Объяснение нового материала
Выполнение упр. 82
Чтение диалога по ролям.
Затем дети находят в тексте местоимения и после ознакомления с правилом на с. 53 выписывают их, указывая лицо.
Осмысление лексико-грамматического значения местоимений.
Выполнение упр. 83
¾ На кого указывают выделенные местоимения? (Ты, он — на Кролика, я — на Винни-Пуха.)
¾ Почему Кролик сказал, что «я» бывают разные.
Делается вывод: каждый говорящий может назвать себя «я».
Знакомство учащихся со значением местоимений.
Тот, кто сообщает или спрашивает | я | 1-е лицо ед. ч. |
Я и другие | мы | 1-е лицо мн. ч. |
Тот, к кому обращаются с речью | ты | 2-е лицо ед. ч. |
Ты и другие | вы | 2-е лицо мн. ч. |
Тот (та, то), о ком (или о чем) говорят | он, она, оно | 3-е лицо ед. ч. |
Все, о ком говорят | они | 3-е лицо мн. ч. |
Закрепление изученного материала
Формирование речевой культуры детей.
Выполнение упр. 84
Учащиеся знакомятся с правилами употребления местоимений ты, вы; делают вывод о том, что местоимение ты уместно использовать при общении с ровесниками или очень близкими людьми, а вы — при общении со старшими и незнакомыми людьми, причем эти местоимения не могут использоваться в качестве обращения.
В приведенных стихотворениях есть пять восклицательных предложений, побудительными из них являются только четыре (первое предложение стихотворения К. Чуковского по цели высказывания является повествовательным, по интонации — восклицательным).
Упр. 85 и информация на с. 55 учат детей формулировать вежливую просьбу. После прочтения предложений — примеров вежливых просьб — можно предложить детям по цепочке обратиться к соседу по парте с вежливой просьбой. Затем составляется рассказ по рисунку и предложенному сюжету.
|
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: у пр. 86.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Изменение местоимений в 3-ем лице единственного числа по родам
Цели: познакомить учащихся с изменением по родам местоимений 3-го лица; учить заменять в тексте, если это нужно, имена существительные местоимениям; развивать речь учащихся, учить составлять текст-повествование по серии сюжетных картинок; формировать навык редактирования текста: избегать повторов при помощи местоимений.
Организационный момент
Минутка чистописания
ре ктор ди_________________
• Прочитайте сочетания букв. Обведите и пропишите их. Измените последовательность слогов, чтобы получилось слово.
директор
• Кого обозначает слово директор? Устно с этим словом составьте предложение. Слово директор пришло в русский язык из французского и в переводе означает управляющий. Напишите слово директор. Подчеркните букву, написание которой нельзя проверить. Составьте и запишите узор с этим словом, выделив букву и.
Он руководитель предприятия, учреждение или учебного зав..дения.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенной буквы. Спишите, вставляя пропущенную букву.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Употребление местоимений 3-го лица мужского, среднего и женского рода (упр. 87)
Местоимения он, она, оно заменяют существительные месяц, луна, солнце.
Наблюдение за употреблением местоимений 3-го лица единственного и множественного числа (упр. 88)
|
Учащиеся учатся определять лицо, число, род местоимений.
Развитие речи учащихся (упр. 89)
Сочинение может быть таким.
Как кот с вороной местами поменялись
У бабушки жил рыжий кот Мартин. Бабушка его очень любила. Но Мартин мечтал о свободе. Рядом с домом росло дерево. На его ветвях свила гнездо ворона Каркуша. Она мечтала о счастливой жизни у бабушки.
Однажды кот с вороной поменялись местами. Каркуша пошла жить к бабушке, а Мартин поселился в гнезде. Бабушка прогнала ворону веником. Только перья летели по сторонам!
И Мартину тоже не повезло. Он упал из гнезда прямо на дворового пса и ужасно испугался. Хорошо, что бабушка увидела из окна Мартина и спасла его от злой собаки.
Так кот и ворона поняли, что каждому лучше жить на своем месте.
Работая над составлением текста, не следует забывать о композиционном построении повествования: начало, основная часть, концовка. Следует также предложить учащимся выделить основную мысль текста, которая сформулирована в последнем предложении.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 90
___________________________
Проверочная работа по теме «Местоимение»
1. Выбери правильные ответы.
Местоимение –
а) называет предмет, как и имя существительное;
б) указывает на предмет, но не называет его;
в) помогает избежать повторения одних и тех же существительных в тексте;
г) отвечает на вопросы кто? что?.