваемым информационной базе и банку земельно-кадастровых
данных должны предъявляться следующие требования.
1. Состав и структура информационной базы должны обеспечивать кадастровыми данными различные учреждения по управлению и использованию земельного фонда, планированию развития хозяйственного механизма региона.
2. Информационная база должна учитывать требования всех потребителей, но с
позиций отдельного потребителя ее построение может быть не оптимальным.
3. Информационная база области должна содержать минимум первичных и
производных земельно-кадастровых данных, необходимых и достаточных для решения производственно-экономических задач на уровне районов.
4. Развитие информационной базы должно соответствовать изменяющимся
потребностям управления земельными ресурсами.
Банки и базы земельно-кадастровых данных как информационные системы
должны:
— иметь иерархическую структуру, обеспечивающую возможность ведения
земельного кадастра на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— удовлетворять информационным потребностям различных пользователей, работающих с базой данных;
— быть открыты для ввода, хранения, обработки и выдачи информации в
цифровой, текстовой и графической формах (аэрокосмической информации, материалов дистанционного зондирования; картографической информации и прочих данных);
— обеспечивать корректность, достоверность, целостность и непротиворечивость хранимой и выдаваемой информации;
— обеспечивать долговременное хранение информации и оперативное манипулирование с ней, иметь санкционированный доступ к данным;
— обеспечивать выдачу информации в форме, необходимой потребителям.
Основные требования к качеству земельно-кадастровой информации:
1) своевременность;
2) достоверность (с определенной вероятностью);
3) достаточность;
4) надежность;
5) комплексность;
6) адресность;
7) правовая корректность;
8) возможность многократного использования;
9) возможность кодирования;
10) актуальность.
Земельный кадастр — ключевой компонент земельной информационной системы, обеспечивающей официальное подтверждение наличия количества, качества и стоимости земли и иной недвижимости в любом районе. На основе земельно-кадастровой информации можно:
-гарантировать права собственности на объекты земельно-имущественного комплекса;
-регистрировать права собственности на объекты земельно-имущественного комплекса;
-решать земельные споры; -поддерживать экономически эффективное развитие земельного оборота;
-планировать землепользование и др.
Интегрированная кадастровая система — это крупномасштабная общественно-ориентированная земельно-информационная система. Функции интегрированной кадастровой системы (планирование землепользования, регистрация прав, регистрация операций с недвижимым имуществом и его оценка, определение и учет налогообложения, ипотека и др.) связаны между собой. Интегрированная кадастровая система обеспечивает управленческие структуры необходимой информацией для создания:
-упрощенной и координированной системы регистрации объектов недвижимости; системы планирования землепользования;
-схем землеустройства и зонирования;
-системы приоритетов для коммерческих, промышленных и частных инвестиций;
-интегрированной информационной системы принятия административных решений и управления финансами и др.
В состав интегрированной информационной системы должны входить несколько основных блоков, например государственного земельного кадастра и мониторинга земель, юридический и градостроительный блоки (рис. 6)
Это взаимодействие определяется следующими основными параметрами:
целями и задачами обмена; объемом информации для передачи; порядком
информационного обмена.
Цель информационного обмена — обеспечение участвующих в обмене сторон
достоверной и оперативной информацией для выполнения соответствующих государственных функций: государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Объем информации для обмена целиком и полностью определяется его целями и структурой основных документов, хранящих исходную информацию о земельных
участках формами Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Единого \государственного реестра земель (ЕГРЗ). Информационный обмен может быть реализован следующими способами: утвержденными формами обмена; регулярными запросами; разовыми запросами.
Вопросы для контроля знаний студентов:
1. Понятие «информация» и «информационные ресурсы»
2. Характеристика информации
3. Содержание информационного обеспечения управления земельными ресурсами
4. Виды информации
5. Источники информации
6. Методы сбора информации
7. Требования к информационному обеспечению
8. Направления движения информации
9. Понятие «интегрированная система управления земельными ресурсами»
10. Понятие «единое информационное пространство»
11. Содержание информационного обмена
ТЕМА №8 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
План:
1. Анализ состояния правовой и нормативной базы государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов.
2.Соблюдение земельного законодательства по вопросам правильного использования и охраны земель субъектами земельных отношений.
3.Организационная структура государственного контроля за использованием и охраной земель.
4.Отдельные направления госконтроля за использованием и охраной земель.
В условиях развития земельной реформы России и обществу необходим земельный контроль как инструмент управления, обеспечивающий функционирование правовых механизмов в сфере земельных отношений.
Государственный контроль за использованием и охраной земель направлен на обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны.
Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Государственный земельный контроль осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Правовую основу госземконтроля составляют Конституция РФ, земельное, градостроительное, природоохранное, лесное, водное, административное, уголовное, гражданское и иное законодательство Российской Федерации и субъектов РФ, нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии со своей компетенцией органами, осуществляющими госземконтроль.
К полномочиям РФ в области земельных отношений наряду с другими полномочиями относится государственный земельный контроль, а также разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
Земельным законодательством предусмотрены следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный.
Государственный земельный контроль осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Мунuцuпальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные органы, или органы на территории муниципального образования и в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов самоуправления.
Проuзводственный земельный контроль осуществляют собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Этот вид контроля является своеобразным самоконтролем и не касается граждан, которые используют земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства, садоводства, огородничества и т. п.
Государственный контроль осуществляют за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель. При этом наряду с земельным законодательством контролируют также соблюдение лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, градостроительного, гражданского, административного и иного законодательства, содержащего нормы земельного права
Государственный земельный контроль можно определить как проведение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проверок выполнения юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами при осуществлении ими хозяйственной деятельности на земельном участке обязательных требований земельного законодательства, других нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права.
Среди видов земельного контроля государственный земельный контроль поставлен на первое место, его осуществление закреплено за системой специально уполномоченных государственных органов, к которым можно отнести федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госземконтроль, являются: Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы; Министерство природных ресурсов РФ, его территориальные органы и находящиеся в их ведении специализированные инспекции аналитического контроля; Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; Министерство здравоохранения РФ и находящиеся в его ведении органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои функции по госземконтролю непосредственно и через территориальные органы и организации, находящиеся в их ведении и образованные в субъектах Российской Федерации, городах, районах и иных административно-территориальных, муниципальных образованиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственный земельный контроль осуществляют федеральные органы во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.
Должностные лица и специалисты Федеральной службы земельного кадастра России, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются: руководитель Федеральной службы земельного кадастра России главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;
- заместители руководителя Федеральной службы земельного кадастра России, ведающие вопросами государственного земельного контроля, начальник структурного подразделения Федеральной службы земельного кадастра России, ведающий вопросами организации и проведения государственного земельного контроля, и его заместители - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;
- специалисты структурного подразделения Федеральной службы земельного кадастра России, ведающие вопросами организации и проведения государственного земельного контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель.
Рассмотрим подробнее функции по проведению контроля. В частности, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет контроль за соблюдением законного порядка использования земельных участков, за целевым использованием земель, за сохранностью межевых знаков границ земельных участков. Должностные лица агентства и его территориальных органов наделены статусом государственных инспекторов РФ по использованию и охране земель. Государственные инспекторы вправе запрашивать и безвозмездно получать от органов власти, организаций и граждан сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования контролирует выполнение обязанностей по рекультивации земель, соблюдение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. В обязанности Россельхознадзора входит контроль за выполнением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.