Пересмотр решений, вступивших в законную силу




 

Основаниями к отмене принятых решений и в апелляционной инстанции являются:

- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

- недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

- нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права (ст. 362 ГПК РФ).

При этом нарушением или неправильным применением норм материального права считается:

- неприменение судом закона, подлежащего применению;

- применение судом закона, не подлежащего применению;

- неправильное истолкование закона (ст. 363 ГПК РФ).

Нарушением или неправильным применением норм процессуального права считается нарушение процессуальных норм при условии, что оно привело или могло привести к неправильному разрешению дела (т.е. доказыванию будет подлежать причинно-следственная связь между нарушением и возможными последствиями для правильности вынесенного решения).

Независимо от доводов апелляционной жалобы, представления принятое решение подлежит безусловной отмене в случае более существенных нарушений, таких, как:

- рассмотрения дела судом в незаконном составе;

- рассмотрения дела судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания;

- рассмотрения дела судом с нарушением правил о языке судебного производства;

- суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

- решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении суда;

- решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

- в деле отсутствует протокол судебного заседания;

- при принятии решения судом были нарушены правила о тайне совещания судей (ст. 364 ГПК РФ).

Выносимые апелляционные решения/определения вступают в силу немедленно, с момента вынесения. Апелляционные решения/определения обжалованию в порядке кассации не подлежат и могут быть обжалованы (как и определения кассационной инстанции) только в надзорном порядке.

Решение апелляционной инстанции вступают в законную силу немедленно, а, вступая в законную силу, решения суда приобретают свойство неопровержимости, т.е. невозможность дальнейшего обжалования решения, а также приобретается качество исполнимости. Эти две тенденции привели к компромиссу в законодательстве, состоящему в том, что пересмотр дальнейший (после апелляционной инстанции) возможен, но он ставится в зависимости от органов прокуратуры, суда (их должностных лиц) и от желания сторон по делу.

Надзорное производство традиционно осуществляется в отношении решений и определений, вступивших в законную силу. Задачами судебно-надзорной инстанции являются проверка законности и обоснованности вступивших в силу судебных постановлений, исправление судебных ошибок и руководство судебной практикой. Вместе с тем, суды надзорной инстанции имеют еще одну специфическую обязанность – обеспечить правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия.

Являясь исключительной стадией гражданского процесса, надзорное производство обладает присущими только ему процессуальными особенностями, и сущность, задачи и содержание подготовки дела к рассмотрению в порядке надзорного производства напрямую зависит от понимания сущности, структуры надзорного производства.

В юридической литературе долгое время является спорным вопрос, касающийся момента начала надзорного производства и структуры надзорного производства.

Отдельные авторы, рассматривая вопрос о правовой природе надзорной жалобы, указывали, что она является источником, из которого должностные лица получают сведения о незаконности и необоснованности судебных решений, вступивших в законную силу. По мнению сторонников этой точки зрения, надзорное производство возникает с момента истребования дела для проверки должностным лицом. [5]

В действительности же истребование дела должностным лицом не является тем процессуальным действием, которое обязательно повлечет за собой пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу. Более того, в подавляющем большинстве случаев, должностное лицо, истребовав дело, проверив его, отказывает заявителю в принесении протеста.

Согласно ст. 376 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления (кроме постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации), могут быть обжалованы в надзорную инстанцию также лицами, участвующими в деле, и другими лицами, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены.

Доступность надзорного производства привела к необходимости установления требований к содержанию надзорной жалобы и представления прокурора.

Надзорные жалобы и представления в соответствии с ч.1 ст. 377 ГПК РФ подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. Объектами пересмотра могут быть решения, судебные приказы и определения суда, вступившие в законную силу.

Дела в порядке надзора уполномочены рассматривать:

- в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа – президиум соответствующего суда;

- в окружном (флотском) военном суде – президиум данного суда;

- в Верховном Суде РФ – Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум.

После поступления надзорной жалобы или представления в суд надзорной инстанции, один из судей этого суда принимает их к рассмотрению.

В ч.2 ст.376 ГПК РФ предусматривает годичный срок для обжалования судебных постановлений в порядке надзора. Этот срок исчисляется со дня вступления судебного постановления в законную силу.

Процедура надзорного обжалования, имея свою несомненную специфику, представляет собой четыре последовательные стадии.

Помимо I стадии формальной оценки, рассмотренной выше, о завершении которой можно говорить при возврате/невозможности возврата надзорной жалобы, при отсутствии стадии подготовки стадия рассмотрения включает в себя также:

II Рассмотрение надзорной жалобы в суде надзорной инстанции. По общему правилу они рассматриваются не более чем месяц. Больший срок установлен для Верховного Суда РФ, – а именно два месяца.

На этой стадии судом надзорной инстанции решается вопрос об истребо-
вании дела/отказе в его истребовании с вынесением соответствующего определения. Вынося определение об истребовании дела, суд надзорной инстанции также вправе приостановить исполнение решения суда по делу (так как оно может быть при определенном раскладе отменено).

С определением об отказе в истребовании (которое должно быть мотивировано) вправе не согласиться председатель (заместитель председателя) соответствующего суда надзорной инстанции. При этом они выносят самостоятельное определение об истребовании дела в суд надзорной инстанции.

III. Рассмотрение истребованного дела суд надзорной инстанции рассматривает 2 месяца (может быть продлено до 4 месяцев); Верховный Суд РФ рассматривает 4 месяца (с возможностью продления до 6 месяцев).

На этой стадии судом надзорной инстанции (с вынесением соответствующего определения) решается вопрос о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы в суд надзорной инстанции по существу/отказе в передаче дела.

С определением об отказе в передаче дела также вправе не согласиться председатель (заместитель председателя) соответствующего суда надзорной инстанции и своим определением передать дело на рассмотрение существу в суд надзорной инстанции.

При передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции лицами, участвующим в деле, направляются копии соответствующего определения.

IV. Рассмотрение переданного дела по существу в суде надзорной инстанции в порядке надзора исходя из содержания ст. ст. 383, 386 ГПК РФ сроки рассмотрения составляют:

- в суде надзорной инстанции 1 месяц;

- в Президиуме ВС субъекта РФ - 2 месяца;

- в Верховном Суде РФ - 2 месяца;

- в Судебной Коллегии Верховного Суда РФ - 3 месяца;

- в Президиуме Верховного Суда 4 месяца.

В целях обеспечения единства судебной практики и законности председателю Верховного Суда РФ (его заместителям) предоставлено специальное право вносить в Президиум Верховного Суда РФ мотивированные представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

ГПК РФ в ст. 385 предписывает обязательное извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения. Время рассмотрения дела суд надзорной инстанции назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Это новое положение кодекса полностью согласуется с принципами равенства сторон и состязательности.

Рассмотрение дела в надзорном порядке осуществляется коллегиально. В президиуме соответствующего суда оно докладывается председателем суда, его заместителем, или иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. Докладчик излагает обстоятельства дела; лица (в случае явки) вправе дать объяснения. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

Рассмотрение жалобы или представления производится судьей единолично. По результатам рассмотрения судьей выносится определение об истребовании дела, либо об отказе в истребовании дела с указанием мотивов такого отказа (ч.2 ст. 381 ГПК РФ).

Определение об отказе в истребовании дела, согласно п.2 ч.2 ст. 381 ГПК РФ выносится, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления, которое обжалуется в надзорную инстанцию.

Если судья, рассматривающий дело, истребованное в суд надзорной инстанции, придет к выводу об отсутствии оснований для его рассмотрения в надзорном порядке, он выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения дела по существу в суд надзорной инстанции.

В случае положительного решения суда надзорной инстанции выносится определение о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции (ст. 384 ГПК РФ).

В описательной части определения должно быть изложено содержание дела, по которому приняты обжалуемые судебные постановления;

В мотивировочной части - изложение оснований для передачи дела в целях его рассмотрения по существу в надзорной инстанции;

В резолютивной - предложение судьи, вынесшего определение, о передаче дела в целях его рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Истребованное дело вместе с надзорной жалобой или представлением прокурора направляются согласно ч.2 ст.384 ГПК РФ в суд надзорной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора согласно ст. 387 ГПК РФ являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, т.е. надзорная инстанция при рассмотрении дела выясняет законность решения нижестоящего суда.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20 января 2003г. №2, обращает внимание на то, что существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления. Другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

Пункт 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъясняет также, что нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора, исчерпываются положениями ст. 390 ГПК РФ. Суд вправе:

- оставить судебное постановление без изменения, надзорную жалобу или представление без удовлетворения;

- отменить судебное постановление полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

- отменить судебное постановление и оставить жалобу без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

- отменить либо изменить судебное постановление и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции сообщает лицам, участвующим в деле о вынесении мотивированного определения суда. Основания отмены обжалуемых решений в суде надзорной инстанции зафиксированы в ст. 387 ГПК РФ, в которой указано, что основаниями отмены являются "существенные нарушения норм материального и процессуального права" (несомненна очевидная оценочность данной нормы)[6].

Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).

В свою очередь, существенность нарушения норм материального права
оценивается и признается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены - нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов[7].

Определение суда надзорной инстанции вступает в силу со дня вынесения и дальнейшему обжалованию в порядке надзора не подлежит. Подача и рассмотрение частных жалоб на определения надзорной инстанции гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено.


Заключение

 

Апелляционное производство представляет собой один из способов устранения недостатков решений и других судебных постановлений. В апелляционном производстве рассматриваются только решения и определения мировых судей. Решения мировых судей не подлежат обжалованию в кассационном порядке, они обжалуются в районный суд, в районе действия которого находится мировой судья.

Субъектами права на апелляционное обжалование являются лица, участвующие в деле, в т.ч. прокурор, при условии, что он был привлечен в процесс в качестве лица, участвующего в деле. Фактическое участие указанных лиц в рассмотрении дела значения не имеет. Представители лиц, участвующих в деле, могут обжаловать решение мирового судьи, если это право прямо оговорено в предоставленной им доверенности или ином документе, удостоверяющем их полномочия.

Апелляционные жалобы подаются в районный суд только через мирового судью. После того как мировой судья ее получил, его деятельность ограничена только проверкой жалобы (принимать/не принимать), и извещением лиц, участвующих в деле о поступившей жалобе, но не в его компетенции назначать дело к слушанию, этим занимается районный суд.

Решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362-364 ГПК.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Таким образом, практическое содержание процессуальных форм обжалования составляет юридически закрепленную процедуру гарантированного права на вынесение объективного и справедливого решения суда, в том числе путем его изменения или отмены в установленном законом порядке.


Библиографический список литературы

Нормативные акты

 

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

2. Постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» 20.01.2003, № 2 // Российская газета 25.01.2003. № 15/3129.

3. Приказ Генерального прокурора РФ № 1 от 5 января 1997 г. «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве».

Литература

 

1. Гражданский процесс. / Под ред. Мусиной В.А., Чечиной Н.А., Чечота Д. – М.: «Проспект», 1999.

2. Гражданское процессуальное право России. Учебник. /Под ред. М. С. Шакарян. – М. Былина, 2002.

3. Гусев А.Н. Постатейный комментарий к части 1 Гражданского кодекса РФ - М.: «ИНФРА М», 2001.

4. Диордиева О.Н. Процессуальный срок обжалования постановлений суда // Арбитражный и гражданский процесс.- 2004. -N 6. -С. 25; Адвокатская практика.-2004.- N 3.- С. 33.

5. Комментарий к ГПК РФ./ Отв. ред. Жилин Г.А. М.: 2003.

6. Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РФ. /Отв. ред. Ивлиев Г.П. М.: 2003.

7. Осипов П.Н. Практическое содержание процессуальных форм обжалования постановлений суда - апелляция, кассация, надзор: Сравнительный анализ.//Арбитражный и гражданский процесс.- 2005.-N 3.-С.2-3.

8. Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М: Издательство "Статут", 2003.

9. Рыжаков А.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ - М.: «Норма», 2003.

10. Справочник практикующего юриста по гражданским делам. - М.: «Юриспруденция», 2002.

11. Тараненко В. В. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве не только допустимо, но и необходимо. /Прокурорская и следственная практика. - М., 1999.

12. Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. - М.,1999.

13. Учебник гражданского процесса /Под ред. М.К. Треушникова.- М.: «Городец», 2003.

14. Хрестоматия по гражданским делам. /Под редакцией Треушникова М.К.- М.: «Городец», 2002.

15. Шакирьянов Р.В. Рассмотрение гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке.//"Право и экономика". -2003. - №7. - с. 75.


[1] п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2"О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ".

[2] Диордиева О.Н. Процессуальный срок обжалования постановлений суда // Арбитражный и гражданский процесс.- 2004. -N 6. -С. 25; Адвокатская практика.-2004.- N 3.- С. 33.

[3] Осипов П.Н. Практическое содержание процессуальных форм обжалования постановлений суда - апелляция, кассация, надзор: Сравнительный анализ.//Арбитражный и гражданский процесс.- 2005.-N 3.-С.2-3.

[4] Шакирьянов Р.В. Рассмотрение гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке\\"Право и экономика". 2003. №7. - с. 75.

[5] Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. - М.,1999, с. 46

[6] Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РФ. Отв. ред. Ивлиев Г.П: М.: 2003.С.234.

[7]п. п. 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского
процессуального кодекса РФ".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: