Состояние северокавказской потребительской кооперации к началу 1920-х годов




кооператив потребительский политика регулирование

Потребительская кооперация на Северном Кавказе стала распространяться со второй половины 19 века. Одним из первых было Ставропольское общество «Кавказ», образованное в 1869 году. (1) В 1872 возникло первое потребительское общество на Кубани. (2) В национальных районах потребительская кооперация появилась значительно позже. В Дагестане первое городское потребительское общество «Кооперация» было организовано в Порт-Петровске в 1912 году. В Карачаево-Черкесии первые кооперативы начали возникать только в начале 20-х годов. Такая разница в сроках объясняется неодинаковым экономическим развитием - во многих национальных районах все еще существовал патриархальный уклад с преобладанием натурального хозяйства. На равнинных территориях Северного Кавказа получила развитие частная торговля, составившая сильную конкуренцию возникающим кооперативам. Доступ потребительской кооперации в горные районы был затруднен из-за отдаленности и отсутствия путей сообщения.

В 1917 году началось союзное объединение северокавказской кооперативной сети. На Кубани из договорного объединения «Солидарность», находящегося в Краснодаре, возник Кубанский Союз потребительских обществ (Кубсоюз), который быстро распространил свое влияние на отдаленные районы. Тогда же возникли районные союзы в Новороссийске (Черносоюз), в Армавире (Арсоюз), Майкопе (Майсоюз), в станице Баталпашинской (Батсоюз).

Между Кубсоюзом и Арсоюзом три года шла конкурентная борьба (об этом будет подробнее сказано позже). Но ко времени утверждения Советской власти на Кубани главенствующая роль принадлежала Кубсоюзу.

Поскольку на Северном Кавказе преобладало крестьянское население, инициатива организации общества часто принадлежала крестьянам. Сельская интеллигенция не проявляла активного участия в кооперативной жизни. Так, в Ставропольской губернии из 44 обществ в 29 правления были исключительно крестьянскими, в 15 - смешанными. Отмечалось также и участие женщин в кооперативных делах. (3)

Исходя из Типового устава, утвержденного Министерством внутренних дел, каждое потребительское общество ставило перед собой следующие задачи - усовершенствование своей деятельности, доставка и реализация товаров по оптовым ценам, предоставление различных выгод членам кооператива, забота о благосостоянии своих пайщиков и улучшении их материального положения. (4)

Так, в уставе Ейского общества потребителей указывалось, что целью общества является снабжение своих членов предметами первой необходимости. (5) На первый план выдвигалось содействие сбережениям членов общества путем приема от них вкладов, а также содействие другими способами улучшению благосостояния и духовному развитию своих членов. Потребительское общество помогало своим вкладчикам в устройстве жилищ, лечебниц, колоний для детей, здравниц, читален, народных домов и т.д.

Решением возникающих у кооперации проблем занимался губернский союз потребительских обществ (губсоюз). Под его руководством устраивались выставки, музеи, организовывались лекции, шло строительство школ, библиотек, оказывалась юридическая помощь членам кооператива, закупались товары для потребительских обществ, организовывался их сбыт, страхование членов кооперативов, устраивались мастерские, заводы, рудники при потребительских кооперативах.

Состояние кооператива напрямую зависело от располагаемых им собственных средств. Поэтому постоянной проблемой для правления было изыскание путей для накопления собственного капитала.

Так как на Северном Кавказе промышленность была развита слабо, то промышленные товары приходилось закупать по всей стране. Покупка товаров совершалась главным образом в Ростове, Ставрополе, иногда в Армавире, реже - в Москве, куда ездили только за мануфактурой. Это увеличивало накладные расходы и заставляло потребительскую кооперацию повышать цены на привозимые товары. (6)

В первое месяцы Советской власти на кооперацию не обращалось должного внимания. Декретом Советского правительства от 21 ноября 1918 года частная торговля запрещалась, товарные запасы, денежные средства, склады, магазины национализировались и передавались Наркомпроду. В связи с национализацией частной торговли потребительская кооперация стала привлекаться для распределения товаров среди населения. Впредь до проведения в жизнь декрета о ЕПО кооперативы сохраняли свою самостоятельность, но работали под контролем губревкомов.

В условиях отмены денежного обращения и введения прямого товарообмена в потребительских кооперативах были отменены паи и взносы, что незамедлительно сказалось на их материальном состоянии.

Северный Кавказ в конце 1918 года стал ареной ожесточенной борьбы. Гражданская война осложнила деятельность кооперации, поставив ее в зависимость от расстановки политических сил, от того, под чью власть она попадет - белых или красных. Учитывая это обстоятельство, северокавказской потребительской кооперации пришлось перестраивать свою работу и приспосабливаться к новым условиям.

Во время гражданской войны наблюдался количественный рост потребительских обществ, вызванный увеличением потребительских нужд, и одновременно внутренний кризис вследствие разрушения кооперативной сети. Недостаток товаров, расстройство транспортной системы, неустойчивость денежных знаков, полное недоверие к деньгам, выпускаемым правительством Деникина, ставили преграды на пути работы кооперации. Переход сел из рук в руки вел к полному разрушению потребительских обществ. (7) За время гражданской войны многие потребительские кооперативы прекратили свое существование.

Весной 1920 года Северный Кавказ был освобожден от белогвардейцев. И только с этого момента местная потребительская кооперация стала функционировать на основе декрета 1919 года, по которому ей было предоставлено право наравне с другими Советскими продовольственными органами принимать участие распределении продуктов и предметов первой необходимости среди населения под руководством Наркомпрода. С этого момента начинается первый этап деятельности Советской северокавказской потребительской кооперации - организационный.

Были изданы приказы губревкомов о реорганизации кооперации в соответствии с декретом СНК о рабоче-крестьянских потребительских обществах от 20 марта 1919 года. (8) Впредь закупку товаров кооперативы производили при посредстве продорганов. Губпродкомы начали выдавать кооперации деньги на выкуп ею товаров, находящихся в их распоряжении. Эта мера помогла снабдить потребительскую кооперацию фабрикатами. Снабжение населения теперь производилось только через единые потребительские общества, которые стали единственным аппаратом распределения всех продуктов и предметов первой необходимости.

Восстановление северокавказской кооперативной сети происходило в условиях послевоенной разрухи, голода, бестоварья. Перед местными властями встали новые задачи - восстановление административных органов, налаживание нормальной жизни, хозяйства, снабжение армии, населения и др. Переход к мирному строительству сопровождался хозяйственными трудностями, которые особенно остро ощущались на Северном Кавказе в связи с его отдаленностью от центральных районов и экономической отсталостью. Промышленность, и без того слабо развитая, была разрушена в годы гражданской войны. Катастрофически не хватало товаров народного потребления. Если раньше потребительские кооперативы закупали необходимые промтовары за пределами края, то теперь разрушенная транспортная сеть и подорванное хозяйство страны не позволяли это делать. Кроме того, следует учесть то, что Северный Кавказ во время ожесточенной гражданской войны часто переходил из рук в руки. Поэтому налаживание отношений властей с северокавказской потребительской кооперацией было делом не одного дня.

Последствия разрушительной гражданской войны на Северном Кавказе описаны в журнале «Вестник кооперации Юго-Востока»: «Гражданская война нанесла много ран почти всем потребительским обществам, как и всему народному хозяйству. Общая сумма понесенных от нее потерь по предварительному подсчету представляет внушительную сумму и значительно подорвала ее материальную мощь.» (9)

Доклады с мест свидетельствовали о разрушении сельского хозяйства края. На Ставрополье по сравнению с довоенным 1913 годом посевная площадь сократилась почти на 400 тыс. десятин. (10) От свиноводства Терской области не осталось и следа. Тонкорунных овец сохранилось незначительное количество. Пятигорский, Моздокский, Кизлярский районы, являясь ареной военных действий, пострадали особенно сильно. (11) Аналогичная ситуация наблюдалась в Черноморской губернии. В Кабардино - Балкарии общее поголовье скота сократилось на 65,3%, в Ингушетии - на 66%, в Черкессии поголовье рогатого скота уменьшилось на 48,3%, лошадей на 53,6%. (12) Сельское хозяйство горных районов, где не было ожесточенных боев, - горная часть Северной Осетии, нагорная Чечня -, было в лучшем состоянии, в Существование патриархальных отношений, феодальных пережитков, натурального хозяйства, отсутствие транспорта и дорог осложняли деятельность потребительской кооперации в национальных районах Северного Кавказа в этих районах.

Особо следует выделить тот факт, что северокавказская потребительская кооперация во время гражданской войны сотрудничала с Добровольческой Армией. В докладной записке Временного Комитета по делам кооперации Юга России Деникину отмечалось: «Кооперация не могла не вступить в те или иные совершенно неизбежные деловые отношения с Советским или иным правительством, получившим в свои руки в тот или иной период нашей истории всю полноту государственной власти. Эти отношения не должны быть поставлены в вину кооперации и ее деятелям, ибо такая связь диктовалась объективными условиями жизни и соображениями об интересах населения. Везде, где кооперативные организации входили в сферу влияния Добрармии, они немедленно и на этот раз искренне и охотно устанавливали тесные отношения свои, иногда жестоко страдая от большевиков при временном возврате большевистской власти.» (13)

Многие потребительские кооперативы занимались сборами в пользу Белой Армии, снабжали ее предметами первой необходимости, поставляли продукты. Этот факт и эсеровский состав кооперативного руководства долго не позволял вернуть к потребительской кооперации доверие со стороны Советской власти и затянул и без того тяжелый процесс налаживания отношений. В докладе предгубчека Ставропольской губернии Сазонова потребительской кооперации вменялись следующие преступления: государственная кража (перед уходом белых она принимала от уполномоченных Добровольческой Армии и частных торговцев-спекулянтов товары и продукты, которые принадлежали Советской власти), спекуляция скрытым товаром, повышение на него цены, разжигание недовольства населения и саботаж против Советской власти. На потребительскую кооперацию свалили все неудачи местных властей. В печати и посредством устной пропаганды началась кампания против кооперации. (14) Был составлен список работников кооперации, подлежащих аресту. Все потребительские кооперативы подлежали обязательной регистрации. До организации органов учета и распределения предписывалось не делать никаких резких изменений в отношении кооперации. (15)

К многочисленным трудностям потребительской кооперации добавилась еще одна. Действовавшие на Северном Кавказе в период гражданской войны денежные знаки белого правительства были аннулированы в апреле 1920 года. В пределах только Ставропольского уезда было аннулировано у потребительских обществ 3 600 000 рублей, значительная часть которых была на счетах вкладчиков. (16) Это был тяжелый удар по финансовому состоянию потребительской кооперации, в результате которого кооперативы практически лишились денежной наличности.

Отсутствие четких указаний и инструкций об отношении к кооперации породило на первых порах массу местных приказов, часто противоречивых. Преступления и нарушения в области продовольствия и товаров приняли массовый характер - спекуляция продуктами и предметами первой необходимости, мешочничество, отказ в подчинении законным распоряжениям продовольственных органов, злоупотребления и превышение власти представителями продорганов, вмешательство посторонних лиц в области продовольственного дела.

Отсутствие четкого статуса потребительской кооперации негативно сказалось на отношении населения к ней. Никто определенно не знал, является ли потребительская кооперация государственным продовольственным органом или это самостоятельная организация.

Все это повлекло за собой реквизицию у потребительских кооперативов помещений, товаров, отстранение от исполнения обязанностей членов правления, назначение служащих потребительских обществ в другие учреждения и т.д. Естественно, это внесло хаос в дела кооперации. Были случаи, когда, приезжая в села, инструктора губсоюзов не могли найти следы потребительского общества. (17)

В таких условиях потребительская кооперация не могла наладить нормальную работу и восстановить разрушенное хозяйство. Поэтому местные исполкомы постановлениями и указами запрещают вмешиваться в дела кооперации. В октябре 1920 года Ставропольским губисполкомом был издан приказ №438, где указывалось, что вопреки декрету от 20 марта 1919 года и телеграмме Ленина о бережном отношении к кооперативному аппарату, органы местной власти позволяют себе незаконные действия. Было приказано немедленно устранить по отношению к потребительской кооперации любое незаконное вмешательство в ее работу и оказывать ей всяческое содействие: вернуть в месячный срок всех мобилизованных сотрудников, возвратить реквизированные помещения, товары и инвентарь. За нарушение этого приказа грозил суд ревтрибунала. (18)

В связи с проведением в жизнь декрета о ЕПО возник ряд вопросов. Согласно декрету все потребительские общества в каждой губернии и области должны были объединиться в одно. В основу бралось одно самое крупное и сильное потребительское общество, остальные передавали ему свои активы и пассивы.

В кооперативных органах возникла дискуссия по поводу того, что в тех местах, где нет рабочей кооперации, за основу берется гражданская кооперация. В итоге пришли к выводу, что на Северном Кавказе рабочая кооперация не настолько развита, чтобы стать основой для объединения.

Строительство низовой кооперативной сети шло стихийно, причем зачастую в одном селе (станице) существовало по два - три потребительских общества, наблюдалось перекрестное членство в двух райсоюзах и т.д.

В первый год Советской власти на Кубани была проведена работа по объединению потребительской кооперации в один союз. К этому моменту насчитывалось 307 потребительских обществ с 336.095 членами. (19) Постановлением коллегии кооперативного отдела Кубано-Черноморского продовольственного комитета от 21 января 1921 года Армавирский союз был ликвидирован, и в результате самым крупным по краю и единственным хозяйственным и руководящим центром потребительской кооперации области стал Кубсоюз.

С этого момента начинается оживленное вовлечение в союзное строительство все новых отделений, идет строительство баз. В этом же году Ростовская контора Центросоюза, Кубанской, Черноморской, Терской, Ставропольской была преобразована в краевую с подчинением ей контор Дагестанской. Их служащие приравнивались к сотрудникам местных продорганов. (20)

Кубано-Черноморская контора Всероссийского Центрального Союза потребительских обществ в Екатеринодаре представляла Центросоюз на Северном Кавказе и являлась руководящим и финансовым центром для контор в Грозном, Ставрополе, Армавире, Приморско-Ахтарске, Расшеватке, Джубге, Туапсе, Сочи, Адлере, Ново-Михайловске и только финансовым центром по отношению к конторам в Новороссийске и Пятигорске, признанными самостоятельными.

Союзное строительство кооперативной сети способствовало развитию торговли и промышленных предприятий потребительской кооперации. Центросоюз на Северном Кавказе в этот период занимался тремя основными видами деятельности: заготовительной, промышленной и транспортной. Заготовительная производилась во всех конторах, промышленная деятельность была сосредоточена в Екатеринодаре и на Черноморском побережье, а транспортные операции выполнялись в Грозном и Новороссийске. В Екатеринодаре макаронная и консервная фабрики Центросоюза вырабатывали до 200 пудов макарон и до 15 000 коробок овощных консервов. Продукты по договору с Обпродкомом поступали в распоряжение в большей части Опродкомарм 9, в меньшей - Кубопродкому. (21)

На Черноморском побережье по договору с Обпродкомом Центросоюз организовал плодосушение. Здесь Центросоюз предполагал заготовить до 150 000 пудов сушеных фруктов, желудей, лаврового листа…

Транспортные операции осуществлялись в Грозном и в Новороссийской конторе, которая на тот момент бездействовала из-за отсутствия подвоза в Новороссийский порт товаров. Распоряжением Центросоюза конторам на Северном Кавказе всякие операции по внешней торговле в связи с тяжелым внешнеполитическим положением пока были запрещены.

В целом конторы Центросоюза на Северном Кавказе представляли собой жизнеспособную организацию со специалистами по заготовке сырья и инженерами по различным производствам. Но отсутствие хозяйственной самостоятельности и инициативы сводили работу контор к выполнению заданий по различным договорам.

Трудное продовольственное положение в крае требовало экстренных мер для спасения от голода и строжайшей экономии сил и средств. Единый распределительный аппарат, подчиненный государству, был необходим. Советская власть окончательно решает использовать кооперативный аппарат как организованную систему, способную удовлетворить потребности края в необходимых продуктах и товарах. Для своевременного получения товара и распределения его среди населения потребительская кооперация стала привлекать необходимое ей количество сотрудников. Но этим деятельность кооперации не ограничилась. Губпродкомы постоянно использовали кооперативные организации при заготовительных операциях, сборе кустарных изделий крестьянства. (22)

Здесь потребительская кооперация столкнулась с трудностями, вызванными отсутствием четкого распределения функций в области заготовок. Помимо губпродкомов и потребительских кооперативов самостоятельные заготовки и реквизиции производили комиссии различных воинских частей (Опродкомар 10, Опродкомарм 11, седьмая Кавказдивизия, 34 Кавказская дивизия…) - (23)

Такой параллелизм в деле снабжения, распределения и заготовок очень мешал работе потребительской кооперации. Рассчитывать на самостоятельную заготовку ненормированных продуктов было невозможно, пока во главе продовольственного дела в крае стоял Опродкомарм 10, ибо вся заготовительная работа производилась исключительно аппаратом Десятой армии и другим продорганам заготовка не разрешалась. Заготовка ненормированных продуктов могла производиться потребительской кооперацией лишь в случае разрешения, выданного Облпродкомом. (24)

Оценивая создавшееся положение, Северо-Кавказский ревком приказами от 25 апреля и 8 мая 1920 года несколько разрядил атмосферу. Своевременной рассылкой копий были предупреждены многие попытки незаконного вмешательства местных властей в дела потребительской кооперации. В результате заготовка и снабжение армии и гражданского населения были сосредоточены у губпродкомов, и никто не имел права реквизировать эти товары без санкции ревкома. (25) Продовольственные комиссии воинских частей объединялись с губпродкомами. Так, приказами ревкома потребительская кооперация была освобождена от вмешательства в ее дела военных продовольственных организаций. В то же время, зависимость от государственных продорганов не давала ей действовать самостоятельно. Северо-Кавказский революционный комитет, контролирующий деятельность потребительской кооперации, все мероприятия по преобразованию и реорганизации обществ на основании декрета от 20 марта 1919 года передал в ведение кооперативным отделам губпродкомов. (26)

После вмешательства ревкома, с начала мая 1920 года инструкторы губсоюзов приступили к ревизиям счетоводства в потребительских обществах. Одновременно они объясняли местным властям незаконность их действий по отношению к потребительской кооперации, чем способствовали налаживанию нормальной работы обществ.

В этом же месяце в результате проведенной работы и после объединения всех видов кооперации по декрету от 27 января 1920 года кооперативные организации Северного Кавказа преобразовались и объединились в областные (облсоюзы) и губернские союзы рабоче-крестьянских потребительских обществ (губсоюзы). В начале 20-х годов у различных государственных учреждений и должностных лиц было налицо непонимание различия функций двух кооперативных организаций: губернского союза единых рабоче-крестьянских потребительских обществ (губсоюз) и единого рабоче-крестьянского потребительского общества (ЕПО). Губсоюз потребительских обществ объединял и контролировал все единые рабоче-крестьянские потребительские общества по губернии, а ЕПО, выполняя снабженческо-распределительные функции на местах, входило в состав союза. Городские ЕПО, обслуживающие только городское население, также входили в состав губсоюза. (Правление и контора Ставропольского губсоюза находилась на улице Красной, в доме бывшей Мещанской Управы.) (27)

Реорганизационная и объединительная работа проводилась
кооперативными отделами областных и губернских продкомов. Кредитные и
ссудо-сберегательные товарищества преобразовывались в

сельскохозяйственную секцию при губсоюзе (губсельскосекцию). На сельскохозяйственную секцию возлагалась задача заготовки предметов сельского хозяйства - шерсти, кожи, копыт, шкур…Члены правления бывших кредитных союзов привлекались на службу в губсельскосекцию.

В условиях Северного Кавказа кредитная кооперация больше, чем в других местах, являлась сельскохозяйственной, выполняя работу по снабжению трудового земледельческого населения инвентарем, другими материалами сельскохозяйственного производства, проводя агрикультурные мероприятия. Исходя из этого, кредитную кооперацию объединили с сельскохозяйственной и влили в потребительскую на правах автономной секции.

Функция контроля и ревизии хозяйственно-финансовой деятельности кооперативных организаций, проверка платежных документов до их оплаты и отчетности после объединения возлагалась на рабоче-крестьянскую инспекцию и губчека. Так, Ставгубчека предлагала в срочном порядке прислать списки всех служащих, сообщить о закрытых, открытых потребительских обществах, об имеющихся промышленных предприятиях, складах, наличности, о ежемесячных расходах. (28)

Имея стольких контролеров, далеко не всегда компетентных, потребительской кооперации было трудно решать проблемы восстановления и дальнейшего развития.

В то же время был один положительный момент в уравнивании
потребительской кооперации с продорганами. Придавая ей большую

значимость при построении социалистического общества, Совет Труда и Обороны Республики 10 августа 1920 года издал постановление о нераспространении специальных мобилизаций на служащих продорганов и потребительской кооперации. (29) Такое решение позволило вернуть на рабочие места многих специалистов, чей опыт был так необходим для налаживания нормальной работы кооперативной сети.

Работа северокавказской потребительской кооперации на первом этапе протекала лихорадочно, с колоссальным напряжением энергии. Организационный период был тяжелым: общее хаотичное состояние всех предприятий, отсутствие кадров, точных и ясных руководящих указаний, помещений, плохой инвентарь затрудняли работу обществ. Потребительской кооперации пришлось приспосабливаться к новым условиям, налаживать разрушенный аппарат. Работа, сводившаяся главным образом к невероятно быстрому увеличению необходимых для снабжения потребителей предприятий, производилась при ограниченном составе работников. Сложные отношения с местной властью, другими продовольственными организациями еще больше усугубляли и без того трудное положение потребительской кооперации. В связи с отсутствием штатов отдельные ЕПО не успевали фиксировать ежедневную работу. Но к концу периода был принят общий план работы, определена структура губсоюзов и ЕПО.

С октября 1920 года начинается второй период в деятельности северокавказской потребительской кооперации, выдвинувший задачи упорядочения работы обществ, окончательной систематизация и выяснение точной структуры кооперативного аппарата. Но основной проблемой на втором этапе были оставшиеся после гражданской войны старые правления, в которых большое влияние имели зажиточные пайщики. До кооперативных отделов губпродкомов часто доходили сведения, что потребительские общества занимаются спекуляцией, товарами кооператива пользуются только члены-пайщики, хотя должно было снабжаться все население. В результате было принято решение выбрать временные правления с представителями от кооперативных отделов и бедноты, что и было сделано осенью 1920 года. Пайщики в управлении не участвовали. Это позволило удалить из правлений потребительских обществ зажиточных членов и ненадежных для Советской власти элементов.

Для предотвращения воровства и растрат во временных правлениях была введена коллективная подпись документов. Денежные и другие обязательства, распоряжения и доверенности на получение денег подписывались председателем правления и его заместителями, двумя членами правления и управляющим делами или главным бухгалтером. Всякого рода переписка с учреждениями, организациями и частными лицами нуждалась в подписи председателя, членов правления и управляющего делами. Переписка внутреннего характера и по вопросам, уже разрешенным правлением, должна была иметь подписи завотделом и подотделом. Коллективная ответственность должна была навести порядок и ужесточить дисциплину в правлениях. Но на деле бумажная волокита создавала массу неудобств и тормозила работу кооперации. И как показал дальнейший опыт, в правлениях продолжало процветать воровство и растраты.

Исходя из новых условий, временные правления выработали положения о внутренней структуре губсоюзов потребительских обществ. Практически в каждом губсоюзе' были созданы общий отдел (секретариат), куда входил подотдел общего делопроизводства, личного состава и хозяйственный, счетно-финансовый отдел с центральной и товарной бухгалтерией, инструкторский с организационно-ревизионным и статистико-информационным подотделом, отделы товарный, заготовок, топлива, производственный и т.д. (30)

Урегулирование внутреннего строения губсоюзов помогло рассредоточить функции между отделами и наладить работу. Во многих районах Северного Кавказа начали функционировать заготовительные пункты. Потребительская кооперация занималась заготовкой на зиму и распределением ненормированных продуктов для отделов народного образования, собесов, губздравотделений. (31) Через ЕПО рабочие в городах снабжались мясом, солью, крупой, маслом, папиросами, сахаром… (32)

Многие потребительские общества имели свои столовые общественного питания. С запретом частной торговли в целях улучшения положения кооперации милиция закрывала частные столовые, и в порядке реквизиции все их имущество переходило единым потребительским обществам. Также милиция закрывала все лавки мелкой частной торговли, товары из которых передавались ЕПО. Эти меры способствовали насыщению кооперативных лавок необходимыми товарами и устраняли товарный дефицит. Лишь в национальных районах (например, в Дагестане) с учетом местных особенностей в качестве временной меры допускалась мелкая торговля по вольным ценам.

После начала проведения в жизнь декрета о рабоче-крестьянских потребительских обществах общее количество кооперативов несколько уменьшилось и в первую очередь за счет объединения мелких с более сильными и крупными кооперативами. Так, во второй половине 1920 года в Ставропольской губернии насчитывалось 170 ЕПО (в марте их было 193). Из общего числа к разряду городских относилось 15 ЕПО, включая и Ставропольское. Остальные 155 делились на группы: однолавочные (62), многолавочные с двумя распределителями (54), с тремя (23) и с четырьмя (16). Всего был 401 распределитель. (33)

Несмотря на постепенное улучшение работы потребительских обществ, назревала проблема с временными правлениями, которые были заняты не столько расширением распределительной деятельности, сколько приспособлением к новым условиям. Не хватало помещений, оборудования. Аппарат управления часто подвергался изменениям - одни отделы уничтожались, другие объединялись. В отделах практически не велось учета, в составе правлений не хватало кооперативных работников, чей опыт был необходим.

Выборы постоянных правлений потребительских обществ намечалось закончить к 1 февраля 1921 года. В этом же месяце предполагалось наладить сеть райсоюзов и хозяйственный аппарат губсоюзов. (34)

При подготовке и проведении выборов большое внимание уделялось пропаганде и агитационной работе. С этой целью выделялось определенное количество политических работников, которые должны были объяснять значение потребительской кооперации в деле снабжения и распределения продуктов и предметов первой необходимости, ее роль при построении социалистического общества. Активная пропаганда велась для устранения возможности прохождения в правления обществ кулацкого элемента. Наряду с этим всяческое содействие и поддержка оказывалось членам партии и сочувствующим Советской власти.

Так Советская власть использовала выборы для укрепления своих позиций в потребительской кооперации. Для исключения нетрудового элемента была проведена регистрация населения через организованные домкомы, введена обязательная приписка карточек к распределителям. Выдача карточек с октября передавалась ЕПО, через которые можно было регулировать и контролировать социальный состав обществ. Теперь потребительские общества проводили работу по приписке населения к своим районам, снабжению специальных групп населения, всех местных учреждений, полному и всестороннему информированию властей о классовой принадлежности населения. Привлекая потребительскую кооперацию к выполнению подобных дел, Советская власть изменяла ее природу, далекую от политики, постепенно подчиняя себе.

год на Северном Кавказе выдался неурожайным. Несмотря на тяжелое экономическое положение, потребительская кооперация приняла активное участие в борьбе с голодом. Рабочие и служащие ЕПО собирали необходимые продукты и вещи для города и армии: «Считаем долгом отдать лишнее, что кто может вещами, а также отчислениями двухнедельного заработка от жалованья и десяти фунтов хлеба от получаемого пайка за ноябрь месяц.» (35)

В связи с недородом в центральных губерниях государство призвало как можно полнее использовать хлебные ресурсы Северного Кавказа. Советская власть начала привлекать потребительскую кооперацию к участию в разверстке. Наркомпрод определял общую потребность страны в продуктах на год, изымал имеющиеся излишки и распределял между нуждающимися губерниями. Губпродкомы, получив от Наркомпрода разверстку на всю губернию, распределяли ее между уездными продовольственными комитетами (упродкомами), обязывая их произвести разверстку в установленный срок. Разверстка продуктов между отдельными хозяевами возлагалась на волисполкомы и сельсоветы под руководством и наблюдением агента от продоргана. За успешное выполнение разверстки органы потребительской кооперации выдавали населению имеющийся в наличии товар по твердым установленным ценам. В селах, выполнивших к 1 января 1921 года 50% разверстки через потребительские кооперативы крестьяне получали мануфактуру, железо, фураж, пуговицы, стекло, посуду…; в селах, выполнивших 100% процентов разверстки - мануфактуры по четыре аршина на душу. Не выполнившие 50% разверстки лишались права на получение товаров. (36)

Но потребительская кооперация не могла снабдить население всем необходимым, так как нужных товаров у нее не было. Поэтому, несмотря на принятые меры, разверстка проходила слабо. Хлебные излишки не составляли 100%хлебной разверстки.

Неурожай, разверстка привели к росту числа голодающих. Главное внимание местных властей и продовольственных органов теперь было обращено на защиту территорий, граничащих с голодающими губерниями. Развивалась спекуляция, мешочничество, хлеб из южных сел Ставропольской губернии переправлялся в голодающую Терскую область. Для успешного проведения работ по выполнению продразверстки на границах губерний применялись вооруженные силы, были установлены заградительные отряды.

Тяжелое экономическое положение края усугубляло трудности потребительской кооперации. Из-за нехватки необходимых товаров она не могла полностью обеспечивать население. В ЕПО было слабо поставлено счетоводство, вне плана и сети разбросаны распределители, столовые, снабжение товарами распределителей производилось неравномерно, без учета спроса со стороны населения. В потребительских обществах не хватало гужевого транспорта, рабочих рук. Часто на работу в кооперацию брали людей с Биржи труда, а это были не самые лучшие работники. Долгое время за неимением штатного расписания служащие не получали жалования, только авансы. Лучшие кадры уходили из потребительской кооперации.

В особенно трудном положении были потребительские кооперативы национальных областей. Одной из проблем здесь являлось само создание кооперативов, многие из которых находились в зачаточном состоянии. Советское правительство, учитывая местные социальные и экономические особенности, разрешило свободу торговли, и принцип единой продовольственной политики не соблюдался. Частная торговля в национальных областях составила сильную конкуренцию потребительской кооперации, которая не могла с ней соперничать из-за экономической слабости. В результате буйным цветом расцвела спекуляция. Такой подход к решению экономических проблем не мог способствовать нормализации работы потребительской кооперации во всех областях и губерниях Северного Кавказа. В Северной Осетии получила широкое развитие мелкая спекуляция, а продовольственное состояние по-прежнему было неудовлетворительным. Потребительская кооперация могла обеспечить продуктами, и то не полностью, лишь рабочих и советских служащих. Остальное население в сельской местности и городская беднота были вынуждены приобретать продукты у спекулянтов и посредством вольного рынка, так как потребительские кооперативы не справлялись со своими обязанностями из-за экономической несостоятельности. (37)

Негативно на работе кооперации в национальных регионах сказывалась тяжелая политическая ситуация. В Горской республике бездействие исполкомов, взяточничество милиции, рост контрреволюционной агитации, грабежи, нападения с гор обостряли и без того сложную ситуацию. Вражда осетин, кабардинцев, чеченцев, казаков, недовольных налетами ингушей, усугубила тяжелое политическое положение. Среди рабочих и казаков начался ропот на почве недовольства продовольственной политикой, особенно в Грозненском округе, где голод к июню 1920 года обострился. (38) Приходившие из Чечни сводки указывали на полное бездействие властей в регионе. Усилившийся бандитизм заставлял казаков бежать из станиц. Население не знало целей проводившейся продразверстки. Все это вызывало волну негодования против Советской власти. В таких условиях потребительская кооперация, как ее представитель, не могла рассчитывать на помощь местного населения. На февраль в Грозном были назначены перевыборы правлений ЕПО, но для их успешного проведения и поддержания порядка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: