Цели: дать представление о случаях употребления имен существительных в форме именительного падежа, их роли в предложении; формировать умение находить такие существительные в предложении; расширять знания о среде обитания и повадках медведя.
Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока
3. Орфографическая разминка
Где ж..вет он? В самой ч..ще,
Самой-самой настоящ..й.
Там гуляет там и спит
Там д.лей св..их растит.
Любит груш..., любит ме...
Сладкоежкою слывет.
А еще м..гу ск..зать,
Очень любит он п..спать:
Ляж..т осенью, а встанет,
Лишь когда в..сна настанет.
(Медведь.)
— Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
— Назовите однородные члены предложения, определите их роль в предложении.
— Прочитайте сложное предложение. По каким признакам вы его определили?
— Сделайте морфемный разбор слова сладкоежка.
— Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
Минутка чистописания
_____________________________
м..дведь б..рлога м а лина
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.
— Подберите, если возможно, однокоренные слова, разберите их по составу.
— Определите род имен существительных:
Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь.
Стужа, стужа на носу —
Очень холодно в лесу. Л. Квитко
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
— Назовите имена существительные.
—Чем они являются в предложении?
— Объясните выражения: «медведь на ухо наступил», «оказал медвежью услугу».
5. Работа с учебником
Учитель предлагает детям вспомнить, что такое склонение, сколько падежей есть в русском языке, назвать падежи, вспомогательные слова и вопросы падежей. Если дети не справляются с этим заданием, учитель адресует их к учебнику (упр. 90), и повторение осуществляется с помощью заданий учебника.
|
Наблюдения за употреблением имен существительных в именительном падеже.
Выполнение упр. 93
Учащиеся рассматривают рисунок к упр. 93, определяют, что он является иллюстрацией к русской народной сказке «Машенька и медведь».
▪ Это бежит медведь (И.п.). Он несёт короб (В. п.). В коробе (П. п.) сидит Маша (И. п.). Это растут цветы (И. п.). За пеньком (Т. п.) растут берёзки (И. п.).
▪ Короб несёт медведь (И. п.). В коробе сидит Маша (И. п.).
▪ Медведь (И. п.) был простодушным и глуповатым. Маша (И.п.) очень умная и сообразительная.
Выполняя задания к рисунку, дети убеждаются в том, что имена существительные в именительном падеже употребляются в тех случаях, когда необходимо:
назвать человека или предмет (это учитель, это книга и т. д.);
указать того, кто совершает действие (учитель рассказывает, книга лежит);
назвать предмет, который обладает тем или иным признаком (учитель любимый, книга интересная);
назвать того, к кому обращаются с речью (упр. 94).
Обобщение сведений о значениях имен существительных в именительном падеже Чтение текста упр. 95 и ответ на вопрос: в каких случаях используются имена существительные в форме именительного падежа?
Выполнение упр. 96
Дети читают стихотворение Я. Акима «Осень», определяют, что по настроению оно делится на две части. В первой части до слов «Ветер, ветер...» оно грустное. Унылость, бесконечность плохой погоды подчеркивают повторы слов: дождь, ветер (он), воет. Во второй части настроение меняется: герои заперлись от ветра, у них тепло, они будут слушать интересную сказку.
|
Определите падеж выделенных имен существительных и укажите их значение: имя существительное дождь просто называет предмет; ветер называет того, к кому обращаются с речью; руки — предмет, который совершает действие.
Признаки именительного падежа
Выполнение упр. 97
Именительным падеж
кличут не напрасно,
он название своё оправдал прекрасно:
Раздаёт он имена всем подряд предметам,
на вопросы кто? и что? нам даёт ответы.
Знай: с предлогами падеж никогда не дружит,
В предложении всегда подлежащим служит.
Работа над стихотворением, которая поможет детям повторить и усвоить грамматическую теорию: название падежа, его вопросы, предлоги, значения падежей, а также запомнить глаголы, которые требуют употребления имен существительных в форме того или иного падежа.
Подведение итогов урока
План-вопросник (вопросы задает учитель, а на последующих уроках это можно предлагать делать учащимся):
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в форме именительного падежа?
2. Что обозначают имена существительные в форме именительного падежа?
3. С какими предлогами употребляются?
4. Каким членом предложения являются?
Схема ответа (она записана на доске или на специальной таблице):
1. Вопросы.
2. Значения существительных.
3. Предлоги.
4. Роль существительных в предложении.
Опираясь на схему, учащиеся самостоятельно составляют рассказ о падеже.
7. Домашнее задание: у пр. 98.
РУССКИЙ ЯЗЫК