Объяснение нового материала




¾ Послушайте одну историю:

В далекие времена в одном царстве-государстве жили доб­рые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их го­сударство славилось богатством и достатком.

А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражали веселье и трудо­любие. Она долго думала, как навредить своим веселым соседям, и, наконец, придумала страшную месть.

Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители - имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает.

Злая колдунья, со злорадством потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рас­сорятся. Придет конец их счастью и радости!

И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, злыми, грустными. Они не могли объясниться друг с другом. Как вернуть названия предметам, свои имена, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство попал добрый мудрец. Люди поведали ему о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сра­зу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разгова­ривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас себе будет говорит я; если вас много, скажете мы. Обращаясь к кому-либо, говорите ты, а к нескольким людям - вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много - они.

Наладилась жизнь у жителей царства. Они стали понимать друг друга, и в их дома вернулись веселье, радость и покой.

А злая колдунья, узнав об этом, лопнула от злости. Потеряло силу ее страшное заклятие. К жителям царства вернулись их имена, стало на свои места. Но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что они оставили их себе, чтобы употреблять в речи. И назвали их местоимениями (вместо имени).

На доске карточка-схема:

 

Работа с определением.

На доске стихотворение. (Учитель читает его вслух)

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения, -

Все местоимения.

¾ А теперь прочтите подчёркнутые слова. Вы прочли определение личных местоимений. Запомните его.

Чтение правила на стр. 49

Зна­комство детей с ролью местоимений— заменять имена. (упр. 77)

В стихотворении три раза повторяется местоимение я.

¾ Какие еще местоимения вам известны?

Форми­рование умения выделять в контексте местоимение как часть речи (упр. 78)

Упр. выполняется в соответствии с заданиями к нему.

Ознакомление школьников со стилис­тической функцией местоимения — устранять повторы (упр. 79)

Учащиеся убеждаются в том, что, если за­менить местоимения существительными, текст станет некра­сивым, поскольку в нем часто будут повторяться одни и те же слова. Кроме того, учащиеся наблюдают, как местоимения осуществляют связь предложений в тексте. С помощью линг­вистической сказки дети осмысливают назначение местоиме­ния — Заместителя Существительного.

¾ Почему местоимение так называет­ся? (Употребляется вместо имени существительного.)

Чтение правила на стр. 51

Закрепление изученного материала

Выполнение упр. 80 (коллективная работа)

Читая по одному предложению, учащиеся находят местоимения и называют их. Если место­имение стоит в форме косвенного падежа, следует поставить его в форму именительного падежа. Например: ко мне — я, у нее — она. При разборе предложения по членам дети убеждаются в том, что в первом предложении местоимение является подлежащим, во втором — второстепенным членом, а в третьем — и подлежащим, и второстепенным членом пред­ложения.

Подведение итогов урока

мы, они, под, а, ты, вы, и, в,

о, но, я, он, без, она, к, оно

¾ На какие группы можно разделить эти слова?

¾ Назовите предлоги.

¾ Назовите союзы.

¾ Назовите местоимения.

¾ Как называются такие местоимения? (Личные)

7. Домашнее задание: упр. 81.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Цель: познакомить учащихся с местоимениями 1, 2 и 3-го лица и их значениями; учить определять лицо и число местоимений; работать над развитием речи детей.

Организационный момент

Минутка чистописания

__________________________________________________

Обведите и пропишите узор. Какие слова входят в состав узо­ра? Какой частью речи они являются? Что такое местоимение?

она рисует

они рисуют

• Прочитайте. Спишите. Местоимения выделите кружочком.

Выполните упражнение для пальчиков: пальцы обеих рук вы­прямите, сожмите пальцы в кулачки и разожмите их, указатель­ными пальцами напишите в воздухе слово она; вновь сожмите пальцы в кулачки и разожмите их, напишите слово она средними пальцами и т.д.

… х..р..шо учится в школе. … увлекается г..л..воломками.

• Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Объясните написание пропущенных букв. Запишите. Подчерк­ните главные члены предложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: