Посредством языка эмоции, мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Но что такое общение? Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов, обусловленный потребностями их совместной деятельности.
Реальными посредниками всех форм общения являются не только результаты духовной деятельности — идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и средства труда, объекты, воплощающие социальные ценности и человеческий опыт. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт; формируются исторически конкретные типы личности, и происходит ее социализация; достигаются необходимая организация, согласованность, единство действий индивидов, входящих в группу; формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов; достигаются взаимопонимание, сплоченность и солидарность; происходит влияние на других людей.
Язык как мощное средство общения широко используется и обеих формах последнего — прямом и косвенном. Прямое общение — непосредственный контакт, косвенное — когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В косвенном общении преимущественно осуществляется усвоение произведений искусства, средств массовой коммуникации и т.п.
Способы общения:
1. Вербальная коммуникация, осуществляемая при помощи слова, т. е. здесь передача информации обеспечена при помощи языка, а также неречевыми способами - жесты, мимика, интонация, паузы и т.п.
2. Невербальная коммуникация — «язык чувств». Например, молчание иногда бывает красноречивее слов; обмен взглядами говорит о многом; важную роль играют выражение лица и глаз, манеры, прическа, одежда и т.п. как своеобразные языки общения.
|
2. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Прямая речь - один из способов передачи чужой речи (см.), при к-ром говорящий (пишущий) полностью сохраняет её лексико-синтаксиче-ские особенности, не приспосабливая их к своей речи Тем самым П. р. и речь говорящего чётко разграничиваются: *Он вдруг остановился, протянул руку вперёд и промолвил: "Вот куда мы идём'. П. р. может воспроизводить не только чужую речь, но и нек-рые прошлые или будущие высказывания самого говорящего, ср.: Я же сказал вам вчера: «Я никуда не пойду» или Я ему скажу завтра: «Я никуда не пойду».
П. р. точно передаёт не только лексику и синтаксис чужой речи, но сохраняет также чужую стилистику и даже чужую интонацию: «"Батюшка ты наш,- сказала она пискливым голосом,- погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас"». Поэтому чужерод-ность П. р. в тексте всегда отчётливо проявляется.
П. р. вводится в тексте авторскими словами. Авторские слова - это конструкция с глаголом речи {сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к к-рому непосредственно относится П. р. В авторских словах глагола речи может и не быть, если есть глагол, способный сопровождать глагол речи: вспомнить, удивиться, ужаснуться, обидеться и т. п., а также вздохнуть, улыбнуться и т. п. Он обиделся и сказал: «Я ухожу» - Он обиделся: «Я ухожу»; «Генерал Пстряков улыбнулся: „Наградили капитана Власова, а орден вручаю майору"»
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ | |||
Прямая речь находится | |||
в постпозиции по отношению к словам автора А: «П!» А: «П?» А: «П». Девочка воскликнула: «Какая хорошая погода сегодня!» Каждое утро удивляюсь: «Неужели пора вставать?» Мать сказала: «Пора обедать». | в препозиции по отношению к словам автора «П,» – а. «П!» – а. «П?» – а. «Здравствуйте, дети!» – начал урок учитель. «Откройте, пожалуйста, форточку», – попросила старушка. «Почему ты пропустил урок?» – поинтересовались одноклассники. | в интерпозиции по отношению к словам автора 1) А: «П», а. (Прямая речь прерывает слова автора). Сами всюду пишут: «Без демократии нельзя», и сами же нарушают демократические права населения. 2) А: «П» – а. А: «П!» – а. А: «П?» – а. (Прямая речь носит уточняющий характер). Даже слова директора: «Пригласи ко мне родителей» – незадачливый прогульщик пропустил мимо ушей. Сестра с криком: «Мама приехала!» – бросилась открывать дверь. Слова матери: «Ты выучил, сынок, уроки?» – заставили ребёнка выключить компьютер. | до и после слов автора 1) «П, – а, – п». 2) «П, – а. – П». 3) «П! – а. – П». 4) «П! – а. – П!» 5) «П! – а. – П?» 6) «П? – а. – П». 7) «П? – а. – П!» 8) «П? – а. – П?» «Малый театр, – писал К. Станиславский, – лучше всяких школ подействовал на моё духовное развитие». «Это здание университета, – сказал гид туристам. – Оно недавно отремонтировано» |
Билет №12
|
1) Местоимнение
1. Местоимение -самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существитель-ного, прилагательного, имени числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них (на их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.).
|
Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные, указательные местоимения.
Личные местоимения
К личным местоимениям относятся : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Это местоимения-су-ществительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.
Лицо | Ед.ч. | Мн.ч. |
1 л. | Я | Мы |
2 л. | Ты | Вы |
3 л. | Он, она, оно | Они |
Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они).
Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежа́м.
Возвратное местоимение
В русском языке одно возвратное местоимение- себя. Это местоимение-существителное. Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале).
Склоняется по падежам:
§ себя (рд., вн. падежи), себе (дт., пр.), собой, собою (тв.).
Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.