Личные окончания глаголов.




РУСКИЙ ЯЗЫК 5-А класс

Первое ноября

Классная работа

Дорогие ребята! Мы рады встрече с вами, надеемся на то, что у нас с вами все получится.

ТЕМА: Правописание -тся, -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами. Личные окончания глаголов.

Цель урока: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.научить задавать вопросы к глаголам; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Приготовить учебник, тетрадь и ручку.

2. Орфографическая минутка: (ПИСЬМЕННО!!!) Русский, группа, коллектив, суббота, балкон, велосипед. баскетбол, беречь.

3. Актуализация знаний (УСТНО)

Самостоятельные и служебные части речи – это ………

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Найдите глагол в записанном диктанте, подчеркните его.

 

Давайте обратимся к таблице, вспомним, что нам известно о глаголе.

 

 

4. Откройте учебник на стр. 41, прочитайте орфограмму, вспомните ее, Перейдите по ссылке и просмотрите видео по данной теме «Правописание –тся, -ться в глаголах»:

https://www.youtube.com/watch?v=_M_q8aQiUmc

 

Работа с карточкой. ПИСЬМЕННО!!!

Вставьте, где нужно, Ь. выпишите «четвертое лишнее ».

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собирает…ся, считат…ся, ломат…ся, гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнует…ся.

Загибат…ся, зажигает…ся, смеят…ся, прощат…ся.

 

 

5. Вспомним, что нам известно о правописании не с глаголами.

Предлагаем перейти по ссылке и просмотреть видео по новой теме «Раздельное написание не с глаголами»:

https://www.youtube.com/watch?v=mq7BGA5Iv2g

 

6. Не с глаголом (орф.№21). Слитно или раздельно? ПИСЬМЕННО!!!

(Не) любит, (не) читал, (не) годовать, (не) собирает, (не) станет, (не) навидит, (не) хотел, (не) истовствовал, (не) увидит, (не) потеряет, (не) доумевал.

 

 

Личные окончания глаголов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения. УСТНО!

Как-то во время выполнения домашнего задания Петя, определяя спряжение глагола, написал в тетради: «Глагол лететь относится к первому спряжению».

Отличница Аня возмутилась:

– Петя, если это действительно глагол первого спряжения, тогда надо говорить и писать летем, а не летим! О чём ты только думаешь?

– Я всё правильно думаю: лететь, оканчивается на -еть, не исключение... Значит, точно первое спряжение!

– А какое окончание должно быть у глагола первого спряжения в форме 1 лица множественного числа?

– Окончание -ем! Но ведь мы летим, а не летем! Что-то я совсем запутался…

–Необходимо разумно применять правила, Петя! Всегда помни, что

У глагола есть лицо,

У глагола есть число.

Изменяется глагол,

Он спрягается:

И по лицам, и по числам

Изменяется.

Проявите к глаголу уважение:

Научитесь различать спряжение!

ЗАПОМНИТЕ! Если у глагола окончание ударное, то оно пишется так, как слышится. И спряжение определяется по этому окончанию. Не надо в таком случае ставить глагол в неопределённую форму. Глагол лететь имеет в формах летим, летишь, летите, летит, летят ударные окончания, соответствующие второму спряжению. Значит, это глагол второго спряжения!

– Ясно, – протянул Петя, – а если передо мной только неопределённая форма? Например, беречь? Или нести? В этих словах никаких опознавательных знаков спряжения!

– Попробуй проспрягать глагол и понять, ударное у него окончание или нет. Скорее всего, ударное, – предположила Аня.

– Беречь, берегу, бережёшь, берегут… – это глагол первого спряжения! – обрадовался Петя.

Аня продолжила:

– Нести, несу, несёшь, несём, несут… – это тоже глагол первого спряжения.

Петя исправил запись в тетради: «Глагол лететь относится ко второму спряжению» и побежал в школу.

На следующий день на уроке русского языка учительница Ирина Сергеевна напомнила:

– Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. Личные окончания – это система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.

 

Личные окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем,

-ете, -ут (-ют).

 

Личные окончания глаголов второго спряжения: -у (-ю),

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

 

 

8. ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ!!! Стр. 43.

 

 

 

1. Домашнее задание! Изучить параграфы 17, 19. Выполнить упр. 85 (1-3 предл.)

 

 

Фото классной и домашней работы выслать до 03.11 в личное сообщение в ВК:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: