Тема 9. Коммуникация в организациях




Коммуникация в организациях. Вертикальные и горизонтальные связи и их эволюция. Стратегическое и коммуникативное поведение, публичная сфера и ее эволюция.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

На лекционных занятиях активно используется мультимедийный комплекс для демонстрации презентации курса и интерактивные лекции. Практические занятия по курсу проходят в виде. и призвана закрепить полученные теоретические знания, а также привить практические навыки принятия самостоятельных решений в игровой форме.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

(текущая аттестация)

ТЕМА 1

1. Каково содержание социально-экономических, политических, культурологических и технологических факторов, определяющих роль массовой коммуникации в современном мире?

2. Общее и особенное в понятиях: коммуникация и общение; средства массовой коммуникации, медиа, средства массовой информации, средства массовой информации и пропаганды, средства массового общения?

3. В чем, на ваш взгляд, состоят основные отличия моделей коммуникации, предложенных Лассвеллом и Шраммом?

4. Как бы вы могли определить особенности социологического рассмотрения массовой коммуникации?

ТЕМА 2

1. Сравните особенности моделей СМК, предложенных Де Флюэром и Молем. В чем вы видите их общие черты, а в чем различия?

2. Как вы понимаете интерпретацию Луманом масс-медиа, как саморефернтной социальной системы?

3. Приведите примеры того, как современные российские медиа способствуют поддержанию стабильности сложившейся социальной системы?

4. Попытайтесь построить схему функционирования современной российской медиа системы (на примере вашего города, области, края, республики). Какие из выявленных вами функций медиа являются универсальными, а какие специфическими?

5. Предположим, что вы проводите эмпирическое исследование деятельности одного из общероссийских каналов телевидения. В чем системно-структурная методология могла быть вам здесь полезна, а в чем нет?

ТЕМА 3

1. Каковы основания классической марксисткой концепции идеологии? В чем этот подход может быть полезен для анализа современных процессов в области массовой коммуникации?

2. В чем заключается общее, а в чем особенное в концептуальных построениях Альтюссера и Грамши, касающихся идеологии и средств массовой коммуникации?

3. Попробуйте изобразить структурную схему оперирования идеологии. Какие основные моменты вы считаете необходимым здесь отразить? Почему?

4. С помощью каких основных способов современные медиа способствуют обеспечению согласия в российском обществе в отношении основных (базовых) ценностей?

5. Согласны ли вы с идеей о том, что проявления идеологии можно обнаружить в самых разных сторонах нашей жизни? Рассмотрите с этой точки зрения систему образования в нашей стране, ваш личный опыт образования.

ТЕМА 4

1. Сравнените теоретико-методологические основания анализа текстов массовой коммуникации присущих: а) традиционному контент-анализу; б) семиотике. Можно ли, на ваш взгляд, выделить здесь общее и особенное?

2. Как концепция синтагматического и парадигматического анализа может быть применима для анализа текстов массовой коммуникации?

3. Какие переменные, на ваш взгляд, опосредуют процесс кодирования - декодирования? Обоснуйте ваш выбор на примере прочтения популярной ежедневной газеты, наиболее популярной среди ваших друзей и знакомых.

4. Выберите в качестве примера сообщения рекламное объявление в качественном женском журнале. Проведите его семиологический анализ.

5. Примените методологию В. Проппа применительно к просмотренному вами сериалу. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества и недостатки этого подхода?

6. Какие фундаментальные бинарные оппозиции вы могли бы выделить после просмотра рекламных роликов на российском телевидении?

ТЕМА 5

1. Как понимали Адорно и Хоркхаймер "индустрию культуры"?

2. В чем, на ваш взгляд, идея Беньямина противоречат подходам франкфуртской школы?

3. На какие негативные тенденции в деятельности современного телевидения обращает внимание Постман. Согласны ли вы с теми оценками, которые предлагает автор?

ТЕМА 6

1. Какие черты современности (применительно к изучению процессов массовой коммуникации в обществе) постмодернистское теоретизирование позволяет выявить более рельефно по сравнению с другими подходами?

2. В чем состоят основные особенности в интерпретации роли средств массовой коммуникации в современном обществе у Дебора и Бодрияра?

3. Выделите общее и различия в теоретических основаниях концепций свободы печати Дж. Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля. Какие из этих посылок могут быть применимы в современных условиях?

4. В чем, на ваш взгляд, состоят сильные и слабые стороны оценки роли СМК в условиях трансформации публичной сферы общества (концепции Ю. Хабермаса)?

5. В работе Дж. Дьюи (равно как и Ч.Р. Миллса) отмечается нарастание в американском обществе все большего разрыва между рядовыми гражданами и представителями элитных групп в плане доступа и использования СМК. Справедлива ли эта посылка применительно к современному российскому обществу?

ТЕМА 8

1. Как вы считаете, является ли необходимым для российского общества наличие общественного телевизионного вещания, независимого как от прямого влияния правительства, так и от давления со стороны рынка?

2. Предоставляют ли современные российские СМИ (прежде всего телевидение) равные условия для участия в обсуждении актуальных проблем общества для представителей всех слоев населения?

3. Аудиторию СМК можно рассматривать под разными углами зрения. В чем состоят основные различия, если мы будем рассматривать аудиторию в терминах 'потребителей продукции', с одной стороны, и 'граждан' - с другой?

4. Какие аргументы можно выдвинуть в поддержку идеи общественного телевидения? Каковы, по вашему мнению, перспективы концепции общественного вещания в условиях нарастания рыночных тенденций в мировых СМК?

5. Как бы вы могли расположить нынешние российские медиа в поле следующих нормативных моделей СМК: авторитарной, свободного рынка идей, социальной ответственности?

6. В чем заключается общее, и в чем особенное при изучении коммуникативного поведения аудитории прессы, телевидения, прессы?

7. На примере разработки программы контен-анализа конкретной проблематики проанализируйте сильные и слабые данного подхода в исследовании СМК.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: