¾ Послушайте одну историю:
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком.
А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражали веселье и трудолюбие. Она долго думала, как навредить своим веселым соседям, и, наконец, придумала страшную месть.
Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители - имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает.
Злая колдунья, со злорадством потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, злыми, грустными. Они не могли объясниться друг с другом. Как вернуть названия предметам, свои имена, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство попал добрый мудрец. Люди поведали ему о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас себе будет говорит я; если вас много, скажете мы. Обращаясь к кому-либо, говорите ты, а к нескольким людям - вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много - они.
Наладилась жизнь у жителей царства. Они стали понимать друг друга, и в их дома вернулись веселье, радость и покой.
|
А злая колдунья, узнав об этом, лопнула от злости. Потеряло силу ее страшное заклятие. К жителям царства вернулись их имена, стало на свои места. Но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что они оставили их себе, чтобы употреблять в речи. И назвали их местоимениями (вместо имени).
На доске карточка-схема:
Работа с определением.
На доске стихотворение. (Учитель читает его вслух)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения, -
Все местоимения.
¾ А теперь прочтите подчёркнутые слова. Вы прочли определение личных местоимений. Запомните его.
Чтение правила на стр. 49
Знакомство детей с ролью местоимений— заменять имена. (упр. 77)
В стихотворении три раза повторяется местоимение я.
¾ Какие еще местоимения вам известны?
Формирование умения выделять в контексте местоимение как часть речи (упр. 78)
Упр. выполняется в соответствии с заданиями к нему.
Ознакомление школьников со стилистической функцией местоимения — устранять повторы (упр. 79)
Учащиеся убеждаются в том, что, если заменить местоимения существительными, текст станет некрасивым, поскольку в нем часто будут повторяться одни и те же слова. Кроме того, учащиеся наблюдают, как местоимения осуществляют связь предложений в тексте. С помощью лингвистической сказки дети осмысливают назначение местоимения — Заместителя Существительного.
¾ Почему местоимение так называется? (Употребляется вместо имени существительного.)
|
Чтение правила на стр. 51
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 80 (коллективная работа)
Читая по одному предложению, учащиеся находят местоимения и называют их. Если местоимение стоит в форме косвенного падежа, следует поставить его в форму именительного падежа. Например: ко мне — я, у нее — она. При разборе предложения по членам дети убеждаются в том, что в первом предложении местоимение является подлежащим, во втором — второстепенным членом, а в третьем — и подлежащим, и второстепенным членом предложения.
Подведение итогов урока
мы, они, под, а, ты, вы, и, в,
о, но, я, он, без, она, к, оно
¾ На какие группы можно разделить эти слова?
¾ Назовите предлоги.
¾ Назовите союзы.
¾ Назовите местоимения.
¾ Как называются такие местоимения? (Личные)
7. Домашнее задание: упр. 81.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Цель: познакомить учащихся с местоимениями 1, 2 и 3-го лица и их значениями; учить определять лицо и число местоимений; работать над развитием речи детей.
Организационный момент
Минутка чистописания
__________________________________________________
• Обведите и пропишите узор. Какие слова входят в состав узора? Какой частью речи они являются? Что такое местоимение?
она рисует
они рисуют
• Прочитайте. Спишите. Местоимения выделите кружочком.
Выполните упражнение для пальчиков: пальцы обеих рук выпрямите, сожмите пальцы в кулачки и разожмите их, указательными пальцами напишите в воздухе слово она; вновь сожмите пальцы в кулачки и разожмите их, напишите слово она средними пальцами и т.д.
… х..р..шо учится в школе. … увлекается г..л..воломками.
• Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Объясните написание пропущенных букв. Запишите. Подчеркните главные члены предложений.