Решите методическую задачу




Практическое занятие 1 «Методика изучения морфемного состава слова»

Задание 1

Направления анализа

1. Выявите программные требования по теме «Состав слова».

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать языковые факты, анализировать их с тем, чтобы сам-но и осознанно делать выводы. Эта тема важна по следующим причинам:

- школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слова;

- уч-ся узнают об основном способе в языке словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые закрепились в системе словообразования;

- осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи;

- упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи;

- изучение морфемного состава слова важно для формирования орфографического навыка.

Морфемный состав в качестве сам-ной темы изучается в 3 классе. в период изучения этой темы решаются следующие задачи:

1) в процессе целенаправленных упр. добиться осознанного усвоения уч-ся понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;

2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны находить в слове определённую морфему, подбирать к слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;

3) довести до осознания уч-ся сущность морфологического принципа русской орфографии, который определяет правильное написание большинства слов русского языка;

4) научить шк-в сознательно пользоваться правилами правописания безуд. гл, звнк. и глух. согл., непроизносим. согл, развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами единого написания приставок; научить отличать приставку от предлога;

5) в процессе словообразовательных и лексических упр. добиваться обогащения активного словаря уч-ся, а проводя упр. творческого характера, решать задачи развития связной речи.

В примерной образовательной программе начального образования в разделе «Состав слова (морфемика)» приведены умения, которыми должен овладеть выпускник начальной школы.

Выпускник научится:

1) различать изменяемые и неизменяемые слова;

2) различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

3) находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

1) выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

2) использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

 

 

2. Проанализируйте учебники по русскому языку в соответствии со следующими критериями: содержание, объем, способы подачи, логика изложения теоретического материала; организация пропедевтической работы; принцип отбора языкового материала (учет закономерностей, действующих в современном русском языке. возможность использования языкового материала при орфографической работе и работе по развитию речи); типы упражнений и характер заданий к упражнениям (связь с развитием речи, орфографией, творческие задания в системе упражнений).

 

УМК «Перспектива»(авторы:Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова.)

В УМК "Перспектива" изучаются такие понятия, как однокоренные слова, родственные слова, корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова.

Во 2 классе 2 части изучаются такие понятия, как словообразование (тема «Как собрать и разобрать слово»), корень,однокоренные(родственные слова), приставка, суффикс, окончание

В теме «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные слова)»в упр.61-65 вводится понятие и смысл родственных слов.(упр. 62. Прочитайте слова: вода, водяной, подводный, водолаз, водитель. Сравните слова по значению и написанию. Какое из них не относится к группе родственных слов),на стр. 49 содержится правилоопределение корня и его обозначение.

В упр.66 вводится понятие однокоренные слова(Выпишите однокоренные слова. Выделите корень)

В теме «Приставка» на стр.57 дается памятка профессора Самоварова: определение понятия, где стоит приставка и как она обозначается. В упр.75 дается задание образовать от слов, новые слова, добавляя приставки. Ниже данного упражнения дается памятка о слитном написании приставки с остальной частью слова.

В теме «Суффикс» на стр.62 дети знакомятся с понятием суффикс. В этом помогают памятки детей Ани и Вани, профессора Самоварова и совы. В упр.86 знакомят с уменьшительно-ласкательным значением суффиксов и называют профессии людей. В упр.87 стр.65 появляются суффиксы прилагательных.

В теме «Окончание» на стр.66 в упр. 88 не дается еще определения окончания, дети должнысами понять для чего нужна пропущенная частьслова. На стр. 66 дается понятие окончания и его обозначение.

В 3 классе 1 части происходит возвращение к составу слова. Дети снова работаютнад такими понятиями как корень, приставка, суффикс, окончание, словообразование (тема «Как образуются слова»).

В теме «Корень» на стр.95 дается правило «Узелки на память». Не дается понятие однокоренные слова, вместо них используются родственные. На стр. 96 дается слово в словарик «Твой словарик».

В теме «Приставка» на стр.103 дается правило «Узелки на память», в котором содержится определение приставки. На стр. 104 дается слово в «твой словарик». В упр. 186 на стр. 107 дети должны научиться отличать приставки от предлогов, после этого упражнения дается памятка о раздельном написании предлогов и слитном приставок.

В теме «Суффикс» на стр.109 дается правило «Узелки на память», в котором содержится определение суффикса.В упр. 191 на стр. 109 даются суффиксы прилагательных.

В теме «Окончание»на стр. 113 даются «Узелки на память».

УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Проанализировав комплект учебников по русскому языку В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого по теме «Состав слова», было выявлено, что изучение данного раздела начинается со второго класса в теме «Однокоренные слова», где младшие школьники знакомятся с понятием «корень», как общей частью слова. Основной материал изучения данного раздела приходится на 3 класс в теме «Состав слова». В третьем классе ученики знакомятся с понятием «корень слова», «окончание», «приставка», «суффикс», «основа слова», а также в теме «правописание частей слова» учатся грамотно писать суффиксы и приставки в тех или иных словах. Каждая морфемы изучается отдельной темой; на странице учебника даются правила, которые объясняют значение морфемы в слове. В 4 классе учащиеся повторяют изученный материал в предыдущих классах, отрабатывают умения находить морфемы в слове, образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слово по составу. Понятия сопровождаются разнообразными упражнениями, которые помогают сформировать у младших школьников представление о составе слова.

В 1 классе УМК «Школа России» проводятся пропедевтические наблюдения: предлагаются группы слов - слон-слониха-слоненок, лес-лесной-лесник. Учащимся нужно определить - какие буквы в общей части слов надо проверять. Еще не зная понятия «корень» и соответствующего правила правописания, дети учатся ставить орфографическую задачу [1, с.69]. Аналогичные наблюдения проводятся и над написанием букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости [1, с.97].

Во втором классе вводится термин «однокоренные слова», причем сначала школьники оперируют понятием «родственные слова» [2, с.58].

Это вполне оправдано, так как на занятиях по развитию речи в ДОУ детей знакомят со «словами-родственниками». Для наблюдения берутся знакомые слова, типа гриб-грибок-грибник-грибной; брат-братик-братишка [2, с.59]. Предлагается также сравнить слова: мама-сын-дедушка-тетя и сын-сынок-сыночек-сынишка [2, с.59] и выписать только родственные слова. И хотя понятие «корень» еще не дается, но учащиеся подводятся к его пониманию. В определении корня (чуть позже), которое приводят авторы учебника четко включены два основных признака: общая (одинаковая) часть и общее лексическое значение [2, с.61.]. Поскольку в русском языке есть такое явление, как омонимия корней («корневые омонимы - это прежде всего корни разных слов, находящихся в состоянии лексической омонимии [2, а51], необходимо учить детей различать слова с корнями-омонимами однокоренные. В учебнике приводится упражнение на разграничение таких слов [2, с.64].

Следующая морфема, с которой знакомятся ученики, - окончание.

«Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении» [3, с.80]. Чтобы ученики овладели данным понятием целесообразно предложить для анализа не готовый (как в учебнике), а деформированный текст, по итогам восстановления которого ученики поставили слова в нужную форму и сделали вывод, что окончание -изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

Овладение и осознание понятия «окончание» дает возможность проводить работу над формами слова, осознать процесс словоизменения: при изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остается прежним» [3, с.80].

В учебниках русского языка УМК «Школа России» имеются «странички для любознательных». В частности, одна из таких страничек знакомит детей со словами, у которых нет окончаний - несклоняемые имена существительные, предлоги [3, с.83]. Этот материал данной страницы может стать основой для проектно-исследовательской деятельности, результатом которой будет небольшой словарь несклоняемых (общеупотребительных) имен существительных.

Морфемы, которые изучаются вслед за окончанием, это суффиксы и приставки. Суффиксыи приставки относятся к аффиксальным, или служебным морфемам.

«Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов» [3, с.84]. «Суффикс -это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов» [3, с.89]. Для усвоения значения приставок и суффиксов в учебниках представлена последовательная система упражнений [3, с.86, с.91];

Основа слова в учебнике УМК «Школа России» рассматривается после изучения приставок и суффиксов. «Часть слова без окончания называется основой. В основе слова заключено его лексическое значение. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание» [3, с.95].

Ученики тренируются и в полном морфемном разборе. В учебнике дается соответствующая памятка и образец устного и письменного разбора [3, с.146].

В процессе формирования

словообразовательных понятий широко используются схемы, которые помогают «видеть» структуру слова и реализуют одно из условий успешного усвоения понятий - наглядное его изучение:

- рассмотрите схемы слов. Прочитайте, догадайтесь, какие пословицы в них зашифрованы [3, с.98];

- прочитайте слова, объясните их значение, соотнесите слова и схемы слов [3, с.97]. Можно предложить учащимся добавить по одному слову к каждой схеме.

К сожалению, в учебнике немного упражнений, направленных на формирование умений учащихся самостоятельно образовывать слова по известным моделям.

Способы же словообразования не изучаются. Но в учебнике, как уже было отмечено, имеются «странички для любознательных», одна из которых включает сведения о словообразовательном словаре: «словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит» [3, с. 96].

А также даются практические сведения по словообразованию: «прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый». [3, с. 96]

Примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 131. Прочитайте.

1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережет – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.

· Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех слов? / Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

2) Упр. 157. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Предпраз…ничный день, перекрасить пол в комн…те, перер…совать к…ртинку, отплыть от бер…га, поуж…натьвмест…, обм…розить щеки, доехать до ст…лицы, запустить р…кету, вырастить пш…ницу и …вес, перекопать ог…род, подпрыгнуть выс…ко, прокатить на тракт…ре, переч…тать расска…

· Найдите слова с приставками. Выделите приставки. / В каком слове и какая приставка имеет значение: а) повторить действие заново;б) направление действия снизу вверх?

3) Упр. 170. Прочитайте.

М…дведица, з…йчата, л…сенок, скв…рчиха, т…гренок, гр…чата, м…дв…жонок, л…сица, з…йчонок, т…грята, скв…рченок, гр…чиха, л…сята, з…йчиха, м…дв…жата, т…грица, гр…чонок, скв…рчата.

· Найдите однокоренные слова. От какого слова образовались слова каждой группы? / Запишите однокоренные слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их-. / Какие суффиксы образуют слова-названия детенышей животных и выражают ласковое отношение к ним?

4) Упр. 179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у нее маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

· Найдите с тексте слова с корнем -ящер-. Запишите эти слова группами: в одну – однокоренные слова, в другую – формы одного и того же слова. / Выделите в словах все значимые части слова.

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. - 143с.

2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2016. - 144с.

3.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2016. - 159с.

 

 

УМК «Планета знаний» (авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)

Проанализировав комплект учебников по русскому языку Л.Я. Желтовской и О.Б. Калининой, было выявлено, что основной материал по теме «Состав слова» предлагается к изучению во 2 классе. Данная тема представлена в виде большого раздела «Слова и его значимые части», содержащего такие темы, как «Корень слова. Однокоренные слова», «Суффиксы и приставки в слове», «Окончание слова». Для начала младшие школьники знакомятся с понятием «родственные слова», а затем переходят к понятию «корень». В разделе отсутствуют отдельные темы, посвященные значению суффиксов и приставок – этот материал включен в общие темы раздела. Понятие «основа слова» также не вынесено из материала учебника в отдельную тему, но объяснение понятия дается в учебнике в рубрике «Запомните!». Каждое понятие сопровождается упражнениями, направленными на отработку полученных знаний, однако упражнений на формирование представления о значении слова недостаточно. Так как все основные понятия вынесены во второй класс, то в 3 и 4 классе идет повторение пройденного материала, что способствует целостному представлению младших школьников о разделе «Состав слова».

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – подбор однокоренных слов, выделение корня в словах, подбор однокоренных слов на определенный корень, поиск однокоренных слов в тексте;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки в слове, образование новых слов с помощью определенных приставок, распределение слов по группам с разным значением приставок;

3) формирование представления о значении суффикса – образование однокоренных слов с определенным значением, выделение суффикса в словах, подбор слов с заданным суффиксом;

4) формирование представления о значении основы слова – выделение значимых частей слова, выделение основы слова;

5) формирование представления о значении окончания – выделение окончания в словах, поиск форм слова в тексте;

6) умение разбирать слово по составу – разбор слова по составу, подбор слов к графическим схемам.

Приведем примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 11. Являются ли слова в предложениях однокоренными? Выпиши глаголы. Подбери к ним однокоренные имена существительные. Запиши.

Коля колет. Поля полет. Паша пашет. Варя варит. Валя валит. Света светит.

2) Упр. 5. Почему суффиксы называют значимой частью слова? Образуй названия детенышей животных с помощью суффиксов и запиши. Обозначь в словах суффиксы.

У льва – льв ёнок, у лося – …, у тигра – …, у слона – …, у лисы – …, а у лошади –?

У белки – бельч онок, у волка – …, у медведя – …, у ежа – …, у мышки –?

3) Упр. 12. Прочитай и спиши предложения. Определи, где приставка, а где предлог.

Лодка от плыла от берега. Дети с катились с горы. Ребята по шли по тропинке.

4) Упр. 15. Запиши слова. Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные основы слов.

Шоколадн ая (глазурь), попутчик, пухов ой (платок), кормушк а, ножищ а, подножн ый (корм), рассвет, заед у, местн ый (говор).

Задание 2

Решите методическую задачу

Методическая задача 1

Учитель использовал дидактический материал, приведенный ниже. Сформулируйте задания к каждому виду дидактического материала. Уточните этап и цель использования получившихся заданий.

1. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите слово которое повторяется в каждом предложении. Изменить форму этого слова так, чтобы предложения были понятны.

Цель: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

Этап: знакомство с новым материалом

 

2. Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, подарок.

Задание 1. Выдели суффикс в тех словах, где он присутствует.

Задание 2. Выдели приставку в тех словах, где она присутствует.

Цель: обеспечить запоминание написания некоторых суффиксов и приставок.

Этап: закрепление

 

3. Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница; больной, больница, большой.

Задание 1. Найди лишнее слово и объясни почему.

Задание 2. Выпиши однокоренные слова и обозначь корень в каждом слове.

Задание 3. Выдели корень и основу в каждом слове.

Цель: формирование умений соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав; развитие умения находить и вычленять корень слова.

Этапы: изучение нового материала, закрепление

 

4. Сказать, труд, земля, вода, земной, труженик, подземный, рассказ, водяной, доказать, трудный, сказка, наземный, земляк, затруднение, земляной, подводный, безводный.

Задание 1. Выпиши однокоренные слова и обозначь корень в каждом слове.

Цель: формирование умений соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав; развитие умения находить и вычленять корень слова.

Этап: закрепление

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: