1. Титульный лист (1 лист)
2. Содержание (1 лист)
3. Введение (2-3 листа).
Введение отражает: актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования. (Приложение 3)
Введение – важная часть курсовой работы, оно в большей степени регламентировано основными требованиями к курсовой работе и обычно составляет около 10% общего объема работы. В нем надлежит:
- определить тему работы – сформулировать основную проблему;
- обосновать выбор темы (проблемы), ее актуальность и значимость для науки и практики;
- дать краткую характеристику степени изученности данной темы, анализ литературы;
- определить границы исследования (объект, предмет исследования, хронологические или географические рамки);
- определить основную цель работы и конкретизация ее исследовательскими задачами;
- структура работы.
Для составления обоснования актуальности темы можно, например, обратиться к схеме В.В. Краевского:
Обоснование актуальности направления | Обоснование практической актуальности темы исследования | Обоснование научной актуальности темы | |
Оценка результатов | Оценка качества | ||
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения для ее практики | Показать недостатки, которые следует устранить | Указать причины некомпетентности руководства | Указать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты |
Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики курсового исследования, студент должен ответить на следующие вопросы.
Актуальность исследования (почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Проблема: что надо изучить из того, что раннее не было изучено?) определяется несколькими факторами:
|
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых методиках;
- потребностью практики;
- социальным заказом со стороны работодателей, социальных партнеров.
Объект исследования (что рассматривается?) - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования сторона рассмотрения объекта (новые отношения, свойства, аспекты, функции)- это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).
Цель исследования (какой результат исследования студент намерен получить, каким он его видит?)– практико-ориентированный результат профессиональной деятельности выпускника.
Задачи исследования (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?) - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. В работе должно быть поставлено несколько задач.
Глава 1. освещает объект и предмет исследования по реализуемым видам профессиональной деятельности студента.
(Приложение 4)
Основную часть курсовой работы следует разделить на главы (разделы), параграфы (подразделы) и пункты, которые должны иметь порядковые номера.
В работе учебно-практического характера первая глава посвящена рассмотрению основных понятий, используемых в курсовой работе, их значение общепринятое или то, в котором использует его автор курсовой работы.
|
В первой главе при анализе литературы необходимо представить современное состояние проблемы. Здесь должны содержаться современные сведения об изучаемом объекте, соответствующие тематике дипломной работы, должен быть представлен материал, характеризующий состояние проблемы. В конце главы необходимо написать вывод.
В работах научно-теоретического и научно-практического характера первая глава посвящается исследованию сущности проблемы, истории и современному состоянию ее осмысления. В ней анализируются основные теоретические проблемы, дается краткий исторический обзор, если это требует тема работы, характеризуются литературные источники, относящиеся к выбранной теме. С этой целью анализируются теоретические подходы различных авторов, специалистов, сопоставляются результаты их исследований, полученные в разное время.
Анализ теоретических проблем не должен выглядеть как переписывание из других источников. Каждый раз, когда автор курсовой работы пользуется чужими фактами, суждениями, необходимо ссылаться на автора и год издания источника этих данных. Это позволяет видит в каком месте студент пользуется положениями, заимствованными из литературных источников, а где приводит свои собственные мысли, заключения, соображения.
Отправными словами при анализе литературных источников должны быть: «Автор отмечает... показывает... подчеркивает... выражает...».
Данная глава заканчивается заключением, в котором в обобщенном виде представлена картина состояния вопроса на данном отрезке времени.
|
Глава 2. Раскрывает цель, этапы практическую деятельность выпускника по видам профессиональной деятельности с учетом ФГОС по специальности. В практической части должны быть представлены критерии эффективности исследовательской работы (анализ, самоанализ).
Этот раздел по значимости является центральным и на его долю должна приходиться большая часть курсовой работы.
В работах научно-теоретического и научно-практического характера вторая глава имеет аналитический характер. Она посвящается анализу состояния дел в отрасли (зарубежный, российский, региональный, местный уровни), дается общая оценка результатов деятельности; большая часть главы отводится характеристике исследуемого объекта, анализу принципов его деятельности, дается сравнительная характеристика объектов исследования. Главной составляющей главы является тематический анализ.
В заключении КР формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенной работы, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. (Приложение 5)
Изложение курсовой работы должно быть конкретным, грамотным и опираться на действующую практику. Работа обязательно должна включать практические рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий торговли.
Список использованных источников (2-3 листа)
Отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. ВКР должна иметь не менее 20 источников, из них 75% - последних 5 лет издания. (Приложение 6)
Продуманный порядок поиска литературы определяет полноту и комплексность составляемых списков источников.
Выделяются три источника библиографической информации:
- статьи, диссертации, монографии и т.д.;
- библиография, реферативные журналы, аннотации и т.д.;
- обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную, информационную, раскрывающую содержание уже известных знаний.
Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой.
К ним относятся:
- официальные (Законы РФ и субъектов РФ, постановления правительства, положения и инструкции Министерств и ведомств);
- научные;
- научно-популярные;
- справочники, в т.ч. статистические;
- профессиональные.
Подбор литературы производится студентом самостоятельно сразу же после предварительного выбора темы выпускной квалификационной работы. При этом необходимо обратиться к предметным каталогам и библиографическим источникам.
При работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и разделы по темам, близким к избранной. Следует проработать литературу, освещающую как теоретический, так и практический аспект. При подборе литературы необходимо использовать издания последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика архивоведения. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содержание анализируемых книг или статей. Лучше составлять тематический конспект по ряду источников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы в соответствии с обозначенными задачами. При ознакомлении с литературными источниками и последующем их изучении все выписки (цитаты) из них, а также изложение всех необходимых в курсовой работе положений следует обязательно сопровождать точными ссылками. Это позволит использовать их при формировании текста курсовой работы.
После изучения литературы необходимо сформулировать и конкретизировать задачи на выполнение курсовой работы. При этом уточняются объект, предмет и границы курсового исследования, определяются его методики, этапы работы над исследуемой проблемой. Эта часть работы находит свое отражение в составлении плана курсовой работы.
Приложение. Представляются протоколы исследования, разработанные технологические карты, таблицы, диаграммы, сравнительные характеристики, методические рекомендации и нормативные документы, и т.д. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12, интервалом 1.