Объяснение нового материала
Выполнение упр. 47 (запись на доске).
Выписав словосочетания молодая верба в разных падежах с вопросом к имени прилагательному и дополнив запись словосочетанием дальняя дорога, учащиеся выделяют окончания в вопросах и именах прилагательных, ставят ударение и делают вывод о вопросах, на которые отвечают имена прилагательные женского рода, и окончаниях вопросов и имен прилагательных.
Чтение вывода на с. 31
¾ На какие вопросы отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в именительном падеже? В винительном падеже? В остальных падежах?
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 48
ü Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Мухомор».
ü Объяснение происхождения названия гриба мухомор.
ü Повторное чтение текста.
ü Выписывание словосочетаний с именами прилагательными женского рода.
ü Определение падежа прилагательных, обозначение окончаний и объяснение их написания.
Выполнение упр. 49
Устное составление сравнительного описания мухомора и рыжика.
Кроме плана сравнения, учитель предлагает определенные начала предложений, которые потребуют употребления имен прилагательных женского рода в разных падежах. Например: шляпка имеет... (круглую форму), шляпка является... (выпуклой, вогнутой) и т. д.
Запись составленного описания.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: из книги, которую ученики читают дома, выписать по пять словосочетаний с именами прилагательными женского рода, определить их падеж, обозначить окончания и приготовиться к объяснению их написания.
Урок 14
Тема. Безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.
|
Цель. Учить проверять безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.
• Рассмотрите узоры. Какие слова зашифрованы в узорах? Почему буквы и, а, т выделены? Устно подберите проверочные слова. Запишите узоры.
' Прочитайте. Как вы понимаете смысл этого предложения? В каком значении употреблено слово горячее в словосочетании горячее слово? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите род имён прилагательных.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Упр. 50 выполняется с комментированием и сопровождается записью на доске. В именах прилагательных учащиеся ставят ударение, определяют, что окончание безударное, проверяют его написание вопросом и подстановкой имени прилагательного простая (целесообразно обращение к алгоритму проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных на с. 14), выделяют окончание.
2. Умение действовать в соответствии с этим алгоритмом закрепляется при выполнении упр. 51. Списывание двух первых абзацев текста сопровождается подробным комментированием процесса выбора безударных гласных в корнях слов и в окончаниях имен прилагательных. В классе с высоким уровнем подготовки упражнение выполняется самостоятельно, а выбор пропущенных букв объясняется в ходе фронтальной проверки. Под руководством учителя дети делают вывод о том, что написание пропущенных букв подчиняется основному закону русского письма (за исключением слова тарелка, написание которого нужно запомнить) — безударный гласный (гласный в безударной позиции) проверяй, поставив его под ударение (в ударную позицию). Только способы проверки для безударных гласных корня и безударных окончаний разные.
|
3. Прочитав повторно текст упражнения, дети устно придумывают продолжение сказки. В классе с высоким уровнем подготовки учащихся продолжение сказки записывается.
Домашнее задание. Упр. 52.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Безударные падежные окончания имен прилагательных женского и среднего рода.
Цель: сравнить написание падежных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Формировать навык правописания безударных падежных окончаний прилагательных.
Организационный момент
Минутка чистописания
_____________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие сочетания и какой элемент входят в состав узора? Пропишите элемент в воздухе глазами, поэтапно увеличивая размер элемента. Обведите и пропишите узор в тетради.
звёздное небо устный ответ
• Прочитайте словосочетания. Назовите орфограммы. Устно подберите проверочные слова. Запишите словосочетания. Во всех словах выделите окончание.
Рад..с..ный р..бёнок, вкус..ный п..м..дор.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы, там, где это необходимо.
Сообщение темы и целей урока