РУСКИЙ ЯЗЫК 5-А класс
Первое ноября
Классная работа
Дорогие ребята! Мы рады встрече с вами, надеемся на то, что у нас с вами все получится.
ТЕМА: Правописание -тся, -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами. Личные окончания глаголов.
Цель урока: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.научить задавать вопросы к глаголам; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Приготовить учебник, тетрадь и ручку.
2. Орфографическая минутка: (ПИСЬМЕННО!!!) Русский, группа, коллектив, суббота, балкон, велосипед. баскетбол, беречь.
3. Актуализация знаний (УСТНО)
Самостоятельные и служебные части речи – это ………
Глагол- это…
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Найдите глагол в записанном диктанте, подчеркните его.
Давайте обратимся к таблице, вспомним, что нам известно о глаголе.
4. Откройте учебник на стр. 41, прочитайте орфограмму, вспомните ее, Перейдите по ссылке и просмотрите видео по данной теме «Правописание –тся, -ться в глаголах»:
https://www.youtube.com/watch?v=_M_q8aQiUmc
Работа с карточкой. ПИСЬМЕННО!!!
Вставьте, где нужно, Ь. выпишите «четвертое лишнее ».
Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.
Собирает…ся, считат…ся, ломат…ся, гневат…ся.
Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнует…ся.
Загибат…ся, зажигает…ся, смеят…ся, прощат…ся.
5. Вспомним, что нам известно о правописании не с глаголами.
Предлагаем перейти по ссылке и просмотреть видео по новой теме «Раздельное написание не с глаголами»:
https://www.youtube.com/watch?v=mq7BGA5Iv2g
6. Не с глаголом (орф.№21). Слитно или раздельно? ПИСЬМЕННО!!!
|
(Не) любит, (не) читал, (не) годовать, (не) собирает, (не) станет, (не) навидит, (не) хотел, (не) истовствовал, (не) увидит, (не) потеряет, (не) доумевал.
Личные окончания глаголов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения. УСТНО!
Как-то во время выполнения домашнего задания Петя, определяя спряжение глагола, написал в тетради: «Глагол лететь относится к первому спряжению».
Отличница Аня возмутилась:
– Петя, если это действительно глагол первого спряжения, тогда надо говорить и писать летем, а не летим! О чём ты только думаешь?
– Я всё правильно думаю: лететь, оканчивается на -еть, не исключение... Значит, точно первое спряжение!
– А какое окончание должно быть у глагола первого спряжения в форме 1 лица множественного числа?
– Окончание -ем! Но ведь мы летим, а не летем! Что-то я совсем запутался…
–Необходимо разумно применять правила, Петя! Всегда помни, что
У глагола есть лицо,
У глагола есть число.
Изменяется глагол,
Он спрягается:
И по лицам, и по числам
Изменяется.
Проявите к глаголу уважение:
Научитесь различать спряжение!
ЗАПОМНИТЕ! Если у глагола окончание ударное, то оно пишется так, как слышится. И спряжение определяется по этому окончанию. Не надо в таком случае ставить глагол в неопределённую форму. Глагол лететь имеет в формах летим, летишь, летите, летит, летят ударные окончания, соответствующие второму спряжению. Значит, это глагол второго спряжения!
– Ясно, – протянул Петя, – а если передо мной только неопределённая форма? Например, беречь? Или нести? В этих словах никаких опознавательных знаков спряжения!
|
– Попробуй проспрягать глагол и понять, ударное у него окончание или нет. Скорее всего, ударное, – предположила Аня.
– Беречь, берегу, бережёшь, берегут… – это глагол первого спряжения! – обрадовался Петя.
Аня продолжила:
– Нести, несу, несёшь, несём, несут… – это тоже глагол первого спряжения.
Петя исправил запись в тетради: «Глагол лететь относится ко второму спряжению» и побежал в школу.
На следующий день на уроке русского языка учительница Ирина Сергеевна напомнила:
– Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. Личные окончания – это система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.
Личные окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем,
-ете, -ут (-ют).
Личные окончания глаголов второго спряжения: -у (-ю),
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
8. ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ!!! Стр. 43.
1. Домашнее задание! Изучить параграфы 17, 19. Выполнить упр. 85 (1-3 предл.)
Фото классной и домашней работы выслать до 03.11 в личное сообщение в ВК: