Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 354
Московского района Санкт-Петербурга
___________________________________________________________________________________________________
| |||||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»»
«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
Возраст учащихся: 10-18 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчики:
Миронов Константин Александрович,
педагог дополнительного образования
Киско Мария Александровна,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность – художественная (социально-педагогическая).
Актуальность программы.
Программа «» опирается на идеи следующих документов:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
· Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2009;
· Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва;
· Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга "Воспитание петербуржца XXI века" Приложение к приказу КО СПб от 26.06.2003 N 1014;
· «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12 2010 г. № 1897). — М.: Просвещение, 2011.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период, до 2025 года определяет одним из основных направлений развития воспитания в современном российском обществе духовное и нравственное воспитание учащихся на основе российских традиционных ценностей, которое осуществляется за счет содействия формированию у учащихся позитивных жизненных ориентиров и планов посредством развития форм включения учащихся в интеллектуально-познавательную, творческую, художественно-эстетическую, игровую деятельность на основе использования потенциала системы дополнительного образования учащихся.
В рамках интеграции дополнительного и основного общего образования настоящая программа дополняет образовательную область «Искусство» общеобразовательной школы, тем самым, позволяет решать задачи, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах: формирование основ эстетической культуры (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности), развитие коммуникативной культуры (ценности: добро, человек, сотрудничество, взаимопомощь), приобщение к здоровому образу жизни (ценности: здоровье, жизнь).
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и других ценностей.
Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Учащийся, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает учащимся возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у учащихся.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность учащихся, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания учащихся. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить учащихся профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Отличительные особенности.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой:
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый учащийся должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить учащемуся возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе учащихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Программа «Театральная студия» включает несколько основных разделов:
1. История театра. Театр как вид искусства.
2. Актерская грамота.
3. Художественное чтение.
4. Сценическое движение.
5. Работа над пьесой.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации учащихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Этапы обучения.
Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.
1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей учащихся, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого годаучащиеся получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения - импровизации.
2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.
3-й год обучения - допрофессиональная ступень «Мастерство+Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию учащихся на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
Построение программы по крупным блокам тем - «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение», «Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с учащимися.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование учащегося на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Адресат программы.
Программа «Театральная студия» адресована учащимся ГБОУ школы №354, 8-17 лет.
Цель программы
– развитие нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:
· необходимых представлений о театральном искусстве;
· актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
· речевой культуры учащегося при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
· практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей учащегося;
· начальных профессиональных навыков актёров и режиссёров
способствовать развитию:
· интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
· творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого учащегося;
· эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
· воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
· творческой активности учащегося, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
· духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.