По мотивам шаманских мистерий...




Андрей Викторович Анохин – личность поистине многогранная: известный музыкальный деятель Сибири, основоположник профессиональной музыки алтайцев, учёный – этнограф, композитор, хоровой дирижёр, просветитель, краевед и переводчик, член – корреспондент высшего научного учреждения своего времени Академии наук СССР (1923). Андрей Анохин родился 28 (15) октября 1869 года в селе Правые Ламки Аржанского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В 1874 году семья переехала на Алтай в город Бийск. Андрей Анохин рано остался без родителей. Закончив Бийское катехизаторское духовное училище, продолжил свое обучение в Московском певческом синодальном училище и затем – на курсах Петербургской придворной певческой капеллы у известного композитора Анатолия Константиновича Лядова.

С 1900 года жил и работал в Томске, руководил архиерейским хором при кафедральном соборе, преподавал в учительской и духовной семинариях, мужских гимназиях и других учебных заведений города Томска пение, теорию музыки, игру на скрипке, занимался композицией. Сочинял духовные произведения.

В период русской революции за сочинение революционных песен, связь с томским демократическим кружком и их подпольным журналом «Робкие голоса», был выслан на 10 лет в город Белоцарск (в настоящее время Кызыл, столица Тувы). Спустя год ему было разрешено вернуться в Томск, с условием работать только в частных учебных заведениях.

В 1907 Анохин стал членом Томского отделения Русского музыкального общества, а в 1909 году состоялось знаменательное событие, изменившее вектор деятельности композитора - Андрей Анохин стал членом Томского общества изучения Сибири, которым руководил известный российский географ-исследователь и путешественник Григорий Николаевич Потанин.

С этого времени жизнь музыканта и композитора изменилась - более 20 лет своей жизни Андрей Викторович Анохин посвятил сбору и изучению материалов по этнографии, фольклору, религии, в особенности шаманизму, музыкальному и песенному творчеству народов Южной Сибири, продолжая профессионально заниматься музыкой. Эти годы жизни были наполнены исследовательской деятельностью: Горный Алтай, горная Шория, Хакасия, Тува, Северная Монголия, Турция, Поволжье и Приуралье. Анохин прекрасно понимал, что духовная культура народов ярко проявляется в различных видах фольклора – устной поэзии, народной музыке и изобразительном искусстве. Все увиденное и услышанное он тщательно фиксировал, осознавая необходимость сохранения этого богатства для потомков.

В 1909 году Андрей Анохин, по приглашению Потанина, принял участие в этнографической экспедиции по Горному Алтаю, где изучал народное песенное творчество, истоки «бурханизма» на Алтае. Большинство жителей Алтая в прежние времена без исключения следовали шаманским верованиям и до настоящего времени отчасти сохранили эту веру - веру в духа - хозяина Алтая, который живёт на золотой горе и пьёт из трёх золотых озёр. Он вполне благосклонен к человеку, если тот не нарушает запреты и поклоняется ему, но, если его рассердить, хозяин Алтая может послать бурю, уничтожить скот или унести вихрем юрту.

После октябрьской революции в 1918 году Анохин переехал в горно-алтайское село Чемал, где преподавал в учительской семинарии, школе-интернате и средней школе пение, алтайский язык и краеведение, параллельно продолжая свою исследовательскую и композиторскую деятельность. “Я мог бы жить в любом краю России, но гигантская мощь красоты Алтая, как магнитом притянула меня!» - так сказал композитор, о своем переезде.

В селе Чемал Андреем Анохиным были написаны произведения, основанные на алтайском фольклоре. Это Сюита для хора и оркестра «Хан Алтай», песни «Катунь», «Алтай - кожон», «Ак туманы», начата сценическая поэма «Хан-Эрлик». Андрей Викторович Анохин организовал в Чемале великолепный хор. Весной 1920 года – алтайцы впервые съезжались на премьеру оперы А.С.Даргомыжского «Русалка», поставленной силами интернатовских ребят и интеллигенции, под руководством Анохина.

Спустя полгода осенью 1920 года Анохина пригласили в Барнаул.

15 сентября 1920 г. Барнауле начала свою работу губернская опытно-показательная школа им. Коминтерна просвещения РСФСР. Был открыт прием во все классы I и II ступени и в детский сад, – информировала читателей газета «Красный Алтай».

В первую очередь в школу принимались дети красноармейцев и лиц, пострадавших от контрреволюции». Алтайская губернская школа им. III Коминтерна открылась 1 ноября 1920 года в составе детского сада, полных двух ступеней 9-летнего обучения и интерната на 50 человек. Она занимала кирпичное здание бывшего 4-классного городского училища, в нагорной части города, у озера, недалеко от Троицкой церкви.

С сентября 1920 Анохин работал в Барнауле, куда был приглашен на работу учителем музыки и краеведения в педагогическом техникуме, в школе №22 и школе им. III Коминтерна (впоследствии Школа №1), руководил двухгодичными курсами хормейстеров при Рабоче-крестьянской консерватории (в настоящее время – Детская музыкальная школа №1 им. А.К.Глазунова).

 

Андреем Викторовичем Анохиным был создан ученический хор, пользовавшийся большой известностью, исполнявший классические произведения, новые песни советских композиторов и сочинения самого Анохина.

Через два года после переезда Анохина в Барнаул состоялся цикл концертов из произведений композитора. Исполнялись сюиты «Хан - Алтай», поэма «Хан - Эрлик» (была закончена в Барнауле), балет “Семь Эоликовых дочерей”, шаманское действо в миниатюре «Талай - Хан» (Морской Хан).

Вот самые масштабные из них: “Вечер сибирской музыки” 16 января 1922 года в барнаульской школе им. III Коминтерна - сбор – в пользу голодающих Поволжья. «Вечер алтайской музыки» в марте 1923 – в Барнаульском рабфаке. 6 мая 1923 Школа им. III Коминтерна повторила в Народном доме “Вечер алтайской музыки”.

Последний концерт 1923 года был приурочен к Грандиозному благотворительному вечеру 29 декабря в помещении Горсовета. Все вырученные средства от вечера были переданы на улучшение быта детских домов.

 

Концерты были очень популярны и привлекли многочисленных зрителей, но потом, после смерти композитора в 1931 году, воцарилось молчание. Это молчание прервал композитор Владимир Хохолков - Дело сохранения наследия этнографа и музыканта стало одним из важнейших в его жизни. Много лет В.Ф. Хохолков изучал творчество первого алтайского композитора Андрея Викторовича Анохина, написал множество газетных и журнальный статей и был инициатором исполнения произведения композитора на большой сцене и записей его произведений. Вот что сам В.Хохолков говорит об этом: “Позднее я занялся исследованием творчества выдающегося этнографа и композитора Андрея Анохина и при встречи поведал Евгению Борисову, что в краеведческом музее Горно-Алтайска есть произведение этого удивительного композитора, созданные на мелосе племен Алтая. Вскоре Евгений приехал в Горно-Алтайск и увидел те ноты, которые лежали с 1931 года фактически без движения. Хорошо помню, как загорелись у него глаза. Естественно, возник вопрос, как получить эти рукописи. Но раз уж я предложил эту идею - оживить музыку Анохина, мне казалось, что это мой долг. Рукописи были ёмкие, и мне пришлось почти месяц сидеть за их перепиской. Барнаульцы Юрий Крамарь, Василий Кравчук и Евгений Крючков сделали аранжировки, и началась работа с оркестром”.

28 октября 1989 года в драматическом театре Горно-Алтайска прошел вечер памяти Андрея Викторовича Анохина, посвященный 120-летию со дня рождения композитора-этнографа. На это торжество был приглашен оркестр “Сибирь” под управлением Евгения Борисова. Впервые после забвения оркестр исполнил сюиту “Хан Алтай”. Песни и вокальные произведения Анохина исполнили Карагыс Ялбакова, Любовь Хохолкова и солисты краевой филармонии Василий Семенчин и Владимир Воронов.

Произведения эти исполнялись в 20-е годы прошлого века под руководством самого Анохина, но это был аккомпанемент инструментального ансамбля из пяти-шести музыкантов. А тут его удивительная музыка зазвучала в исполнении большого оркестра под управлением большого музыканта, который очень тонко ее ощутил. Для жителей столицы Горного Алтая это было настоящим открытием. Иногда даже казалось, что в театре присутствует сам композитор и невидимо помогает звучать земной и небесной музыке Алтая. Казалось, что музыка вырвалась с музейных полок на свободу. Зрители устраивали после каждого номера настоящие овации.

Эту же программу Евгений Борисов повторил в феврале 1990 года в Доме политпросвящения в городе Барнауле, а в 1993 году состоялась барнаульская премьера «Талай-Хана».

Уникальное творение Анохина “Талай-Хан” написано по мотивам шаманских мистерий. В своем комментарии к этому произведению композитор заметил, что исследования шаманства, рассказы о нем не дают полного представления об этой первобытной религии. Поэтому и родилась мысль у него написать сцены шаманского действа и показать шамана как артиста. “Талай-хан” творческая комбинация из нескольких мистерий алтайских камов (шаманов) с добавлением монгольских храмовых мелодий - поистине уникальное произведение.

 

Работа над “Талай-Ханом” Анохина - ярчайший пример тонкой и целенаправленной работы над передачей авторского замысла. Ноты его, как известно, много лет пролежали в музее, оркестр “Сибирь” под руководством Е.Борисова заставил их зазвучать очень мощно и современно.

Владимир Пешняк, член союза композиторов России пишет: “Будучи в Москве в начале 90-х, Евгений Борисов заговорил о “необычном” сочинении для его оркестра, на глубоко национальном алтайском материале. Такой материал у меня оказался: это были пара десятков страниц для симфонического оркестра на тему камланий, которые записал на магнитный валик в начале 20 века сам Анохин. Этот материал был мною брошен, так как я не видел дирижера, который сможет осилить его. Слишком необычный материал и особая энергетика были заложены в нотах. Через год состоялась премьера “Камланий” в исполнении “Сибирь”. Была сыграна партитура, которую после него не смог осилить ни один оркестр. “С листа” ее было не прочитать.”

 

 

Являясь членом Российского Географического общества, А.В. Анохин был хорошо известен в научных кругах как этнограф. С 1906 по 1931 гг. он совершил многочисленные этнографические и фольклорные экспедиции по Горному Алтаю, Хакасии, Туве, Монголии, Восточному Казахстану, Башкирии, Поволжью. В течение многих лет сотрудничал с Музеем антропологии и этнографии, где сегодня хранятся материалы экспедиций А.В.Анохина.

В своих исследованиях А.В. Анохин отдавал приоритет музыкальной культуре тюрков. С его именем связано открытие музыкального творчества алтайцев. Композитором записан и освоен большой пласт фольклора всех этнических групп Горного Алтая. А.В. Анохин записал и обработал более 500 алтайских песен, около 300 песен телеутов, хакасцев, тувинцев, дал описание ряда национальных инструментов, исследованы особенности мелодики, лада, ритма народных песен и инструментальных наигрышей. Ряд напевов песен, записанных Анохиным, были опубликованы в приложении к статье А.Д. Руднева «Мелодии монгольских племен» (Записки географического общества по отделению этнографии. Т. 34. СПб, 1909. С. 395-430).

С 1926 г. жил на Алтае в Улале (ныне Горно-Алтайск) и преподавал в педагогическом училище. Был первым заведующим горноалтайского музея, названного его именем.

В последние годы жизни композитор много сочинял: произведения на алтайские темы «Канай», «Сары-хан», «Канза-бий», «Табыскак», цикл песен на стихи Некрасова; песни: «Ткачи», «Каменщик», «Песня печатного станка», «Марш двенадцати» и др.

Умер А.В. Анохин 31 августа 1931 г. Похоронен в урочище Куюм под Элекмонаром.

А.В. Анохин явился основоположником алтайской профессиональной музыки. Он - автор около 100 музыкальных произведений. Среди них произведения на материале фольклора алтайских тюрков: оратория «Талай-Хан», сюита для солистов, хора и струнного оркестра «Хан-Алтай», поэма для баса и струнного оркестра «Хан-Эрлик»; детские хоры, марши, хоровые произведения на революционные тексты. Некоторые из его песен стали народными, напр. «Алтын-кёл» («Золотое озеро»). Ряд музыкальных произведений композитора были изданы: в 1919 г. вышел сборник песен Горного Алтая; в 1957 г. – «На просторах Алтая» (Сборник песен, Барнаул); в 1962 г. – «Сборник песен» (составитель В.Н. Никифоров, Горно-Алтайск); в 1987 г. – «Песни Алтая. Репертуарный сборник для коллективов художественной самодеятельности» (составитель В.Ф. Хохолков, переиздание).

Творческий тандем Хохолкова и Е.И.Борисова много сделали для популяризации музыки Анохина. Благодаря Хохолкову Барнаульский оркестр народных инструментов под управлением дирижера Е. Борисова исполнил песни А.В. Анохина «Катунь», «Барщинная», «Боевой марш» и другие. В 1987 году к 50-летию образования Алтайского края по инициативе В. Хохолкова фирма «Мелодия» выпустила диск «Поклон Алтаю» с двумя песнями А.В. Анохина «Золотое озеро» и «Русь»…

К 125-летию Анохина оркестр записал на фирме “Мелодия” диск-гигант под названием “Хан-Алтай”, на обложке пластинки была репродукция знаменитой картины Григория Гуркина - друга композитора.

Несмотря на вышеперечисленное, творческое наследие А.В. Анохина еще недостаточно изучено и находится в музеях Горно-Алтайска, Бийска, Томска и Петербурга. Оно представлено самобытными музыкальными произведениями и научными трудами по этнографии, и, к сожалению, часть из них остались неопубликованными.

 

 

Литература:

1. Барнаул. Энциклопедия. Барнаул, 200. С. 23-24.

2. Музыкальная энциклопедия. М., 1973. Т.1. С.170.

3. Фотографическая коллекция Томского Общества изучения Сибири в собрании Томского областного краеведческого музея

4. Материалы из фондов ГМИЛИКа

1. www.bibliofond.ru/view.

2. «Хан-Алтай»: «Алтай – в его сердце». Памяти Андрея Анохина (gorno-altaisk.ru)

3. https://elib.altlib.ru/arkhiv-gazet/15-altajskaya-pravda/183-gazeta-altajskaya-pravda-1993

4. О дате создания (shkola1-brn.ru)

5. Красный Алтай, газета (altlib.ru)

6. В.Ф. Хохолков «Мой Алтай обнимаю тебя»,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: