Задание для самоконтроля




Занятие № 9

Лекция № 9

Тема: «Основные направления референта».

 

Цель: формировать представление студентов об основных направлениях референта.

 

Задача: познакомить студентов со спецификой направления референта.

 

План

 

1. Понятие секретарь-референт.

2. Функции секретаря-референта.

3. Специфика работы секретаря-референта современной фирмы.

4. Профессиональные знания и навыки секретаря-референта.

5. Деловые и личные качества секретаря-референта.

 

Секретарь руководителя современной фирмы должен не только быстро печатать и правильно оформлять документы, но и составлять тексты различных документов, редактировать проекты, не только рационально организовать прием посетителей и телефонное обслуживание, но и самостоятельно решать многие вопросы в соответствии с порученными от руководителя указаниями. Эта новая разновидность секретарской профессии получила название секретаря-референта.

Как известно, секретарь и референт— достаточно различные разновидности секретарской профессии. Секретарь руководителяорганизации— это помощник, который организует деятельность первого руководителя, составляет для него документы, организует совещания, переговоры, командировки, осуществляет телефонное обслуживание. Референт — это специалист не только в области секретарского дела, но и в сфере основной деятельности фирмы; он готовит решения, доклады, отчеты, выступления руководителя, аналитические документы; анализирует ситуацию и принимает участие в разработке стратегии и тактики деятельности фирмы.

Слово «секретарь» происходит от латинского слова secret («секрет, тайна»), а слово «референт» означает «человек, сообщающий что-либо». Происхождение названия «секретарь-референт» отчасти объясняет роль и значение секретаря в структуре управления.

Секретарь-референт — это доверенное лицо руководителя, владеющее определенной информацией и освобождающее своего шефа от текущей работы, чтобы дать ему возможность сосредоточиться на решении основных вопросов деятельности предприятия. Благодаря работе секретаря-референта руководитель может максимально сконцентрироваться на выполнении своих профессиональных задач.

Секретарь-референт — это профессия, которая включает в себя множество функций. Многочисленные и многообразные обязанности современного секретаря-референта можно (с достаточной степенью условности) подразделить на две большие группы:

· функции по документационному обеспечению управления;

· функции по так называемому бездокументному обслуживанию руководителя.

Выполняя функции по документационному обеспечению управления, секретарь-референт занимается подготовкой и оформлением служебных документов, организацией документооборота, хранением и использованием документов в текущей деятельности организации. Следует отметить, что в негосударственных структурах, где трудятся секретари-референты, выделенное делопроизводственное подразделение, как правило, не создается, функции по делопроизводственному обслуживанию сосредоточиваются в секретариате. Вместе с тем рабочее место секретаря-референта обычно оснащается современными техническими средствами и поддерживается программным обеспечением. Это позволяет оптимально, с наименьшими затратами рабочего времени организовать делопроизводственное обслуживание, сочетая его с выполнением прочих многочисленных обязанностей.

К функциям секретаря-референта по бездокументному обслуживанию относятся:

· организация приема посетителей,

· телефонное обслуживание,

· обеспечение рабочего покоя руководителя,

· контакты с персоналом фирмы и забота о гостях фирмы,

· организация встреч и переговоров руководителя,

· подготовка командировок руководителя,

· организация и участие в работе совещаний,

· контроль исполнения поручений руководства,

· организация рабочего дня руководителя, резервирование времени,

· организация рабочего места руководителя, контроль за исправностью и правильной эксплуатацией оргтехники.

Часто секретарские функции по бездокументному обслуживанию руководства определяют как функции по организационному обеспечениюдеятельности руководителя. Это не вполне точно. Действительно, секретарь-референт является надежным помощником руководителя. Вместе с тем на нем замыкаются все (или большинство из них) внутренние и внешние связи организации, он является связующим звеном между руководителем и сотрудниками и деловыми партнерами. Таким образом, значительное место в функциях секретаря-референта по бездокументному обслуживанию занимают коммуникационные функции. Сегодня секретаря-референта руководителя не только часто называют «правой рукой» руководителя, но и сравнивают с «центральной нервной системой» фирмы, что лишний раз подчеркивает важность коммуникационной составляющей в бездокументном обслуживании.

Особую группу функций секретаря-референта составляют референтские функции, которые сложно однозначно определить как документные или бездокументные. С некоторой долей условности эти функции иногда определяют как функции по информационному обеспечению деятельности руководителя. К референтской составляющей прежде всего относятся:

· просмотр специальной литературы и периодической печати по профилю деятельности фирмы,

· поиск и обработка необходимой руководителю информации,

· знание книг, справочников и других источников, в которых содержится необходимая в повседневной деятельности руководителя информация.

Объем референтских функций в различных организациях весьма различен, но грамотно организовать работу с информацией должен уметь каждый секретарь-референт. Секретарь-референт должен иметь всестороннюю информацию о сотрудниках фирмы (телефоны, адреса и т. д.), уметь разыскать необходимого руководителю сотрудника не только в рабочее, но и в свободное от работы время, знать о важнейших событиях в личной жизни сотрудников (юбилеях, иных торжествах).

Кроме традиционных обязанностей помощника и референта руководителя, сегодня секретарю-референту делегируются разнообразные функции, которые никогда ранее не входили в сферу секретарской деятельности. Круг этих обязанностей достаточно широк и разнообразен в различных фирмах.

Часто секретарю-референту передаются отдельные административные функции, мелкие бухгалтерские операции. В обязанности секретаря-референта входит прием клиентов и гостей фирмы, деятельность в рамках паблик рилэйшнз (связи с общественностью), формирование архивов и т. д. Секретарь-референт просматривает корреспонденцию руководителя, направляя часть документов непосредственно специалистам и менеджерам; он фиксирует и контролирует исполнение всех поручений руководителя, как письменных, так и устных. В его ежедневнике фиксируются все факты, документы, поручения, связанные с деятельностью руководителя.

В небольших коммерческих организациях секретарь-референт, как правило, взаимодействует со службой безопасности, кадровой и хозяйственными службами. При отсутствии должностей руководителей этих служб он иногда непосредственно координирует деятельность этих подразделений. Часто секретарям-референтам передаются отдельные функции сотрудников, занимающихся работой с персоналом (например, документирование трудовых правоотношений). В отдельных малых фирмах обязанности секретаря-референта сближаются с обязанностями заместителя руководителя по общим вопросам.

Часто в подчинении у секретаря-референта находится сотрудник, выполняющий обязанности младшего секретаря.

Любой секретарь-референт должен уметь принимать решения, давать указания и представлять своего руководителя в деловых ситуациях.

Значение секретарей-референтов в структуре управления неуклонно повышается. По данным журнала «Профиль» сегодня секретарь-референт входит в число двадцати самых популярных профессий. Причем по степени престижности и перспективам на ближайшие пять лет эта профессия получила максимальную оценку. Живая и интересная работа, неплохая оплата труда (особенно в крупных городах) делают эту профессию достаточно привлекательной. Спрос на профессиональных секретарей-референтов держится независимо от кризисов, колебаний политического курса и курса валюты.

Формирование новой секретарской профессии в равной степени основано на отечественном и зарубежном опыте организации секретарского обслуживания.

Работа секретаря-референта современной фирмы имеет свою специфику:

· большое разнообразие задач со значительными различиями в них по степени сложности, важности и т. д.;

· весьма насыщенный рабочий день;

· необходимость выполнять параллельно несколько работ;

· постоянные сверхурочные, незапланированные задания, необходимость в случае срочной работы задерживаться после окончания рабочего дня;

· особые условия работы: телефонные звонки, вызовы и т. п.

Спецификаи сложность секретарского труда связана и с тем, что секретарь всегда на виду, в центре общения с руководством, коллегами, клиентами. Не случайно говорят, что «секретарь — лицо фирмы». Секретарь-референт — профессия обслуживания. В отечественной практике должность секретаря-референта преимущественно занимают женщины, которым более свойственно реализовываться в качестве помощника.

В связи с изменением места секретаря в структуре управления современной фирмой появились и более высокие требования к уровню образования секретаря-референта, его профессиональной эрудированности, коммуникабельности, способности решать разнообразные деловые задачи. Сегодня профессия секретаря-референта требует от человека высокой подготовленности, целого комплекса личных и деловых качеств, обусловленных спецификой секретарского труда.

Обратимся к многочисленным объявлениям, приглашающим на работу секретарей-референтов. К соискателям этой должности предъявляются следующие требования: знание делопроизводства (подразумевается знание правил составления и оформления основных видов управленческих документов и основные правила организации работы с документами); навыки работы с ПК (подразумевается знание текстового редактора MS Word, системы электронных таблиц MS Excel и общее знакомство с операционной системой Windows); знание в тех или иных пределах иностранного языка, чаще английского, реже немецкого или французского.

В действительности квалификационные и иные требования, предъявляемые к современным секретарям, гораздо обширней. К сожалению, при приеме на работу секретаря руководитель не всегда в состоянии четко эти требования сформулировать. И должностная инструкция, там, где она имеется, не дает полного представления об обязанностях секретаря-референта.

Профессиональный секретарь-референт должен иметь определенные знания и навыки, обладать определенными деловыми и личными качествами. Профессия секретаря-референта предполагает высокий уровень базового образования.

Профессиональные знания и навыки, необходимые современному секретарю-референту, можно условно подразделить на три группы:

1. Знания, необходимые для документационного и информационного обеспечения руководства и фирмы в целом. Секретарь-референт должен знать:

· нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления,

· основные принципы организации документооборота,

· основы архивного дела,

· основные прикладные программы,

· русский язык, один или несколько иностранных языков (в зависимости от профиля деятельности фирмы).

На основе этих знаний секретарь должен уметь:

· составлять и оформлять основные виды и разновидности управленческих документов;

· рационально организовать работу с управленческими документами, вести архив;

· находить, систематизировать и хранить информацию;

· пользоваться пишущей машинкой, персональным компьютером, принтером, другими средствами составления, изготовления, копирования документов.

2. Знания, необходимые для коммуникативного обеспечения деятельности фирмы и ее администрации:

· правила ведения деловой беседы;

· принципы организации приема посетителей, совещаний, деловых поездок;

· современные средства связи;

· основы профессиональной этики.

На основе этих знаний секретарь должен уметь:

· вести деловые беседы и телефонные переговоры;

· организовать совещания, презентации, служебные поездки;

· пользоваться современными средствами связи;

· организовать прием посетителей и телефонное обслуживание;

· планировать свою работу, планировать и беречь время руководителя.

3. Знания, связанные с основными направлениями деятельности фирмы, ее внутренней структурой и внешними связями:

· принципы организации управленческого труда, правовые основы управления;

· основы административного, трудового и хозяйственного права;

· правовые акты и положения, регламентирующие деятельность фирмы и ее сотрудников.

На основе этих знаний секретарь должен уметь обеспечить эффективную работу руководителя.

Чтобы стать хорошим секретарем-референтом, одних знаний и умений недостаточно. Необходимо иметь ряд деловых и личных качеств, которые являются неотъемлемой частью профессии.

Основные деловые качества, необходимые секретарю:

· организаторские способности: умение организовать свою работу, работу своего руководителя и работу офиса, умение организовать совещания, презентации, бизнес-поездки, приемы делегаций и другие мероприятия;

· ответственность, надежность: умение брать на себя ответственность, всегда использовать только тщательно проверенную информацию;

· пунктуальность и исполнительность: своевременное и точное исполнение поручений, умение никогда ни о чем не забывать и никогда никуда не опаздывать;

· инициативность и самостоятельность: умение принимать самостоятельные решения в рамках своих полномочий, не дожидаясь указаний руководителя по каждому поводу;

· преданность фирме, лояльность: чувство сопричастности делам фирмы, умение проявлять такт и осторожность, умение хранить конфиденциальные сведения;

· умение хранить служебную тайну и конфиденциальную информацию;

· предвидение: умение предупредить поручения руководителя, освободить от необходимости детального планирования и скрупулезного объяснения мелких деталей поручения.

 

Личные качества, необходимые секретарю:

· коммуникабельность, умение адаптироваться: умение легко устанавливать контакты с людьми, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

· доброжелательность, вежливость, любезность, отзывчивость, искреннее внимание к людям, готовность помочь другим, особенно в напряженных ситуациях, в конечном итоге — умение создать в офисе психологический комфорт;

· интеллигентность: культура речи, внешнего вида, рабочего места;

· тактичность, дипломатичность: деликатность, умение тактично разрешить любые проблемы, ответить на любые вопросы, не оскорбив при этом самолюбия собеседника;

· трудолюбие, добросовестность;

· скромность, аккуратность;

· любознательность: стремление постоянно повышать уровень своих знаний, осваивать смежные области деятельности, быть в курсе последних достижений в области секретарского дела и деятельности фирмы.

Итак, можно констатировать, что на рубеже ХХ – ХХI вв. сформировалась новая разновидность секретарской профессии — секретарь-референт, сочетающая не только обязанности помощника руководителя и его референта, но и многие другие управленческие функции. В различных организациях обязанности секретаря-референта существенно различаются, но прослеживается общая тенденция: сфера их деятельности постоянно расширяется, а его роль в структуре управления современной организацией неуклонно повышается. Вместе с тем повышаются и требования, которые предъявляются к соискателям этой должности.

Секретарь-референт — это специалист высокого класса, занимающийся творческой работой с людьми, документами, информацией.

 

Задание для самоконтроля

1. Составить портфолио секретаря-референта.

 

Литература:

1. Загорецька, О. Секретар і служба діловодства: взаємозв’язок, розподіл завдань та обов’язків // Довідник секретаря та офіс-менеджера. – 2008. – № 3. – С.50–54.

2. Клименко, О. Офіс та його персонал // Довідник секретаря та офіс-менеджера. – 2008. – № 5. – С.78–85.

 

Самостоятельная работа: составить буклет по теме: « Основные направления референта».

Оформление работы

Семнадцатое ноября

Дистанционная работа

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Международный профессиональный клуб секретарей (Professional Sec­retaries International) дал следующее определение: «Секретарь – это ини­циативный и исполнительный помощник руководителя, обладающий всеми профессиональными навыками, необходимыми для офиса, принимающий решения по вопросам, входящим в его компетенцию».

Чтобы достичь высокого уровня квалификации, секретарь должен об­ладать необходимыми для этого деловыми и личностными качествами или развивать их в себе, работая над своим характером, образованием, развивая хороший вкус. Основные характеристики качеств, которые со­ответствуют должности секретаря-референта, приведены в таблице.

 

Деловые качества Основные характеристики
Профессиональные навыки · высокий уровень базового образования; · умение работать на компьютере; · скоростное и грамотное печатание; · хорошее знание русского и иностранного языков; · умелое обращение с офисной техникой
Организаторские качества · умение организовать свою работу и работу офиса; · способность одновременно выполнять несколько дел, не теряя самообладания; · рациональное ведение делопроизводства; · умение организовать приемы, презентации, поездки руко­водителя
Ответственность и надежность · умение нести ответственность за поручения, данные руководителем
Инициативность · умение принимать самостоятельные решения в рамках своих полномочий, не дожидаясь указаний руководителя по каждому поводу
Пунктуальность, ис­полнительность · своевременное и точное исполнение поручений и документов; · своевременная информация о встречах, переговорах, совещаниях
Преданность органи­зации, умение хранить конфиденциальную информацию · чувство сопричастности ко всем делам организации; · направленность всей работы на процветание организации; · умение проявлять такт и осторожность; · не разглашать сведения конфиденциального характера
Личностные качества Основные характеристики
Коммуникабельность · умение легко устанавливать контакты с самыми разными по характеру людьми
Внешний вид · гармоничное сочетание привлекательности и строгого стиля в одежде; · элегантность
Доброжелательность · вежливость и приветливость; · создание психологического комфорта в офисе
Любознательность · желание повышать свой уровень знаний; · интересоваться новинками специальной литературы; · осваивать смежные области работы; · использовать в своей работе новые приемы, методы, разработки

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: