Разновидности рынков труда




 

Кроме типов, для целей полного учета ресурсов труда выделяют еще некоторые разновидности рынков труда. Среди них открытый и скрытый рынок труда.

Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:

1) организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования;

2) неофициальную часть - тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или с негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.

Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидности рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату. Такое положение сегодня наблюдается в российской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, а также отсутствием по различным причинам новых взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков или потребителей (или тех и других) и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния[11].

Сегменты рынков труда

 

Сегментация рынка труда - это его разделение на отдельные части, сектора (сегменты) по определенным признакам. B зависимости от степени развития рынка, целей анализа и применяемых критериев можно выделить на рынке разные его сегменты.

Сегментарный рынок труда - это рынок с четко обозначенными частями - сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников (последние не являются конкурентами другим работникам в иных частях рынка труда).

Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.[12]

B последние годы в экономической литературе по критерию стабильности трудовых отношений рынок труда делится на три сектора - ядро, периферия и безработные.

Наиболее устойчивый сектор - «ядро» - первичный рынок труда. Персонал этого сектора имеет стабильную занятость, работает в режиме полного рабочего времени, получает высокую заработную плату. Ему созданы условия для профессионального роста, овладения смежными специальностями. Его привлекают в той или иной степени к управлению производством. На рабочих местах применяются прогрессивные технологии; в этом секторе действуют сильные профсоюзы.

Второй сектор - «периферия» - вторичный рынок труда. Для него характерна частичная занятость, труд в течение неполного рабочего времени, сезонность работ, работа по краткосрочным контрактам, рабочие места не престижны, трудоемки, примитивны, уровень оплаты труда низкий, возможности для профессионального роста ограничены, социальная защита слабая, профсоюзы, как правило, отсутствуют.

Третий сектор объединяет безработных. Это трудовой резерв для первого и второго секторов, т.е. безработные, могут пополнить ряды как первичного, таки вторичного рынка.[13]

По степени государственного воздействия на рынок рабочей силы в узком смысле можно выделить два сегмента:

· рынок, контролируемый, регулируемый государственной службой занятости. Он включает всех безработных, зарегистрированных в Федеральной службе занятости, ищущих работу и нуждающихся в профориентации, подготовке и переподготовке.

· неконтролируемый рынок рабочей силы - сегмент рынка рабочей силы в узком смысле - представляет собой часть предложения рабочей силы и вакансий рабочих и ученических мест, не охваченных услугами официальных органов трудоустройства. Занятость этого контингента обеспечивается на основе непосредственных контактов безработных и работодателей, руководителей отделов кадров предприятий.

Сегментирование рынка труда имеет большое значение для:

ü анализа рынка;

ü изучения его структуры и емкости;

ü выявления контингента, образующего предложение труда и спрос на него;

ü определения перспектив рынка труда.

Подобное изучение составляет содержание маркетинга рынка труда. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков:

1. географическое положение (регион, город, район и др.), демографические характеристики (половозрастной и семейный состав населения),

2. социально-экономические характеристики (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.),

3. экономические показатели (распределение покупателей по формам собственности, по их финансовому состоянию; распределение продавцов труда по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и др.),

4. психографические показатели (личные качества работников, их принадлежность к определенным слоям и прослойкам общества, и др.), поведенческие характеристики (мотивация занятости и др.)[14].

Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены малоконкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе:

· молодежь, вступающая в трудоспособный возраст;

· пожилые работники;

· инвалиды 3-й группы;

· женщины с детьми,

· т.е. все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.

Мобильность данных категорий работников ограничена. Они могут преобладать в отдельных отраслях и профессиях, которые, в свою очередь, могут сосредоточиваться в отдельных регионах, образуя замкнутые рынки труда. Государство вынуждено регулировать условия найма и труда указанной рабочей силы специальными законодательными актами или выделением специальных разделов в общих законах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: