Выполнение упр. 178
Вспомнив определение имени существительного, учащиеся читают слова из упр., называют род имен существительных и записывают их в три столбика по родам, обозначая окончания.
¾ Найдите лишнее слово в данном списке. (Это слово юноша, оно называет человека, все остальные слова называют предметы и явления неживой природы.)
¾ Можно ли сказать, что все имена существительные во втором столбике относятся к 1-му склонению? (Рассмотрев имена существительные во втором столбике, дети обнаруживают среди них слово метель — имя существительное с нулевым окончанием. Учащиеся делают вывод: все слова данного столбика нельзя отнести к 1-му склонению, т. к. к этому склонению относятся не все имена существительные женского рода, а только имеющие окончания -а, -я.)
¾ Можно ли сказать, что все имена существительные в первом и третьем столбиках относятся ко 2-му склонению? (Вывод о невозможности отнести все слова первого и третьего столбиков ко 2-му склонению обосновывается наличием в первом столбике слова юноша, существительного мужского рода с окончанием -а, относящегося к 1-му склонению.)
¾ Какие существительные относятся ко 2-му склонению? Приведите свои примеры.
Рассматривание таблицы склонений имен существительных 2-го склонения на с. 111
Учащиеся выполняются задания к таблице (упр. 179).
Вывод о том, что ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения пишутся одинаково, и, значит, здесь действует основной закон русского письма — гласный в безударной позиции проверяется по гласному в ударной позиции. Таким образом, безударное окончание имени существительного следует проверять по ударному окончанию существительного того же склонения. Для 2-го склонения это слова стол, конь, окно.
|
Знакомство с алгоритмом проверки безударных гласных в окончаниях имен существительных 2-го склонения (упр. 180)
Закрепление изученного материала
Закрепление умения проверять написание гласных в падежных окончаниях существительных 2-го склонения (упр. 181).
Подведение итогов урока
7.
_____________________________
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тестовые задания по теме «Имя существительное»
Исправь ошибки.
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? что?
Дательный – кому? о чём?
Винительный - кого? чего?
Творительный – о ком? о чём?
Предложный - кем? чем?
Подчеркни имена существительные, которые не изменяются по числам.
Ножницы, пословицы, молоко, каникулы, столы, щипцы, птицы.
Определи склонение имён существительных.
Речь (___), власть (___), перо (___), пень (___), лекарство (___), девочка (___), соловей (___), орден (___).
Обозначь падежи имён существительных.
Подарить бабушке (_______), стучать по крыше (_______), спрыгнуть с ветки (_______), плыть под парусами (_______), растут на поле (_______), читать про Минск (_______).
Допиши окончания имён существительных.
Около ёлк__, в дом__, на капуст__, о поездк___, в магазин___, на ветк___, к горк__, к речк__, для лошадк__.
_____________________________
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тестовые задания по теме «Имя существительное»
Исправь ошибки.
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? что?
Дательный – кому? о чём?
Винительный - кого? чего?
Творительный – о ком? о чём?
Предложный - кем? чем?
Подчеркни имена существительные, которые не изменяются по числам.
|
Двери, вазы, джинсы, сани, крыши, молодёжь, берега.
Определи склонение имён существительных.
Богатство (___), гордость (___), солнце (___), снег (___), волна (___), огонь (___), воробей (___), озеро (___).
Обозначь падежи имён существительных.
Пойти по дороге (_______), думать о друге (_______), увидеть на берёзе (_______), вынуть из печи (_______), взял тетрадь (_______), покрыта ковром (_______).
Допиши окончания имён существительных.
Для лошад__, в дом__, на капуст__, о поездк___, в магазин___, в колыбельк__, на ветк___, к горк__, к речк__,
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.
Цель: упражнять в распознавании и правильном употреблении винительного падежа существительных 2-го склонения, в грамотном написании падежных окончаний.
Организационный момент
Минутка чистописания
____________________________________
• Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано в узоре? Написание какой буквы в слове океан надо запомнить? Обведите и пропишите узор.
________________________________________________
• Прочитайте. Какие ещё океаны вы знаете? Запишите названия океанов. Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.
Выполните упражнение для пальчиков: пальцы обеих рук выпрямите, дотроньтесь ладони сначала большими пальцами, затем указательными и т.д. Упражнение чередуйте со свободными движениями пальцев обеих рук.
вод мир..к..ана т..инственный и инт..ресный.
• Прочитайте. Составьте слово по схеме. Объясните написание пропущенных букв. Запишите.