РАЗВИИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память представляет собой совокупность процессов, способствующих запоминанию, сохранению и воспроизведению информации с последующим ее использованием и применением.
Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком познавательной информации, и вовремя устранять недостатки развития памяти, необходимо оценивать способности ребенка к запоминанию.
Это осуществляется через использование тестов на определение уровня развития кратковременной зрительной и слуховой памяти через выполнение тестов, заданий, игр, игровых упражнений: ребенку предлагается сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т.д.).
Тест «Запомни картинки»:
Тест «Запомни пары слов» (от 3 до 8 слов):
1) дом, книга, санки, снег; 2) подарок, мальчик, машина, кот, юла, сказка.
Игры, игровые упражнения на развитие произвольной памяти у детей.
Дидактическая задача: упражнять в умении удерживать в памяти слова, или рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые действия: запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий, поиск, помощь сказочному герою и т.п.
Игровой материал: карточки с изображением картинок, фигур и схем, предметы и игрушки, тексты, сценарии.
Игровые правила: запомнить необходимые слова, картинки, текст, схемы, правила, действия, правильно их описывать, воспроизводить.
Для развития зрительной памяти подойдут игровые упражнения с такой поставленной задачей: В течение определенного времени (30-60 сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений). Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить, назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.
|
«Что на картинке». Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько предметов), учитывая, как отдельные элементы, так и цвет.
- Какие предметы на столе? - Кто выступает в цирке? - Кто в лесу на поляне?
- Описать картинку: вспомнить и рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей.
«Веселые картинки». Запомнить картинки и ответить на вопросы:
1). Что делает клоун? Есть ли шапочка у него на голове? Сколько мячей?
2). Где сидит кот? Кто еще в комнате? Что на полу? Какого цвета телефон?
3). Что держит мишка в лапе? Мишка сидит или стоит? Какие игрушки рядом с ним? Какого цвета у мишки рубашка? Какая картинка висит на стене?
3). Что у снеговика в руках? Есть ли у снеговика шарф? Какого цвета ведро у него на голове? Какое настроение у снеговика?
«Что изменилось?» Ребенка просят внимательно посмотреть и запомнить, что находится на рисунке, затем лист переворачивают и показывают ему вторую картинку. Ребенок должен назвать - что изменилось на картинке.
«Чего не стало». Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3 предмета. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.
«Вспомни и нарисуй значки».
1) «Запомни фигуры»; 2) «Запомни точки». Ребенку предлагается запомнить какого цвета геометрические фигуры; =расположение точек. А затем нарисовать.
|
«Инопланетяне». Инструкция: «В город прилетели три инопланетянина. Необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей». Затем рисунки убираются. Задание: «К тебе в гости спешит, например, 3-й инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид, нарисуй его портрет».
Рассеянный крокодил. «Посмотри внимательно на этого рассеянного Крокодила» (затем картинка убирается). Ребенка просят ответить на вопросы:
- Какого цвета Крокодил на рисунке? - Сколько у Крокодила ног?
- Что необычного ты заметил у крокодила?
Словесно-логическая память: э то запоминание, сохранение и воспроизведение логических высказываний, выражений, понятий, формулировок. В старшем дошкольном возрасте начинает действовать принцип смысловой организации памяти. Для развития словесно-логической памяти можно использовать такого вида игровые задания:
«Пары слов» ( развитие смыслового соотнесения, как логического приема запоминания). Предлагаются 6-10 пар слов, логически связанные по смыслу. Затем, взрослый называет 1-е слово из пары, ребенка просят назвать 2-е. Например, дом - окно, стол - ваза, елка - игрушки, школа - ученик, река - мост, дорога - машина.
«Ассоциации». Детей просят запомнить слова к картинкам: зима, любовь, время, гроза, праздник, дружеский разговор, угощение. Через некоторое время вспомнить и назвать их, глядя на опорные картинки.
«Вспомни пару». Ребенок должен вспомнить и воспроизвести в пустых клетках соответствующую пару каждой картинке.
|
«Высший пилотаж» в заучивании вербального материала - это системное запоминание. Важно не заставлять ребенка механически запоминать содержание текста, а сделать так, чтобы ребенок получил яркое впечатление от прочитанного. Еще одно из условий - это соответствие предложенного материала возрасту ребенка.
Рассказ для запоминания «Про Ваню и Машу». Жили-были дети, Ваня и Маша. Подарила им мама деревянную лошадку на колесиках. Стали дети на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят дети, а у нее колесико сломано. Позвали они своего дедушку, и он починил лошадку.
Для развития памяти хорошо заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности, пересказывать небольшие тексты и сказки, важно при этом развивать способы словесно-логического запоминания. Для этого учить ребенка выделять в тексте «ключевые слова», составлять «план» для пересказа текста.
Помнить, что важную роль в процессе запоминания любой информации играет повторение и закрепление усвоенного.
Особое значение при пересказывании, составлении рассказов и заучивании стихов, занимает мнемотехника (с греч. - искусство запоминания), которая включает различные приемы и методы, облегчающие запоминание, способствующие сохранению и воспроизведению информации, и, в целом, увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
В качестве дидактического материала для этого используются мнемотаблицы, где к каждому слову или словосочетанию соотносится картинка (схема, особый рисунок). Благодаря этим схемам-рисункам ребенок лучше понимает содержание и гораздо лучше запоминает.
Мнемотаблицы по сказке. Ребенку предлагается по картинкам рассказать сказку (например, «Репка») кукле или другой игрушке.