А) О действиях и событиях.
Б) О признаках предмета.
В) О причинах действий и событий, признаках предмета.
В каком типе текста есть начало действия, его развитие и завершение?
А) Описание.
Б) Повествование.
В) Рассуждение.
9. Прочитай. К какому типу относится текст:
Медвежонок
Захотелось медвежонку малинки.
Тайком от медведицы в малинник убежал. До чего же хорошо в малиннике! Тишина, теплота, вареньем малиновым пахнет! (Н. Сладков.)
А) Рассуждение.
Б) Описание.
В) Повествование.
Прочитай. К какому типу относится текст?
Лисий хвост
Для чего лисе нужен хвост? Без него лисица совсем пропадет. Погонятся за ней собаки — тут же ее бесхвостую и поймают. А с хвостом лисичка обязательно их обманет. Поведет хвостом налево, а сама влево метнется. Так и ускользнет рыжая от преследователей.
Вот для чего лисе нужен хвост.
1. Рассуждение.
2. Описание.
3. Повествование.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Текст-рассуждение
Цель: познакомить с текстом-рассуждением, его композиционными особенностями; учить отличать тексты-повествования и описания от текстов-рассуждений.
Организационный момент
Минутка чистописания
_____________________________________
* Прочитайте слоги. Пропишите их. Назовите первый звук в этих слогах. Составьте из данных слогов слово. Что обозначает слово неделя? Написание какой буквы в этом слове надо запомнить?
______________________________________
* Прочитайте. Дополните предложение словом неделя. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните написание пропущенной буквы. Запишите пословицу. Определите части речи.
* Прочитайте словарные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Юн_сть, р_бён_к, сп_ктакль, т_л_виз_р.
Сообщение темы и целей урока
|
Знакомство с текстами-рассуждениями
Выполнение упр. 28
Чтение текста-рассуждения.
Подбор заглавия.
Пересказ по данному в учебнике вопросному плану.
В первом абзаце содержится информация, которую нужно доказать. В основной части представлены доказательства. Вывод содержится в последнем предложении.
Выполнение упр. 29
Текст "Елкино платье" представляет собой повествование с элементами рассуждения. Прочитав текст, учащиеся доказывают, что в нем есть рассуждение, отмечают, что описание и рассуждение в чистом виде чаще всего не используются, они, как правило, органично входят в тексты повествовательного характера.
Беседе об экологии, о необходимости беречь и любить родную природу, защищать ее от уничтожения и загрязнения.
Задание к тексту — пересказ с изменением лица рассказчика — сначала выполняется устно, затем письменно. При письме используется приём комментирования.
Выполнение упр. 30
Дети составляют текст "Почему репейник колючий", используя описание распространения его семян.
Упражнение выполняется коллективно: обсуждается, о чем будет говориться в начале (что нуждается в доказательствах), затем — в основной части (доказательства, аргументы), далее - в концовке (главный вывод, заключение).
Подведение итогов урока
Выполнение упр. 31
6. Домашнее задание: упр. 27
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения. Восклицательное предложение
Цели: закрепить знания о классификации предложений по цели высказывания и интонации, учить правильному интонированию предложений.
|
Организационный момент
Минутка чистописания
_________________________________________
* Обведите и пропишите сочетания букв. Какой звук обозначает буква с в этих сочетаниях?
__________________________________________
• Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано? Почему буквы а, о выделены? Что обозначает слово спасибо? (Выражение благодарности.)
Слово спасибо собственно русское слово, представляет собой сращение двух слов; спаси Бог. Раньше это было постоянно употребляемое в речи словосочетание как исполненное благодарности пожелание (спаси тебя Бог). Как вы понимаете выражение «за спасибо»?
Обведите и пропишите узор, проговаривая написание слова спасибо.
_______________________________________________
• Прочитайте. Какие вежливые слова вы знаете? Запишите.
Ест ки_ка су_ из ми_ки.
Сыта ки_ка, пуста ми_ка.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
3. Сообщение темы и целей урока
4. Актуализация знаний о классификации предложений по цели высказывания и интонации
Чтение текста на лингвистическую тему (упр. 33)
¾ Выпишите выделенные слова (словосочетания выписываются в форме именительного падежа).
¾ Закройте учебники и, пользуясь выписанными словами как опорными, перескажите текст.
Выполнение упр. 34
Чтение текста "В лесу осенью".
¾ Прочитайте предложения сначала спокойно, без восклицательной интонации, затем с чувством радости, восторга — как восклицательные.
Ученики самостоятельно делают вывод о том, как изменяется при этом текст (он становится более выразительным, в нем говорящий передает свое личное отношение к осени (радость, восторг, восхищение).)
|
Конкурс на лучшее предложение
¾ Составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения об осени, запишите их.
Победители награждаются яркими осенними листьями.
Выполнение упр. 35
Учащиеся читают повествовательное предложение, которое можно прочитать по-разному в зависимости от цели сообщения.
Школьникам предлагается составить и записать пять вопросов к этому предложению, которые начинались бы словами Когда? Кто? Что сделал? Где? Что? Отвечая на вопросы, учащиеся могут изменить порядок слов и выделить главные слова ответов. Учитель контролирует интонацию.
Выполнение упр. 36 (выполнять в устной форме, организовав работу в парах, когда сначала один ученик задает вопросы, а другой отвечает, затем наоборот)
Выполнение упр. 37
Рассматривание рисунка к упражнению.
Чтение диалога по ролям
Обсуждение текста
¾ Кто из ребят ответил на приглашение Наташи вежливо, а кто — нет?
¾ Кто вежливо принять приглашение, как отказаться?
¾ Составьте диалоги с приглашением в гости (дети разбиваются на пары и разыгрывают их)