Позаботимся зимой о птицах





Мероприятие для учащихся 4-5 классов

Цели игры:
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- развивать внимание и наблюдательность.

Задачи игры:

-в необычной, яркой форме привлечь детей к познанию родной природы, традиций народа, его истории;

-познакомить с разнообразием птиц их повадками;
-углубить знания детей о птицах;

-воспитывать бережное отношение к птицам и интерес к охране птиц;

- Оборудование:

искусственная елка, иллюстрации птиц, пронумерованные листы для задания,

разрезанные тексты для выполнения работы, пакетики с семенами, ребусы

Оформление зала: Иллюстрации зимующих птиц, виды кормушек

Ход мероприятия:
Звучит спокойная музыка.
Руководитель кружка:
Закончились осенние перелёты птиц. Последними улетели гуси, утки. А к нам прилетели красногрудые снегири, красивые свиристели. Суетливые синицы, воробьи и похожие на удивительные сказочные цветы щеглы ближе к жилью человека. Немало птиц останется с нами - как говорили в старину - зимогорить. Чувствуете в этом слове второй корень - горе. Птицы не боятся холода, но множество их гибнет от голода. Птицы обладают очень высоким уровнем обмена веществ, и поэтому им требуется значительное количество корма. За короткий зимний день они часто не в силах добыть достаточно пищи для выживания в сильные морозы. Да и в снегопад и гололедицу достать насекомых становится невозможно - лёд и снег покрывают ветви деревьев. Поэтому, подкармливая птиц в зимнее время, мы спасаем их от голодной смерти.
С древнейших времен, вероятно, с начала земледелия, человек понимал значение птиц в сохранении своего урожая. И в зимний период многие сердобольные крестьянские семьи подкармливали птиц или лояльно относились к ним, когда шумной стайкой подлетали к кормящейся лошади воробьи в надежде подобрать просыпанный овес. Здесь же можно было встретить овсянок и, конечно, энергичных синиц.
В морозные и многоснежные годы из-за нехватки кормов серые куропатки

2.

залетали в деревни. Ослабевших птиц крестьяне отлавливали руками и сажали к домашней птице, а весной выпускали на волю...
И с тех давних времен, день 12 ноября, когда устанавливался твердый санный путь, по русскому земледельческому календарю называется днем «Зиновия-синичника». С этого дня люди подкармливали зимующих птиц, понимая их бедственное положение.
Этот день считался в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы - синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и др. (всего 15 видов по народным приметам), которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Конечно, главный герои праздника — синица. В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе (или синем море), она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную.
Каждый год, как только выпадет снег и наступят морозы, эколого-натуралистический центр проводит акцию «Покормите птиц». Целью этой акции является помощь птицам в трудный для них период года, которая включает в себя установку кормушек и ежедневную подкормку.
При подкормке очень большое значение имеет качество корма.
Иногда, люди предлагают птицам заплесневелый хлеб, остатки кондитерских изделий, подпорченное зерно и последствия такой "помощи" могут быть катастрофическими.
Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно - но мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

Ребёнок 1 - За последнее десятилетие на внутренних водоемах Украины, России, Белоруссии на зимовке встречается около трех десятков видов различных водоплавающих птиц. Но чаще всего - кряква и лебедь-шипун. Они часто гибнут от холода и голода. Чем кормить птиц? Как зерновую подкормку используют ячмень, овес, желательно проросший. Птицы хорошо едят сырые овощи, протертые морковь и капусту, вареный картофель, хлеб. Птицам дают овсянку, сваренную вместе с.картофелем. Там, где о лебедях беспокоятся школьники, можно без особых усилий выращивать зерновую зелень. Положить зерно (овес или ячмень) в деревянный ящик и ежедневно смачивать водой. В течение 10-12 дней появится зелень. Еду выставляют птицам на лед в невысоких корытах или в других случаях - близко от воды.
Кормление уток требует меньше забот. Обеденный стол для этих птиц - пищевые отходы из местных столовых с прибавлением зерновых компонентов (в их числе и жмых). Выкладывать так, чтобы утки успели заметить и съесть подкормку.
Ребёнок 2 - В США подкормка птиц и наблюдение их на кормушках стали массовым хобби, производство кормушек поставлено на поток. Изготавливается

3.

множество необычных вариантов, даже кормушки для колибри, где они могут подкормиться мёдом или сиропом. На закупку кормов, изготовление кормушек, техники для наблюдения птиц в США и Западной Европе ежегодно затрачиваются многие миллионы долларов.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Рук.кр. Самое главное для подкормки, - чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное. Лучше, когда корм укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что птицам удобно её посещать. Кормушки могут быть сооружены из самого разного подручного материала: стеклянных банок, пластиковых бутылок, фанеры, картона и т. п. (показывает несколько видов кормушек и указывает на положительные и отрицательные стороны той или иной кормушки).

Сегодня мы поговорим с вами о тех пернатых, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.

А проведем наше мероприятие игрой. Назовем его «Птичья ёлка».

В игре принимают участие две команды по 5 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. По жребию определяют, какая команда начнет отвечать первой.

Пока ребята будут выполнять индивидуальные задания, мы будем работать с командой.

И так, внимание! Игра начинается.

Задание № 1 - командное.

Конкурс: "Загадка - для ума зарядка"

" Загадка - для ума зарядка "- гласит русская народная поговорка.

И это правда. Человеку постоянно нужно упражнять свой ум, чтобы он развивался и разгадывал тайны природы. С глубокой древности люди приучали к этому уже маленьких детей, загадывая им загадки. А загадка всегда неполное, но очень точное описание какого-либо предмета или явления природы. Древние люди относились к загадкам серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загадок.

4.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию загадки о зимующих птицах

Руководитель кружка выносит на подносе пронумерованные карточки. Капитаны команд поочередно выбирают пронумерованные карточки и зачитывают команде вопрос, номер которого указан на листе. При правильном ответе на вопрос, отвечающий выбирает на столе иллюстрацию птицы, которую он отгадал и прикрепляет её на доску. За правильный ответ команда получает 2 балла.
Если команда не знает ответ, они могут обратится за помощью к болельщикам из своего класса

Загадки

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)

Скачет, скачет пташка

Серая рубашка

Откликайся не робей

Эта птица…..(воробей).

 

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой

За окошко посмотри

Прилетели ….(снегири).

 

Кто летает, кто стрекочет-

Рассказать нам повесть хочет(сорока).

 

В черном бархатном берете

В желтом с зеленью жилете

Угадайте, что за птица

Звонко тенькает ….(синица).

 

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей

5.

Ходит важно по забору

А зовут ее ….(ворона).

 

Дружной стайкою летают

Гули –гули запевают

Кто же в стайке той дружок?

Сизокрылый ….(голубок).

 

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук; тук-тук(дятел).

 

Северные гости

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

На головках – хохолки

Поют, выводят трели

Певуньи ….(свиристели).

 

Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова).

 

Только я из птиц, признаться

И в жару, и в пургу

По стволам передвигаться

Головою вниз могу.

(поползень)

 

Не дровосек, не плотник,

А первый на селе работник.

(дятел)

У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками …(Глухаря)

Кочующий пернатый,
Окрас зеленоватый.
Средь хвои обитает,
К ольхе по корм летает.
Ну, что же ты молчишь?
Лесной певец то… (Чиж)

На репье он очень ловко

Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол

Птичка бойкая... (щегол)



Задание №2 - индивидуальное

Конкурс: " Птичья столовая».

6.

К нам в гости на птичью елку прилетели зимующие птицы, их надо покормить.

Задание: в полиэтиленовых пакетах находятся корм для подкормки птиц

Определить и записать по номерам названия семян и подчеркнуть, какие семена можно положить в кормушку (семена: пшеница, гречка, подсолнечник, фасоль, горох, дыня, арбуз, тыква, кукуруза, макароны, просо, ячмень, овес, рис).

За правильный ответ получаете балл.

Задание №3 - командное

Конкурс: «Отгадай-ка»

Нужно отгадать ребусы.

(1.Сорока, 2. Стриж, 3. Цапля, 4. Ласточка, 5. Воробей, 6. Ворона, 7. Чайка, 8. Сокол, 9. Чиж, 10. Клест, 11.Косач).

Задание №4 - индивидуальное

Конкурс «В гостях у Мюнхгаузена».

Определить фенологические ошибки в данном тексте, которые не существуют в данное время в природе.

На зимних каникулах мы пошли на экскурсию в наш байрачный лес. Был морозный, солнечный день. Накануне выпал снег. Ребята измерили его глубину в разных места, она достигала 35-40 сантиметров. Лес встретил нас веселым щебетаньем птиц. Присмотревшись внимательно к деревьям, мы заметили птиц, которые перелетали с ветки на ветку. Здесь были большая синица и зяблики, поползни и мухоловки, зарянки и корольки, даже по снегу бегали трясогузки. Где-то недалеко раздавалась барабанная дробь. Это трещал дятел.

На снегу мы увидели странные рисунки: следы крупной птицы, а по краям от следов налево и направо по три прямых линии. Кто бы мог это нарисовать? Следов человека не видно. И вдруг услышали знакомое «ку-ку». Дети начали кричать: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет?» И она отвечала «ку-ку», «ку-ку».

По свежему выпавшему снегу мы определили следы мышки, зайца. А это что за следы? Мы пошли по ним. По пути нашли яблоко, как - будто кто его потерял. Следы привели нас к норке. Присмотревшись, узнали его обитателя. Это была нора ежика. Оказывается, проголодавшись, он пошел искать себе еду, нашел

7.

яблоки и понес их к себе в норку. Вот какие чудеса можно встретить в нашем лесу!

Идем дальше. Снова встретили необычный след – длинная извилистая полоса, которая привела нас к небольшой пещере, расположенной на склоне байрачного леса. – «Дети, как вы думаете, чей это след?». И ребята дружно ответили: - «Змеи».

В нашем лесу растут старые дубы, груши, ясени. В этом году был хороший урожай на желуди. Впереди что-то чернело. Когда мы подошли ближе, то увидели, что кто-то разрыл снег до земли. Кругом было много следов: мелких и больших. Да это же следы кабана, а точнее мамы кабанихи и ее маленьких детей!. С кабанами шутить нельзя. И мы быстрым шагом уходили от опасного места.

И вдруг услышали могучий рев. Это лось вызывал соперника на поединок. Надо и отсюда уходить побыстрей. И мы пошли домой. Но вдруг между деревьями промелькнуло что-то рыжее: одно, второе, третье. Да это же лисы за нами следят и ждут, когда же, наконец-то, мы уйдем. Мы поняли, что жизнь в лесу не замерла, а продолжается, где очень много загадок и надо быть хорошим натуралистом, чтобы их отгадывать. Дома ребята рассказали своим родителям все, что они увидели в лесу, а те в свою очередь нашли ошибки в их рассказе.

Задание № - 5 командное



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: