Кооперативная политика Советского государства




Потребительская кооперация Северного Кавказа после окончания гражданской войны


Кооперативная политика Советского государства

 

С окончанием гражданской войны перед Советским государством стали задачи восстановления разрушенного хозяйства и дальнейшего развития страны в условиях однопартийной системы. Стремление использовать все существующие организации, способные содействовать этому, поставили дальнейшее развитие кооперации в зависимость от государственной и партийной политики.

Следует отметить, что отношения потребительской кооперации и государственной власти всегда были сложными и неоднозначными. Еще до 1917 года в потребительских обществах было велико влияние социалистических идей. Многие лидеры кооперации подозревались в стремлении к изменению государственного строя. Так как закона о кооперации тогда не было, полиция по-своему применяла положения «Устава о предупреждении и пресечении преступлений» по отношению к потребительской кооперации, объявляя некоторых ее членов «преследователями вредной цели» (1)

Необходимость законодательного оформления заставила Центросоюз в 1913 году подготовить проект кооперативного закона, который был принят Госдумой, но не прошел в Государственном совете. Царское правительство предложило свой проект, в соответствии с которым намечалось создать Управление по делам потребительской кооперации при правительстве. Попытка подчинения кооперации вызвала протест среди кооператоров, и в результате проект кооперативного закона пролежал в Государственном совете до февральской революции.

После свержения царской власти положение изменилось. Кризис в снабженческо-сбытовой сфере заставил Временное правительство 20 марта 1917 года принять закон «О кооперативных товариществах и союзах», по которому кооперативным обществам было предоставлено право самим разрабатывать устав с дальнейшим его предоставлением в окружной суд для регистрации. Закон, впервые определив правовое положение кооперации, способствовал ее свободному развитию и консолидации сил. Вскоре были приняты постановления «О регистрации товариществ, обществ и союзов» и «О съездах представителей кооперативных учреждений», расширившие рамки кооперативного закона. (2)

Революционные события в стране заставили потребительскую кооперацию, по своей природе аполитичную, активизировать общественную и политическую деятельность. Сразу после февраля 1917 года кооператоры провели Всероссийский съезд кооперации и образовали новый национальный кооперативный центр страны - «Совет Всероссийских кооперативных съездов», в состав которого вошли теоретики и лидеры кооперации, социал-революционеры и социал - демократы, С. Прокопович - министр торговли и промышленности Временного правительства, С. Маслов - министр земледелия, А. Чаянов. В. Кильчевский и др. На II Всероссийском кооперативном съезде (4-6 октября 1917 года) было принято решение выступить с самостоятельной платформой на выборах в Учредительное собрание. Кооператоры, однако, потерпели поражение, слишком увлекшись политикой.

Добившись от буржуазного государства представительства в правительстве, широкой хозяйственной самостоятельности и свободы общественной деятельности, многие лидеры кооперативного движения надеялись, что именно с помощью кооперации Россия постепенно станет социалистическим обществом. Поэтому многие из них настороженно восприняли Октябрьскую революцию, опасаясь, что большевики не признают кооперативную самостоятельность и независимость.

Потребительская кооперация, объединяющая более половины населения России, имеющая торговые отношения с зарубежными странами, накопившая опыт кооперирования населения, обеспечения его продуктами и товарами была необходима Советскому государству в условиях послевоенной разрухи и экономического кризиса. Но внепартийный, внеклассовый характер потребительской кооперации, присущий ее природе, не отвечал политической ориентации руководства большевистской партии. Это обстоятельство предопределило противоречивость и двойственность кооперативной политики Советского государства.

Ленинская концепция организации социалистического общества в условиях отмены товарно-денежных отношений заключалась в создании единой сети «потребительско-производственных коммун» и переходу к единому кооперативу трудящихся, с обязательным включением в него всего населения, с уничтожением паевых взносов и распределения доходов. (3) Коммуны должны были наладить снабжение населения необходимым, организовать сбыт и производство. Главная роль в организации всенародного учета и контроля за производством и распределением продуктов отводилось потребительской кооперации.

В статье «Очередные задачи Советской власти» Ленин подчеркивал, что взгляд на потребительскую кооперацию как на лавочку должен быть изменен. (4) Преобразования в деревне надо начинать с доступной крестьянству снабженческо-сбытовой кооперации, которая представляла самую простую форму объединения и должна была способствовать защите беднейших крестьян от кулачества.

Анализируя процессы, происходящие в стране, Ленин пришел к выводу, что без сети кооперативных организаций невозможна организация социалистического хозяйства, потребительская кооперация может и должна заменить капиталистический аппарат и сыграть важную роль в правильной постановке всего дела снабжения. (5)

Демократические принципы потребительской кооперации не устраивали Советское правительство. Однако необходимость использования ее опыта, аппарата и потенциала в создавшихся условиях, несмотря на «буржуазный характер», заставила Советское правительство заключить соглашение со Всероссийской кооперативной организацией о помощи и совместной работе, сохраняя присущие ей принципы в обмен на то, что кооперативы брали на себя функцию организованного снабжения всего населения товарами и предметами первой необходимости. При этом буржуазные кооперативы с помощью рабочих потребительских обществ подлежали преобразованию в социалистические.

Тяжелое экономическое положение подталкивало Советское правительство к сотрудничеству с потребительской кооперацией. Поэтому 12 апреля 1918 года СНК РСФСР принял декрет «О потребительских кооперативных организациях» (6), который законодательно оформил существование потребительской кооперации уже нового типа - социалистической кооперации трудящихся масс. (7) Декретом на каждом территориальном участке разрешалась организация не более двух кооперативов: один для рабочих, второй для остальных граждан. Все операции, проводимые потребительскими кооперативами, теперь контролировались Наркомпродом. При ВСНХ был создан отдел кооперации в составе двух представителей ВСНХ, одного от Комиссариата по продовольствию, трех от кооперации первого отдела (Центросоюза), одного от комитета финансов, от рабочей и других видов кооперации и одного управляющего делами кооперативного отдела ВСНХ. Отдел занимался сбором и анализом сведений о положении и развитии кооперации, выработкой законопроектов, контролировал выполнение декретов Советского правительства.

Признав легальное существование и законодательно оформив деятельность потребительской кооперации, Советское государство встало на путь ее подчинения. Контроль Наркомпрода усилил зависимость потребительской кооперации от государственных органов.

Опираясь при построении социалистического общества на беднейшие слои населения, Советская власть стала активно привлекать их в кооперативную деятельность, оказывая материальную помощь при вступлении в потребительское общество. Частные предприниматели не допускались к участию в правлениях кооперативов. Это позволило регулировать и контролировать социальный состав потребительских обществ, пополняя их нужными Советской власти людьми.

Отводя потребительской кооперации важную роль в построении нового
общества, Советская власть подчеркивала необходимость немедленного
возвращения ей национализированных предприятий, восстановления
разрушенных зданий и освобождения всех арестованных членов

потребительских обществ. (8)

Производя реквизиции и национализацию складов, помещений, инвентаря и имущества, принадлежащих потребительским обществам, местные власти часто не понимали сущности кооперации и ее роли в новых условиях. Но Советское правительство, осознавая важность использования кооперативного аппарата, предпринимало целенаправленные попытки огосударствления потребительской кооперации и введения в руководящий состав партийных работников. Так, проведя национализацию единственного в России кооперативного банка (Московского народного) государство сосредоточило в своих руках все кредитные операции, займы и вклады. После директивы Совнаркома РСФСР от 28 января 1919 года о захвате коммунистами большинства мест в правлении Центрального союза потребительских обществ началась ликвидация старого кооперативного состава. В результате во главе Центросоюза оказались люди, назначенные Политбюро и не имеющие к кооперации никакого отношения. (9)

Советское правительство продолжило реорганизацию потребительской кооперации с учетом новых политических условий. Ленин не отказался от идеи «поголовного объединения в единый всенародный кооператив». (10) Он назвал апрельский декрет 1918 года «временным компромиссом с буржуазными кооператорами» и в марте 1919 года инициировал новый декрет «О потребительских коммунах». Однако название вызвало недовольство среди крестьян и летом «коммуна» была заменена на «единые потребительские общества» (ЕПО), в которые декретом предписывалось реорганизовать все городские и сельские потребительские кооперативы. Кооперативные работники приравнивались к служащим продовольственных органов и освобождались от мобилизации. (11)

По словам народного комиссара продовольствия А. Цюрюпа «декрет СНК от 20 марта признал необходимым сохранить и усовершенствовать аппарат кооперации, созданный и проверенный многолетним развитием и практическим опытом, в качестве главного аппарата правильного массового распределения продуктов.» (12)

Необходимость принятия декрета объяснялось тем, что все распределительные органы (продовольственные, рабочая кооперация и т.д.) получали большинство продуктов из одного источника. Объединение должно было произойти таким образом, чтобы старый кооперативный аппарат не подвергся разрушению, а, наоборот, был сохранен, развит и усовершенствован и стал основой нового объединения.

Согласно декрету в ЕПО включалось все население данной местности. Каждый гражданин обязательно становился членом общества и прикреплялся к одному из его распределительных пунктов. Все потребительские общества объединялись в губсоюзы. Единым хозяйственным центром всех губернских союзов потребительских обществ стал Центросоюз. (13)

Потребительской кооперации передавалось техническое распределение продуктов и предметов первой необходимости. Губпродкомы, горпродкомы, губпродукты передавали дело распределения потребительским обществам с момента образования в них временных правлений. (14) После завершения оформления реорганизованных потребительских обществ, губпродкомы как самостоятельные организации, переставали существовать и сливались с кооперативными отделами. Участие продорганов в делах потребительской кооперации ограничивалось функциями контроля и государственным регулированием. До реализации декрета о единых потребительских обществах кооперативам предоставлялось право самостоятельного ведения дел, только под контролем губревкомов. (15)

Но тяжелая экономическая ситуация в стране, трудности при выполнении продовольственной разверстки привели к тому, что снова работа потребительской кооперации в области заготовки ненормированных продуктов, монопольных (хлеба и картофеля) и продуктов, на которые была установлена разверстка, объединялась с работой продорганов. Наркомпрод утверждал план распределения и полностью руководил делами кооперации, используя как первичную кооперацию, так и ее районные и губернские объединения, а также весь аппарат Центросоюза для выполнения распределительных функций и заготовок продовольствия, где права кооперации ограничивались из-за установившейся системы государственных разверсток. (16)

На местах руководящую роль играли местные органы Наркомпрода. Необходимые товары кооперативам предоставляли отделы снабжения губпродкомов. Через их горпродотделы снабжались и городские потребительские общества. Получаемые товары кооперативы могли распределять только по нормам и указаниям губпродкомов. (17)

Декрет по своей сути полностью соответствовал методам «военного коммунизма». Прикрепление населения к определенному пункту, ограничение хозяйственной деятельности, подчиненность продовольственным органам ставили потребительскую кооперацию в зависимость от государства. Отмена вступительных и паевых взносов в условия обесценивания денег тяжело отразилась на финансовом состоянии потребительских обществ, которые лишились возможности накопления собственных средств.

Таким образом, с одной стороны, кооперативам предоставлялась формальная самостоятельность, с другой - их деятельность подчинялась государству. Потребительская кооперация полностью зависела от распоряжений властей и отношения к ней различных продовольственных органов, что мешало налаживанию работы в потребительских обществах.

Большой проблемой для потребительской кооперации было отсутствие необходимых товаров, которое обострялось плохим состоянием транспорта и путей сообщения. Учитывая важность своевременного снабжения населения необходимыми продуктами и товарами, СНК РСФСР в марте 1919 года издал декрет, предписавший организовывать на железных дорогах узловые железнодорожные потребительские общества (УЖПО). Это стало отправным моментом официального оформления транспортной потребительской кооперации, которая на практике функционировала еще с ноября 1917 года.

Поиски лучшей формы кооперативной организации привели к объединению всех видов кооперации, законодательно оформленного декретом Советского правительства от 27 января 1920 года, в котором подчеркивалось, что кооперативные организации, лишенные всероссийского центра и не имеющие четкого разграничения поля деятельности, не могли дать ожидаемого результата. Поэтому кредитная кооперация, ее районные, областные и губернские союзы вливались в находящиеся в той же местности потребительские общества и их союзы. Сельскохозяйственная и промысловая кооперация подчинялись Центросоюзу на правах отдельных секций.

Реализация декрета на практике привела к нарушению всей системы кооперации. К финансовым проблемам потребительской кооперации прибавились долги и недостачи кооперативов других видов. Учитывая сложное экономическое состояние потребительских кооперативов, несостоятельность и бесперспективность объединения, Советское правительство летом 1921 года вернуло самостоятельность сельскохозяйственной и кустарной кооперации. Потребительской кооперации были возвращены ее промышленные предприятия и культурно-просветительские учреждения. (18)

Оценив возможности потребительской кооперации, накопленный ею опыт в снабжении населения, правительство начинает больше привлекать потребительские организации губерний и областей для распределения товаров среди населения. В июле 1920 года для утверждения и становления единой сети продовольственных органов снабжения съезд уполномоченных Центросоюза постановил продолжить дальнейшую перестройку кооперации, как составной части единой социалистической хозяйственной системы. Предполагалось установить более живую персональную связь продорганов и кооперативов.

Отводя потребительской кооперации важную роль в деле построения нового общества, Советское правительство делало многое для ее скорейшего восстановления. Но часто его распоряжения были нечеткими, противоречивыми, что позволяло местным властям трактовать их по-своему. Тем не менее, поддержка государства сыграла свою роль в развитии потребительской кооперации.

Принимая во внимание, что после войны у нее не было своих средств и возможностей получить прибыль, Советская власть освободила ее от государственного промыслового и подоходного налогов, отменила ее обязанности публиковать годовые отчеты, заключительные балансы и извлечения из них.

Налаживая работу потребительской кооперации, Советское государство стремилось сохранить ее кадры и аппарат. Для этого Совет труда и обороны 10 августа 1920 года принял специальное постановление, которым кооперативные служащие освобождались от мобилизации на продовольственные работы.

Соответственно временному положению и декабрьскому декрету «О финансировании кооперации» государство отпускало средствана операционные, организационные расходы, на самостоятельные хозяйственные операции в форме ссуд под залог товара и обязательства кооператива, выделяло пособия, которые, однако, отпускались только губсоюзам, райсоюзам и их секциям. Потребительские общества в сельской местности, ведя полную отчетность, государственными пособиями не пользовались. Самостоятельные хозяйственные операции производились за счет кооперативов. При нехватке средств государство выдавало краткосрочные ссуды под процент на срок не больше шести месяцев, а на покрытие организационных расходов разрешалось получать продукты питания и предметы широкого потребления из складов райсоюзов. Финансирование кооперативов производилось расчетно-кассовыми продовольственными отделами губфинотделов. Отпуск товаров везде производился по твердым ценам. Центросоюз снабжался из Наркомпрода без оплаты стоимости продуктов и товаров, которые затем поступали в губсоюзы и райсоюзы. Потребительские общества получали от них товар по мере оплаты их стоимости по твердым ценам. Были случаи и бесплатного отпуска товаров потребительским обществам, который предусматривался декретом об отмене некоторых денежных расчетов. (19)

Но после разрушительной гражданской войны Советское государство могло оказывать содействие потребительской кооперации лишь в виде краткосрочных и долгосрочных ссуд. Трудное экономическое положение в стране привело к тому, что уже в августе 1921 года декрет о финансировании кооперации был отменен. Теперь кооперативы должны были производить торговые операции за свой счет, используя вклады пайщиков, займы и авансы. (20) Это подрывало и без того слабое финансовое положение потребительской кооперации, которой приходилось рассчитывать в основном на свои силы.

Опасность внешнего вторжения и трудная внутриполитическая обстановка заставляли Советское правительство уделять большое внимание снабжению армии. С этой целью была создана военная кооперация, которая снабжала необходимыми товарами и продуктами военнослужащих и красноармейцев гарнизонов. Всероссийское военно-кооперативное управление являлось автономной секцией Центросоюза. После упразднения в 1924 году военной кооперации категория лиц, обслуживаемая ею, перешла к общегражданской кооперации.

Подчеркивая еще раз важную роль Советского государства и партии в деле восстановления и развития потребительской кооперации, необходимо отметить, что большинство мер, принятых ими, были пропитаны духом военного коммунизма с его насильственными методами и полным огосударствлением. Но дальнейшее развитие страны требовало других подходов и новых решений. На X съезде партии были определены задачи, поставившие потребительскую кооперацию в иные условия. Исходя из постановлений съезда, 21 марта 1921 года ВЦИК принял решение о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом «для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства, поднятия его производительности, в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств.» (21) Теперь хозяин мог обменять излишки на промышленные товары через кооперацию, на рынках и базарах.

Согласно декрету СНК РСФСР от 28 марта этого же года в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах допускался свободный обмен. Для недопущения спекуляции продуктами сельского хозяйства их продажу разрешали только производителям непосредственно потребителю.

Большое значение для развития потребительской кооперации имел декрет Советского правительства от 7 апреля 1921 года, по которому все граждане РСФСР объединялись в потребительские общества, приписываясь к одному из распределительных пунктов. Внутри ЕПО разрешалось образовывать добровольные потребительские общества (ДПО). Кооперативам разрешалось скупать излишки сельскохозяйственного производства, кустарные и ремесленные изделия. Кроме того, потребительская кооперация теперь могла заготавливать, поставлять, хранить, перерабатывать продукты и т.д. (22)

В то же время государство обязало потребительскую кооперацию стать связующим звеном между городом и деревней, выполняя задания в области заготовки и обмена изделий фабрично-заводской и кустарной промышленности на продукты сельского хозяйства. Также кооперация была обязана распределять все предметы потребления и продовольствия, заготавливаемые государством.

Т.о. потребительская кооперация должна была проводить государственный товарообмен по заданиям продорганов и распределять все продукты государственной заготовки. Предметы широкого потребления теперь распределялись только через потребительскую кооперацию, за исключением особых редких случаев, предусмотренных СНК и Советом труда и обороны. (23)

Для успешного выполнения поставленных перед потребительской кооперацией задач Советское правительство освободило ее от опеки Наркомпрода и контроля рабочей инспекции, вернуло право взимания вступительного взноса, паев и авансов, что дало возможность потребительским обществам создавать свои капиталы и производить вкладные операции. Но при этом ВЦИК мог вводить в состав правления потребительских обществ представителей по своему усмотрению. (24)

Важную роль в процессе развития потребительской кооперации сыграл также декрет «О натуральном премировании рабочих» от 7 апреля этого же года, направленный на повышение производительности труда и материальной заинтересованности рабочих. Декрет разрешал отчислять средства на образование товарного фонда для обмена на продукты посредством кооперативов. Это стало началом нормального функционирования рабочей потребительской кооперации.

С легализацией частного предпринимательства и разрешением свободной торговли возникла необходимость создания сильного аппарата для организованной заготовки и распределения излишков, которые теперь находились в руках товаропроизводителей, для урегулирования рыночных цен и для защиты от спекуляции, для объединения мелких товаропроизводителей в промышленности и сельском хозяйстве, для ограничения и постепенного вытеснения частника. Эти задачи могла выполнить потребительская кооперация. Поэтому, начиная НЭП, Советское правительство и партия приступили к активной пропагандистской работе и агитации потребительской кооперации, как одному из средств в строительстве нового общества. Для усиления влияния и контроля над кадрами партия стала посылать своих членов в потребительские кооперативы.

Рост товарно-денежных отношений, свободной торговли и отсутствие необходимых товаров вынуждали Советское государство идти на торговое сотрудничество с зарубежными странами. Богатый опыт в этом был у потребительской кооперации, которая задолго до революции имела торговые отношения с иностранными державами, и во многих странах по-прежнему функционировали отделения Центросоюза.

В поисках выхода из создавшегося положения Советское правительство предоставило потребительской кооперации право выхода на внешний рынок под контролем Наркомпрода, что позволило улучшить ее финансовое состояние. Одновременно эта мера позволила Советскому государству посредством потребительской кооперации наладить торговые отношения с капиталистическими торговыми предприятиями.

Новые экономические условия ставили перед Советским государством задачу вытеснения стихийной торговли, восстановления народного хозяйства и обеспечения крестьянства не совзнаками, а необходимыми промышленными изделиями. Для этого 17 мая 1921 года СНК РСФСР принял декрет «О развитии мелкой частной и кооперативной промышленности». (25) С весны и лета 1921 года Советское правительство приступило к организации прямого товарообмена промышленных изделий на сельскохозяйственную продукцию. Главную роль в осуществлении товарообменных операций отвели потребительской кооперации. Необходимые крестьянству товары, производимые хозяйственными органами, поступали в товарообменный фонд РСФСР, который по договору с Наркомпродом от 26 мая 1921 года был передан Центросоюзу. Товары фонда распределялись между потребляющими и производящими губерниями согласно численности рабочих и служащих. (26) Были созданы специальные эквивалентные комиссии, куда входили представители от губернских продовольственных комитетов и от потребительской кооперации. Кооперативные организации пользовались правом изменения эквивалента (стоимость на промышленные товары была в три раза больше, чем на сельскохозяйственные). (27)

Но организованного товарообмена не получилось. Этому было несколько причин. Установленный Наркомпродом эквивалент три к одному был нереален и тяжел для сельского хозяйства. Неурожай лета 1921 года привел к сокращению хлебных излишков, цены на хлеб росли, владельцы хлеба продавали его, а не сдавали в кооперативы. Ассортимент товаров для обмена был неудовлетворительным, промышленность, будучи в тяжелом положении, не смогла создать товарообменного фонда. С августа 1921 года государство перешло к денежной форме обмена. В октябре постановлением Совнаркома безденежный товарообмен и твердый эквивалент был отменен. (28) В условиях роста товарно-денежных отношений наладить нормальное снабжение населения могли только государственная торговля и потребительская кооперация, поэтому перед партией и правительством в тот момент особенно остро стояла задача их поддержки и укрепления.

Несмотря на принимаемые меры по усилению влияния партии в потребительской кооперации, из-за ряда причин (нехватка квалифицированных кадров среди партийных работников, отсутствие опыта работы в условиях новой экономической политики, малое количество коммунистов в кооперативных органах и т.д.) партийным органам было трудно установить систематическое руководство ею. Это обстоятельство тормозило решение вопроса кооперативного строительства. Требовались срочные и безотлагательные меры по усилению партийного вмешательства в работу кооперативных организаций. 18 ноября 1921 года Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию по партийной работе в кооперации, которая фактически стала решать все кооперативные вопросы. (29)

В декабре этого же года на совещании ЦК РКП (б) совместно с секретарями губернских и областных комитетов партии было принято решение о создании постоянных кооперативных совещаний при партийных комитетах областей, губерний и округов. Они начали функционировать с лета 1922 года, практически возглавив кооперативное строительство в крае, контролируя деятельность кооперативных организаций, изучая формы и методы кооперативной работы. Принятые меры позволили привлечь коммунистов в потребительскую кооперацию, усилили контроль и направили ее деятельность в нужное партии и государству русло.

На XI съезде партии участие коммунистов в работе потребительской кооперации было признано обязательным. Перед ней были поставлены конкретные задачи - научиться культурно хозяйничать в условиях развернутого товарооборота, работать более эффективно, чем частник, овладеть рынком и вытеснить в результате частника. (30)

Отводя потребительской кооперации главную роль в борьбе с частным
предпринимателем и учитывая ее финансовую несостоятельность, Советское
правительство разрешило основать ей «Банк потребительской кооперации»,
который учреждался 10 февраля 1922 года как паевое товарищество для
выделения кредитов потребительской кооперации. Основной банковский
капитал состоял из паевых взносов участников кооперативных обществ и
Госбанка РСФСР. (31)

Теперь потребительская кооперация могла рассчитывать не только на государственные краткосрочные кредиты, но и на кредиты своего собственного банка.

В качестве материальной помощи в середине 1922 года по указаниям СТО ВСНХ выделил Центросоюзу товарный кредит на сумму 10 млн. рублей золотом сроком на полгода. (32) Это способствовало укреплению связи потребительской кооперации с трестами, что в свою очередь позволило напрямую связать государственные органы с крестьянским населением.

Предметом обсуждения на XII Всероссийской партийной конференции РКП (б) в августе 1922 года стала задача осуществления экономического союза рабочих и крестьян, «упрочение ее связей с кооперативными массами, расширение обслуживания контингента потребителя, вовлечения крестьян и рабочих в активную работу кооперации». (33)

Для улучшения работы кооперативной сети разрешалось использование различных форм материальной заинтересованности, одобрялась самодеятельность и инициатива членов потребительских кооперативов.

Важное место на конференции по-прежнему отводилось вопросу о задачах партии в потребительской кооперации. В условиях рынка, свободы торговли партия должна была с еще большим вниманием следить за деятельностью кооперативных организаций с целью недопущения в них роста влияния антисоветской пропаганды.

НЭП неоднозначно оценивалась партийными и государственными лидерами. Возвращение к товарно-денежным отношениям, свободной торговле, частному предпринимательству встретило отпор среди старых большевиков. Проблема стала настолько остро, что Ленину пришлось аргументировать и обосновывать необходимость НЭПа. Его статья «О кооперации», вышедшая в 1923 году, позволила по-иному взглянуть на роль потребительской кооперации в построении нового общества. Кроме борьбы с частным предпринимательством, укрепления союза рабочих и крестьян, сельского хозяйства и промышленности, на кооперацию теперь возлагались функции социалистической перестройки всего единоличного крестьянского хозяйства. (34)

Все больше привлекая потребительскую кооперацию к социалистическому строительству, руководство партии и Советское правительство разработали целый ряд мер для ее укрепления. Декретом «О налоговых льготах для кооперативных органов» от 7 декабря 1923 года были освобождены от промыслового налога первичные кооперативные организации с годовым оборотом до 20 000 рублей, остальные имели право на сокращение налога на 20-25%. (35) Отсрочкой от уплаты промыслового налога на два года пользовались и вновь возникшие кооперативные общества.

Большинство принимаемых правительством и партией решений были продиктованы насущной необходимостью, вызванной новыми условиями и либерализацией политического режима в стране. Стремясь демократизировать кооперативную политику и вернуться к изначальным кооперативным принципам, 28 декабря 1923 года ЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства». Процесс перехода на добровольное членство, завершившийся к осени 1924 года, позволил потребительской кооперации увеличить число своих членов, собственные средства и усилить заинтересованность и активность пайщиков. Возвращение к принципу добровольности сыграло важную роль в процессе привлечения в кооперацию новых членов и старых специалистов. При этом большое место правительство отводило пропаганде среди бедняков и середняков, стремясь вовлечь их в кооперацию снижением цен на промышленные товары.

Опыт 1923 года (кризис сбыта промышленных товаров, ножницы цен, разрыв связей между городом и деревней…), заставил Советское правительство пересмотреть организационную систему кооперативного аппарата. ЦК РКП (б) было принято решение о максимальной децентрализации деятельности потребительской кооперации с расширением прав ее первичных ячеек. Партийным и советским органам на местах запрещалось административное вмешательство в дела кооперации. (36)

Если в начале 20-х годов в рядах партийных и государственных лидеров наблюдались разногласия и непонимание по отношению к потребительской кооперации, то теперь Советское правительство и ЦК ВКП (б) отводили ей одну из главных ролей в процессе построения нового социалистического общества. Показателен тот факт, что всего за год - с конца апреля 1923 по 1 мая 1924 - проблемы потребительской кооперации 76 раз поднимались на заседаниях Политбюро и Пленумах ЦК. (37)

Применяя на практике ленинский тезис о передаче потребительской кооперации функции социалистической перестройки крестьянского хозяйства, Советское правительство и партия большое внимание стали уделять сельской потребительской кооперации. 10 апреля 1924 года вышло постановление ЦК РКП (б) «О внутренней торговле и потребительской кооперации», в котором подчеркивалась роль потребительской кооперации в деле вытеснения частника из товарооборота «в целях осуществления смычки государственной промышленности с крестьянским рынком путем удовлетворения запросов крестьянского рынка». (38)

В этом же месяце в очередной раз роль потребительской кооперации в построении социализма была подчеркнута на XIII партийном съезде. Приоритетным направлением в работе кооперации было признано кооперирование широких крестьянских масс. (39) По инициативе и решению партийных органов стали создаваться фонды кооперирования бедноты. Для поддержки, контроля и координации деятельности потребительской кооперации был создан Наркомат внутренней торговли. (40)

Важной проблемой, рассматриваемой на XIII съезде, было интегрирование, которое было признано неправильным и объяснялось экономической, финансовой слабостью кооперации, непониманием на местах необходимости разграничения функций ее различных видов. В резолюциях съезда подчеркивалось, что «укрепление и рост кооперации в деревне есть прежде всего борьба за освобождение бедняков и середняков деревни от кулацкой, спекулянтской и ростовщической кабалы…» (41)

Для потребительской кооперации особенно важным было решение съезда о поддержке кооперации в национальных окраинах: «Ввиду огромного хозяйственного, а также культурного значения кооперации должно быть уделено особое внимание развитию ее в национальных республиках и областях СССР путем организационной и материальной помощи со стороны государства, его госорганов, а также кооперативных центров, и вовлечения местного населения в кооперативное строительство». (42)

Решения съезда способствовали усилению внимания со стороны государственных и партийных органов к национальной потребительской кооперации. Стала активнее проводиться агитационная работа на местах, усилилась пропаганда роли кооперации в национальных областях.

Либерализация экономического режима в стране оказала заметное влияние на отношение Советской власти к потребительской кооперации. Поэтому большое место на съезде уделялось внедрению принципов материальной заинтересованности в кооперации, обеспечению предметами широкого потребления в первую очередь членов потребительских кооперативов, обсуждались проблемы демократизации в деятельности потребительской кооперации (43)

Продолжая проводить линию на либерализацию, ЦИК и СНК 20 мая 1924 года издали декрет «О потребительской кооперации», по которому потребительская кооперация становилась массовой, самостоятельной, добровол<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: