Словарная работа
В ходе словарной работы учитель предлагает записать словосочетания с именем прилагательным счастливый или аккуратный (аккуратный чертеж, аккуратная тетрадь, аккуратное изделие), определив их падеж и выделив окончания. Затем ученики записывают данные словосочетания во множественном числе.
Наблюдение над изменением имен прилагательных.
Учащиеся отмечают, что имена прилагательные во множественном числе, сочетаясь с именами существительными разного рода, не изменяют свои окончания, т. е. не изменяются по родам.
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 65
Наблюдение за окончаниями прилагательного безымянные в выписанных словосочетаниях приводит учащихся к заключению: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.
Чтение вывода на с. 43 и пересказ его по вопросам:
¾ Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
¾ Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
Закрепление изученного материала
Упр. 66 выполняется в соответствии с заданиями учебника.
Можно предложить детям высказать свои предположения о происхождении названий бабочек: ярко-желтые лимонницы, белые капустницы, пестро-коричневые крапивницы, маленькие голубянки. Одно из словосочетаний (по выбору) нужно просклонять с записью вопросов к именам прилагательным и выделением окончаний в вопросах и прилагательных (по образцу упр. 65).
7. Домашнее задание: упр. 67.
_______________________________
Тестовые задания по теме «Имя прилагательное» |
Вариант 1 |
1. Отметь знаком «+» верное утверждение. |
Имя прилагательное согласуется с существительным: £ в роде и числе; £ в роде, числе и падеже. |
2. В словосочетании определи род имени прилагательного. |
Каша сладкая (__________), хлеб пшеничный (_________), облако белое (_________), рыбкам маленьким (_______________). |
3. Запиши данное имя существительное вместе с именем прилагательным во множественном числе. |
Старый дом — ____________________________, высокая гора — __________________________, зелёное поле — _______________________________. |
4. Допиши окончания имён прилагательных. |
Веяло утренн______ свежестью, в голуб______ небе пели ранн_____ птички. |
5. Составь из слов предложение, изменяя окончания имени прилагательного. Запиши его. Обозначь падеж имени прилагательного. Выдели окончание. |
Оврагу, по, говорливый, побежал, глубокий, ручеёк. _____________________________________________________________________________ |
______________________________
|
Имя прилагательное |
Вариант 2 |
1. Отметь знаком «+» верное утверждение. |
Склонением имён прилагательных называется изменение: £ по падежам; £ по родам, числам и падежам. |
2. В словосочетании определи род имени прилагательного. |
Лимон кислый (___________), дверь деревянная (___________), пальто зелёное (___________), яблоками вкусными (____________). |
3. Запиши данное имя существительное вместе с именем прилагательным во множественном числе. |
Синее море — __________________________, родной брат — _________________________, высокая трава — ________________________. |
4. Допиши окончания имён прилагательных. |
Свеж______ дыхание ветерка и весен______ прохлада так и манили совершить утренн_____ прогулку. |
5. Составь из слов предложение, изменяя окончания имени прилагательного. Запиши его. Обозначь падеж имени прилагательного. Выдели окончание. |
Небу, по, белые, неслись, синий, облака. _________________________________________________________________________ |
РУССКИЙ ЯЗЫК
|
Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа.
Цель. Познакомить с падежными окончаниями имен прилагательных во множественном числе и способом их проверки. Формировать навык правописания этих падежных окончаний.
1. Учащиеся рассматривают таблицу склонения прилагательных во множественном числе (упр. 68), анализируют падежные окончания, определяют, какие падежи имеют одинаковые окончания.
2. Склоняя данные словосочетания (упр. 69), дети проверяют написание падежных окончаний, действуя по алгоритму, предложенному на с. 14.
3. Упр. 70 выполняется в соответствии с заданиями учебника. Желательно при этом организовать работу в парах: товарищи по парте по очереди будут объяснять друг другу написание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Сначала один из партнеров вполголоса читает предложение, изменяя имена прилагательные, данные в скобках, по смыслу, и, используя алгоритм на с. 14, называет окончания прилагательных. Затем сосед такие же действия осуществляет со следующим предложением и т. д.
4. Домашнее задание. Упр. 71.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Имя прилагательное»
Цель: совершенствовать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных; обобщить знания об имени прилагательном.
Организационный момент
Минутка чистописания
___________________________________
• Рассмотрите узор. Какая буква и какой элемент входят в состав узора? В каких буквах присутствует элемент___? Пропишите узор щепотками пальцев на столе, поэтапно ускоряя темп письма. Обведите и пропишите узор в тетради.
|
цветочные узоры
цветочные поляны
ценные бумаги
• Прочитайте словосочетания. Устно с данными словосочетаниями составьте предложения. Запишите словосочетания. Выделите окончания.
Выполните упражнение для глаз: посмотрите вправо и напишите в воздухе глазами букву ц, затем посмотрите влево и напишите глазами букву ц, активно поморгайте. Выполните упражнение 3-5 раз.
День, в..дица, коло..ца, из, соседнего, целый, л..ётся.
• Прочитайте. Из данных слов составьте и запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные. Определите их число ирод.