Методические рекомендации для ОО СПО Владимирской области по разработке программы воспитания и социализации в соответствии с требования ФГОС




С целью реализации проекта ФЗ №960545-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся и решения проблем воспитания современного ребенка, находящихся в центре государственной политики в сфере образования, Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой разработал следующие методические рекомендации:

1. Рабочая программа воспитания разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее ОО).

2. ОО определяет комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы по соответствующей основной образовательной программе: цель, задачи, основные направления и темы воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитания, включая использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитательной работы, в том числе планируемые личностные результаты воспитания, и иные компоненты.

3. Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:

– Конституция РФ;

– Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020);

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017);

– Федеральный закон от 24.06. 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;

– Федеральный закон от 24.07. 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ;

– Указ президента РФ от 7 мая 2012 №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

– Указ президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»;

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

– Национальный проект "Образование" - ПАСПОРТ УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

– ФГОС СПО (https://spo-edu.ru/fgos);

–Приказ Минтруда России «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» (октябрь 2015 года);

– Методические рекомендации по актуализации действующего ФГОС СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Минобрнауки РФ от 20 апреля 2015 г.).

4. Воспитание подрастающего поколения необходимо рассматривать как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий разных институтов гражданского общества на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне ОО. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Воспитание– деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде[1].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет:

· систему базовых национальных ценностей;

· современный национальный воспитательный идеал;

· цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России:Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Цели нацпроекта «Образование»:

Обеспечение высоких показателей конкурентоспособности системы отечественного образования, вхождение России в топ-10 стран по качеству общего образования.

– Гармоничное воспитание на основе исторических, культурных, духовно-нравственных ценностей народов РФ личностей, проявляющих высокую социальную ответственность (Источник: https://www.menobr.ru/article/65648-qqq-19-m12-natsproekt-obrazovanie)

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

· создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

· формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

· поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

· поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

· формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

· обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

· формирование внутренней (+ или -) позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

· развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

5. Программа воспитания и социализации обучающихся системы СПО направлена на формирование у обучающихся общих компетенций (далее ОК), предусмотренных ФГОС СПО. Обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями, которые они должны приобретать в процессе проведения с ними воспитательной деятельности.

6. В программе воспитания выделяют инвариантную, вариативнуючасти и часть. Вносимая дополнительно ОО.

Инвариантная часть охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых традиционных и актуальных задач воспитания и социализации обучающихся.

Вариативная часть формируется в зависимости от контекстных условий ОО. Например, вариативная часть может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания.

Дополнительно ОО вносит модули, исходя из специфики самой ОО и анализа воспитательной деятельности (это могут быть коррекционные модули).

Инвариантная часть содержит в себе модули программы воспитания и социализации, включающие в себяобщие компетенции (ОК) в составе ФГОС СПО поТОП-50.(В силу многообразия специальностей и профессий в системе СПО, для универсализации программы воспитания лучше использовать ОК в составе ФГОС СПО поТОП-50). Только в таком случае программа воспитания и социализации охватит общие компетенции, необходимые человеку любой профессии.

Единые общие компетенциив составе ФГОС СПО поТОП-50, соответствующие видами воспитания, определенным Стратегией воспитания:

•ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

•ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

•ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

•ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

Воспитательная работа проводится по модулям параллельно в течение учебного года (см. приложение 1).

7. «Основными разделами программы воспитания и социализации являются:

– «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» (в разделе дается краткое описание специфики деятельности в сфере воспитания, особенностях социального окружения ОО, социальных партнерах ОО; особенностях контингента обучающихся, принципах и традициях воспитания в ОО);

– «Цель и задачи воспитания» (воспитание направлено на личностное развитие обучающихся; приобщение к российским традиционным духовным ценностям, формирование у обучающихся основ российской идентичности);

– «Виды, формы и содержание деятельности» (в разделе дается описание способов достижения поставленных цели и задач воспитания;раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных ОО задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы)

Инвариантные модули
Формирование гражданской идентичности, патриотизм Духовно-нравствен-ное воспитания Популяризация научных знаний Физическое воспитание, формирование культуры здоровья Професси-ональноевоспита-ние
Вариативные модули
Профилакти-ка правонару-шений (ПАВ, нарокомания, скулшутинг и др) Самоорганиза-ция, настав-ничество Волонтерство Культурное наследие Экология
Дополнительные модули, вносимые ОО

 

– «Календарно-тематический план воспитательной работы»может представлен по отдельным модулям

 

Наименование модуля
№/№ Название мероприятия Форма проведения Сроки Ответственные

 

– «Результаты освоения программы или показатели реализации программы/модуля, включающие мониторинговую карту» (примерная программа воспитания приложение 2)

 

№/№ Индикаторы (модуль волонтерство) Единица измерения Уч. год
  Доля обучающихся, вовлеченных в волонтерскую деятельность    
  Количество волонтерских отрядов    
  Количество обучающихся, зарегистрированных на платформе "Добровольцы России"    
  Количество добровольческих событий, мероприятий, инициированных органами студенческого самоуправления, волонтерскими отрядами    

 

Мониторинговая карта

 

Объект исследования (студенческий коллектив) Цель (формирование компетенций…) Критерии (профес. навыки, творческие навыки…) Методы (диагносические материалы) Результаты (отчет, справка и т.д.)
         

– Методическое обеспечение программы включает в себя:

· информационное обеспечение (учебные пособия и др.), учебно-методические рекомендации, рабочие тетради, справочники, словари, кино- и видеофрагменты;

· алгоритмы деятельности (инструкционные карты, демонстрационные и раздаточные материалы);

· контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, анкеты и др).

 

8. Критериями эффективности процесса воспитательной деятельности

являются:

– комплексность как степень охвата в воспитании процесса направлений, обозначенных в нормативных документах;

– адресность как степень учета возрастных личностных особенностей обучающихся;

– инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, эффективных форм и методов взаимодействия, в т.ч. и цифровых;

– системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.

9. Критериями оценки результатов воспитательной деятельности являются:

– сформированность знаний. Представлений о системе ценностей гражданина РФ;

– сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающегося в отношении системы ценностей гражданина РФ;

– наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина РФ.

10. Формы воспитательной деятельности соответствуют видам воспитания, указанным в Стратегии воспитания (приложение 3).

 

Литература:

1. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры». М.: Наука. – 1991. – С. 234.

2. Громыко, Н. В., Громыко, Ю. В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике.// «Пушкинское слово». – М. – 2003. – с. 114–115.

3. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012.

4. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное по-собие для студ. учреждений высш. проф. обра-зования / Н.В. Матяш. - М.: ИЦ Академия, 2016.

5. Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. – М. Минпрос. –2020.

6. Национальный проект Образование. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года.

7. Никонорова Л. А. Современные и инновационные воспитательные технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. –URL: https://e-koncept.ru/2013/54032.htm

8. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013.

9. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
https://минобрнауки.рф

10. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки https://obrnadzor.gov.ru

11.Школа классных руководителей: картотека воспитательных форм работы / авт.-сост.: Т. Н. Феодосова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2014.

12. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание /Н.Е. Щуркова.– М.: Педагогическое общество России, 2015

13. Примерная программа воспитания разработана в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (проект № 073-00086-19-01 «Разработка научно-методических основ развития воспитательного компонента ФГОС ОО и механизмов его реализации»). Зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).

 

 

Морозова Е.А., и.о. зав. кафедрой ТиМВ, к.п.н.

Рецензент Харчевникова Е.Л.

 

Приложение 1.

Название направления /модуля Цели Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; Создание для обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; Развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Развитие у обучающихся способности рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личностной причастности к миру во всех его проявлениях, формирование патриотического сознания, чувства гордости за достижения своей страны, родного края, верности своему Отечеству. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Формирование духовно- нравственного воспитания Развития у обучающихся нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; Развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; Содействия формированию у обучающихся позитивных жизненных ориентиров и планов; Оказания помощи обучающимся в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры Ценностное отношение к прекрасному; понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; получение опыта эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; представление об искусстве народов России; Получение опыта эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; опыт реализации эстетических ценностей в пространстве колледжа и семьи ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
Профессиональная мотивация обучающихся Организация социального партнёрства колледжа с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности профессионального образования и предприятия; использование профориентационно значимых ресурсов; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения; адаптация имеющегося в колледже банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения; обогащение практического опыта сопровождения социально-профессионального подростков; проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов организации реализации средств профессиональной ориентации ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

Приложение 2

Примерная программа воспитания

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Профессиональное воспитание

Модуль 2. Гражданско-патриотическое воспитание

Модуль 3. Волонтерская деятельность добровольчество

Модуль 4. Пропаганда ЗОЖ, профилактика употребления психоактивных веществ ПАВ)

Модуль 5. Молодежное предпринимательство

Модуль 6. Экологическое воспитание

Паспорт программы включает в себя: наименование программы, основания для разработки программы (нормативные документы); разработчик и исполнители; цель программы; задачи; период реализации программы; ожидаемые результаты реализации программы.

Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Задачи воспитания:

1) реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в образовательном сообществе;

2) вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, реализовывать их воспитательные возможности;

3) использовать в воспитании обучающихся возможности изучаемых предметов, поддерживать использование на занятиях интерактивных форм;

4) инициировать и поддерживать студенческое самоуправление – как на уровне ОО, так и на уровне группы;

5) поддерживать деятельность функционирующих на базе ОО студенческих общественных объединений и организаций;

6) организовывать в ОО волонтерскую деятельность и привлекать к ней студентов для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;

7) организовывать для обучающихся студентов экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

8) организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

– Календарно-тематический план

Ожидаемые результаты

Уровень сформированности Элементы социального опыта приобретаемых обучающимся, результаты их деятельности. Мониторинг сформированности социального опыта обучающегося
1 уровень низший Знание норм Сумма сведений, знания, умения и навыки соответствующего модуля.
2 уровень средний Ценностное отношение и активное участие в опыте социальной деятельности в учреждении СПО. Эмоционально-ценностное отношения к объектам или средствам деятельности человека. Содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, входящих в систему ценностей соответствующего модуля. Результаты практический опыта социальной деятельности на уровне колледжа под непосредственным руководством преподавателя
3 уровень продвинутый Опыт участия в социальных проектах, социально-значимая деятельность обучающегося «вне принуждения» Результаты участия в социально-значимых проектах на муниципальном, областном, общероссийском уровне. Опыт осуществления известных способов деятельности включает выполнение установленных норм, правил в их проявлении, социально значимая деятельность обучающихся в социуме.

 

– Методическое обеспечение программы

– Список литературы

Приложение 3.

 

Виды воспитания Формы
1. Гражданское воспитание Классные часы, устный журнал, круглый стол, диспут, линейка, уроки в форме соревнований и игр; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки мудрости, уроки мужества и т.д.); уроки, напоминающие публичные формы общения (диалог, телемост, «живая газета» и др.); уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, следствие, ученый совет и др.), Лэпбук «Праздники России».
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности Классные часы, устный журнал, круглый стол, диспут, линейка, конкурсы, праздники, мастер-классы,акции («Письмо ветерану», «Бессмертный полк», «75 пятерок - это моя Победа», «Помоги ветерану», «Семейные реликвия с войны», « Подарок солдату », «Великие стихи и песни Великой Победы», «Окна Победы», «Фонарики Победы», «Георгиевская лента»); военно-спортивная игры,военизированное многоборье; конкурсы творческих работ
3. Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей Акции («Сердце ангела»: изготовление подарков и поздравлений пожилым людям, сбор помощи детям, оставшимся без попечения родителей; «Вам любимые»); праздничный концерты(«День матери»; вечерний огонек «Новогодний винегрет»; осенний бал «Чердак времён», зимний бал «Карнавал»), организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Щуркова);формы коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов); кейс метод, РКМЧП (методы как способы развития критического мышления через чтение и письмо), групповая проблемная работа, диалоговые (дилеммные) формы, квесты, форсайт, метод работы с притчами и др.
4. Приобщение к культурному наследию уроки культуры поведения и этикета, экскурсии, конкурсы, фестивали, посещения музеев, театров, выставок, концертов.
5. Популяризация научных знаний Предметные олимпиады, лектории, недели книг, недели учёных, занятия в кванториумах, брей-ринги, пресс-конференции, сократовская беседы, конференции, пресс- конференции, исследовательские проекты, соревнования, деловые игры, КВН, викторины и др.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья Спортивные игры, олимпиады, состязания, спортивные праздники; динамические паузы во время проведения занятий, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды, создающие спортивный образ (спортивный стиль) жизни;спортивно-массовые проекты(«Чемпионат Ассоциации студенческих спортивных клубов России»).
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Проектная деятельность («Молодые профессионалы»; чемпионаты WorldSkills Russia по различным техническим компетенции; «Россия – страна возможностей» - чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с ОВЗ «Абилимпикс»; Экскурсионный проект «День без турникета»; «Организация трудоустройства»); трудовые десанты, операция «по секрету», рейды добровольцев, конкурсы, праздники.
8. Экологическое воспитание Экологический десант, сбор макулатуры, агитбригады, экскурсии, «Заочные экскурсии», викторины, экологический час, праздники, проекты («GreenFox»).

 


[1]Проект ФЗ №960545-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» от 2 мая 2020 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: