Тема: Речь. Текст. Предложение.
Цели: обобщить знания учащихся о письменной и устной речи, монологической и диалогической речи, о признаках предложения; развивать умение интонировать предложения и оформлять их на письме.
Организационный момент
Минутка чистописания
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
¾ Рассмотрите узоры. Какие слова входят в состав узоров? Как связана обводка узора со словом? Какие ещё поры года вы знаете? Составьте и запишите узор со словом весна (зима).
Внук знойного июля.
¾ Прочитайте загадку. Какой месяц называют внуком знойного июля? Что вы знаете про сентябрь? Спишите загадку. Запишите слово-отгадку. В слове сентябрь подчеркните букву, написание которой нельзя, проверить.
В _сеннее ненаст_е семь п_год на дв_ре.
¾ Прочитайте. Как вы понимаете смысл этого предложения? Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
3. Сообщение темы и целей урока
4. Повторение изученного в 3 классе
Беседа о летних каникулах.
Составление устных высказываний о лете, наиболее интересных событиях, которые произошли летом. Наблюдение за использованием средств; выразительности устной речи: темпа, тона, мимики, жестов.
Выполнение упр. 1
Чтение стихотворения.
Смысловой анализ текста (веселое стихотворение или грустное, почему ребятам грустно прощаться с летом, с чем приходится расставаться осенью).
Конкурс на лучшее заглавие для стихотворения.
Поиск слов, употребленных поэтом в переносном значении: уходит лето, одетое в листву, серебряная мушка, стеклянный ручеек.
Повторение изученного о словосочетании. Выделение словосочетаний и их запись, постановка ударения и выделение в записанных словах букв, которые обозначают звуки в слабой позиции.
|
Выполнение упр. 2
Чтение текста «Лес в сентябре», составление его плана, который может выглядеть так:
1. Красота осеннего леса.
2. Пень загрустил.
3. Щедрый подарок.
Разбор предложений.
Сначала дети называют и подчеркивают подлежащее и сказуемое, затем выписывают словосочетания вместе с вопросами. Эта работа выполняется одновременно на доске и в тетради.
Повторение информации о видах предложений по цели высказывания и интонации (упр. 3)
С целью иллюстрации каждого из названных видов дети составляют предложения о летних каникулах.
Выполнение упр. 4
Дети повторяют, как оформляются на письме предложения с обращениями.
Развитие связной речи учащихся
Выполнение упр. 5
Школьники составляют по 2—3 предложения по каждому пункту плана, придумывают заглавие текста. Используется групповая работа: класс делится на группы по 4 человека, каждая составляет (и записывает в тетрадь) высказывание, соответствующее одному из четырех пунктов плана. Затем учитель предлагает прочитать коллективно составленный текст.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 6
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Значение слова. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы.
Цели: обобщить знания о составе слова, об однокоренных словах, частях речи; развивать умения соотносить звук и букву, классифицировать звуки: повторить правописание гласных в корне слов.
Организационный момент
Минутка чистописания
|
____________________________________
¾ Пропишите сочетания букв и узор.
____________________________________
¾ Прочитайте слова. Каким образом сочетания букв и узор связаны со словами ручка, тетрадь, карандаш? Как пишутся сочетания чк-чн? Как проверить правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. Слово тетрадь пришло из греческого языка и буквально означает вчетверо сложенный лист (тетра в переводе с греческого — четыре).
____________________________________
¾ Прочитайте слова. К каждому слову поставьте вопрос. Какой частью речи являются эти слова? Соедините стрелками слова-прилагательные со словами ручка,тетрадь, карандаш, чтобы получились словосочетания. Запишите слова. Выделите окончания.
____________________________________
¾ Прочитайте, Какой частью речи являются эти слова? Почему не пишет написано раздельно? Назовите слова с приставками. Объясните написание приставок с-, за-. Запишите слова. Выделите приставки. Устно составьте предложения со словами-глаголами и словами-существительными, записанными ранее.
Сообщение темы и целей урока
Повторение изученного в 3 классе
Актуализация знаний учащихся о прямом и переносном значении слов, повторение информации о частях речи.
Выполнение упр. 7 (устно)
Закрепление сведений о прямом и переносном значении слова, повторение сведений о связи имен прилагательных с существительными. Составление и запись предложений со словами в прямом и переносном значении (упр. 8)
Актуализация знаний учащихся о грамматических признаках глаголов, закрепление умений выделять словосочетания, которые состоят из глаголов и имен существительных с предлогами и без них.
|
Выполнение упр. 9 (с комментированием)
Выполнение упр. 10
Чтение текста "Кому что дарить?"
Проверка понимания текста учащимися с помощью вопросов
Коллективное определение основной мысли текста, которая выражена в последнем предложении.
Разбор по составу слова подарки.
Выполнение грамматического задания. Оно выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 11
__________________________