УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ




 

План:

1. Методы анализа системы УЗР.

2. Виды и критерии эффективности системы УЗР.

3. Система показателей оценки экономической эффективности управления земельными ресурсами.

4. Определение эффективности УЗР в субъектах

5.

 

Эффективность системы управления земельными ресурсами обусловлена:

1. соответствием задач управления федеральному и региональному

законодательствам;

2. системой взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти;

3. укомплектованностью кадрами органов управления;

4. степенью квалификации специалистов (управленцев и исполнителей);

5. обеспеченностью картографическими материалами необходимого масштаба;

6. наличием данных повсеместной инвентаризации земель, землеустройства,

кадастра, мониторинга земель и их охраны;

7. уровнем автоматизации ведения процесса управления и ведения ГЗК;

8. возможностью адаптации используемых ГИС к условиям объекта управления.

Эффективность управления земельными ресурсами следует определять в социально-экономической системе с учетом использования первичных (природные и трудовые ресурсы) и вторичных (материальное производство, информационные ресурсы) факторов производства.

Сложность анализа системы управления земельными ресурсами обусловливает необходимость применения различных приемов и методов исследования. Остановимся на основные и вспомогательные методах и приемах анализа системы управления земельными ресурсами.

Методом сравнения оценивают работу органов управления земельными ресурсами, в том числе и земельной службы (или ее организаций), определяют причины отклонений от плановых показателей и выявляют резервы роста. Основные виды сравнений: отчетных показателей с плановыми; плановых показателей с показателями предшествующего периода; отчетных показателей с показателями предшествующего периода; показателей работы за каждый день; показателей со среднеотраслевыми данными; показателей эффективности работы данного предприятия с показателями аналогичных предприятий в других регионах и др.

Индексный метод применяют при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых несоизмеримы. Он позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов — сомножителей фактическими.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственой деятельности, исключает воздействие других факторов.

Факторный анализ — установление силы влияния факторов на результативный признак с целью ранжирования факторов. При этом виде анализа применяют методы корреляционного и регрессионного анализа.

Графический метод — средство иллюстрации организационных, экономических и других процессов на основе рассчитанных показателей. Графическое изображение этих процессов различается по назначению (диаграммы и графики сравнения), по способу построения (линейные, столбчатые, круговые, объемные,).

Функционально-стоимостный анализ — метод системного исследования, применяемого с целью повышения полезного эффекта (или отдачи) системы управления на единицу совокупных затрат за жизненный цикл системы. Экономико-математические методы применяют для выбора оптимальных вариантов организации и функционирования системы управления земельными ресурсами.

К основным приемам анализа относят: сводки и группировки; абсолютных и относительных величин; средних величин; динамических рядов; сплошных и выборочных наблюдений; детализации и обобщения.

Под эффектом системы управления земельными ресурсами необходимо понимать конечный результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях, а под эффективностью системы управления земельными ресурсами — проведение определенного объема и вида управленческих действий (в т. ч. земельно-кадастровых) для повышения качества и степени использования земельных и информационных ресурсов.

Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.

Виды эффективности системы управления земельными ресурсами показаны на

рис. 7

Экологический эффект управления земельными ресурсами может проявляться в зависимости от периода освоения системы управления. Он может быть первичным, промежуточным и конечным:

а) первичный эффект заключается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшение ее состояния, что проявляется в снижении объема загрязнений и концентрации вредных веществ в почве и воде и воздухе, увеличении площади пригодных к использованию земель, сокращению уровня шума и т. д.;

б) промежуточный эффект — это снижение показателей загрязнения природной и антропогенной среды до минимально допустимых норм.

в) конечный эффект заключается в повышении продолжительности уровня жизни населения, снижении заболеваемости, эффективности общественного производства и увеличении валового национального продукта страны.

Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность государственной и муниципальной деятельности по управлению земельными ресурсами, измеряемая отношением полученного количественно-экономического эффекта (результата) к затратам ресурсов, а также за счет достижения наибольшего объема земельно-кадастрового производства при использовании материальных ресурсов определенной стоимости. Эффективность управления земельными ресурсами необходимо рассматривать на трех уровнях:

1)Российской Федерации — общехозяйственная;

2)региона (область, район) — региональная;

3)конкретного землевладения, землепользования — хозрасчетная (коммерческая) эффективность.

Экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами подразделяют на абсолютную (прямую), фактическую, расчетную.

Абсолютную (прямую) эффективность определяют как реальную экономическую отдачу от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.).Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.

Фактическую эффективность системы определяют по осуществленным единовременным затратам и ежегодным издержкам для освоения и ведения системы управления земельными ресурсами с корректировкой в случае получения низкой фактической эффективности. Корректировку осуществляют в ходе авторского контроля, позволяющего установить степень полезности системы для развития территории.

Расчетная эффективность определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей.

Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.

Социальная эффективность — это создание благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности населения, социального развития общества, получаемые в результате принятия управленческого решения.

Организационно-технологическая эффективность системы управления земельными ресурсами отражает эффективность процесса планирования, организации, управления и технико-технологического обеспечения земельно-кадастрового процесса.

Информационная эффективность управления земельными ресурсами –это улучшение информационного обеспечения системы землеустроительных органов информацией для обоснования принятия решений.

Основной критерий эффективности системы управления земельными ресурсами

— значительное увеличение доходной части федерального, региональных и муниципальных бюджетов за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления. При определении общехозяйственной значимости можно выделить глобальный и локальный критерии. Глобальный критерий — оценка эффективности системы управления земельными ресурсами с общехозяйственной (макроэкономической) точки зрения. Локальный критерий — оценка системы управления земельными ресурсами на уровне субъектов РФ, муниципальных образований.

По приоритету можно выделить главный и побочный критерии. Главный критерий — основная оценка эффективности системы управления земельными

ресурсами. Побочный (второстепенный) критерий — сопутствующий главному

критерию.

По виду расчета можно выделить затратный и доходный критерии и «затраты—доходы». Затратный критерий основан на минимизации затрат труда и средств для получения эффекта. Доходный критерий — максимум эффекта (конечных положительных результатов). Критерий «затраты—доходы» — это максимум эффекта (конечных положительных результатов) при оптимальных (или минимальных) затратах, направленных на достижение эффекта.

По виду результата целесообразно выделить следующие критерии:

1. рыночные — соответствие основной и информационной стратегии развития системы управления потребностям земельного рынка, вероятность коммерческого успеха, вероятный объем продаж, общая емкость земельного рынка, эластичность цены на землю, необходимость маркетинговых исследований и рекламы для формирования земельного рынка и рынка услуг, оценка препятствий для формирования рынка и др.

2. финансовые — размеры инвестиций и стартовые затраты; потенциальная годовая прибыль; соответствие варианта системы управления земельной госсобственностью критериям эффективности капитальных вложений; срок окупаемости; возможности использования налоговых льгот; необходимость привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях; финансовый риск, связанный с внедрением конкретного варианта системы управления;

3. внешние и экологические — правовая обеспеченность, непротиворечивость проекта (варианта) действующему законодательству; реакция общественного мнения на его осуществление; снижение количества погрешностей в производственных процессах; воздействие на уровень загрязнения территории;

4. научно-технические — перспективность используемых решений; возможность применения полученных результатов в процессах управления; положительное воздействие на другие проекты (варианты), представляющие государственный интерес;

5. социальные — изменение числа рабочих мест; улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников; улучшение условий труда; влияние на структуру производственного персонала; надежность и своевременность снабжения населения отдельными видами информации; улучшение здоровья работников и населения; экономия свободного времени. Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке, и их включают в состав общих результатов эффективности управления собственностью;

6. производственные — доступность сырья, материалов и дополнительного оборудования; новые технологии; характеристика производственного персонала по квалификации и численности; издержки производства;

7. региональные — ресурсные возможности, степень социальной нестабильности и др.

Критерий эффективности целесообразно определять по следующей схеме:

1. Постановка задачи: определение факторов, влияющих на экономическую эффективность системы УЗР;

2. Пилотная проверка определенной методологии;

3. Выбор методов определения эффективности УЗР. Выработка методологии исследования;

4. Проверка результатов исследования по определению критерия эффективности УЗР;

5. Проведение исследования по оценке эффективности УЗР на примере конкретных субъектов земельных отношений.

Система показателей оценки экономической эффективности управления земельными ресурсами может быть разбита на три взаимосвязанные группы:

I. Конечные результаты деятельности: собираемость земельных платежей; % перечисления в федеральный бюджет; стоимость предотвращения ущерба от деградации земель; доля земельных платежей, определяемая вкладом системы управления.

II. Рациональность организационной структуры: уровень централизации функций; число звеньев; нормы управляемости; сбалансированность прав и ответственности; уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем.

III. Содержание процесса управления земельными ресурсами: производительность аппарата управления; непосредственные результаты деятельности; затраты управленческого труда; текущие расходы на управление; стоимость технико-технологического комплекса.

Определение эффективности управления земельными ресурсами должно осуществляться в следующей последовательности:

1) определение вида эффективности и эффекта;

2) понятие критерия эффективности;

3) выбор метода определения эффективности;

4) определение состава показателей;

5) сбор и обработка информации;

6) определение перспективных направлений расчета эффекта;

7) разработка инструментария анализа;

8) определение факторов, оказывающих влияние на управление земельными

ресурсами;

9) расчет величины эффекта и анализ полученных результатов;

10) уточнение системы показателей и/или метода исследований;

11) расчет и анализ вторичных результатов;

12) принятие управленческого решения.

 

 

Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Понятие «эффект» и «эффективность»

2. Методы и приемы анализа системы УЗР

3. Виды эффективности

4. Экономическая эффективность системы УЗР

5. Экологическая эффективность системы УЗР

6. Социальная эффективность системы УЗР

7. Организационно-технологическая эффективность системы УЗР

8. Информационная эффективность системы УЗР

9. Классификация критериев эффективности системы УЗР

10. Определение критерия эффективности УЗР

11. Система показателей оценки экономической эффективности УЗР

12. Последовательность определения эффективности системы УЗР

Примерный перечень тестовых вопросов:

 

1. Что является объектом управления земельными ресурсами в поселениях?

2. Что относится к основным методам сбора информации для целей управления

земельными ресурсами?

3. На каких основных частях базируется региональная политика?

4. На какие группы делятся функции управления земельными ресурсами?

5. Что включают в себе вспомогательные функции?

6. Какое управление осуществляют субъекты управления земельными ресурсами?

7. Что относится к экономической, экологической, социальной, правовой и

бюджетной эффективности управления земельными ресурсами?

8. На какие виды делятся критерии эффективности управления земельными

ресурсами?

9. На какие классы делятся управленческие решения по содержанию?

10. Что является объектом управления земельными ресурсами субъектов РФ?

11. Какие действия относятся к экономическим методам государственного

управления земельными ресурсами?

12. Условия образования земельной ренты?

13. Система – это взаимосвязанная совокупность …..?

14. Что относится к основным методам управления земельными ресурсами?

15. Что относится к основной цели управления земельными ресурсами?

16. На какие классы делятся управленческие решения по количеству целей?

17. Что является объектом управления земельными ресурсами муниципальных

образований?

18. Каким бывает эффект управления земельными ресурсами?

19. Какие основные требования предъявляются к качеству земельно-кадастровой

информации?

20. На какие виды делится информация по назначению в процессе управления?

21. Какие методы относятся к методам государственного управления земельными

ресурсами?

22. Расположите в правильном порядке этапы принятия управленческого

решения.

23. Что включает в себя информационное обеспечение управления земельными

ресурсами?

24. Какие принципы относятся к принципам управления земельными ресурсами?

25. Какие действия относятся к административным методам государственного

управления земельными ресурсами?

26. Сколько категорий земельного фонда находится в пределах черты поселений?

27. Что относится к понятиям «централизация» и «децентрализация» управления?

28. На какие виды делятся критерии эффективности управления земельными

ресурсами по виду результата?

29. В какой последовательности должно осуществляться определение

эффективности управления земельными ресурсами?

30. Что включает в себя общие функции? 31. Из каких элементов складываются земельные правоотношения?

32. Что является основой информационного обеспечения системы управления

земельными ресурсами?

33. На какие классы делятся управленческие решения по числу лиц,

принимающих решения?

34. Какие виды экономической эффективности управления земельными

ресурсами Вы знаете?

35. Что включают в себя специальные функции?

36. Какие формы управления земельными ресурсами существуют?

37. Что относится к основным свойствам организационных структур управления

земельными ресурсами?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: